Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фотографирование места происшествия



Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ФОТОСЪЕМКИ НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ

При фотосъемке места происшествия желательно, чтобы на снимке оказались зафиксированными не только те данные, значение которых ясно в момент осмотра, но и те, значение которых может быть установ­лено при их дальнейшем изучении.

Место происшествия фотографируется, как правило, с нескольких точек. Необходимо при этом обеспечить возможность установления связи между всеми снимками. Для этой цели каждый снимок должен содержать хотя бы небольшую долю того, что имеется на другом снимке. Во избежание неудачи вследствие недодержки следует с каж­дой точки произвести несколько съемок с разными выдержками. Фо­тосъемка места происшествия может быть ориентирующей, обзорной, узловой и детальной (рис. 87—89).

Рис. 87. Ориентирующий снимок места происшествия (стрелкой показано место

происшествия)

Ориентирующий снимок должен показать территориаль­ное положение места происшествия относительно окружающей обста­новки, а также, насколько близко к нему расположены соседние строе­ния и сооружения, различные предметы, каков рельеф окружающей ме­стности.

В ряде случаев ориентирующую съемку места происшествия при­ходится производить с какого-либо возвышения (крыши дома, балко­на, холма и т. д.).

Если участок местности, который желательно сфотографи­ровать, имеет значительные размеры, применяют панорамную фото­съемку.

Обзорная съемка применяется для запечатления места про­исшествия изолированно от окружающей обстановки.

Фотосъемка производится с такого расстояния, при котором в гра­ницы кадра попадает возможно большая часть места происшествия. Главный объект места происшествия (труп, пролом, очаг пожара и т. д.) должен быть отчетливо запечатлен на обзорном снимке. Обычно делают серию обзорных снимков, фотографируя место происшествия

Рис. 88. Обзорный снимок места происшествия (стрелками показаны ворота, поврежденные при движении поезда)

Рис. 89. Узловой снимок места происшествия (показана часть ворот, поврежденных при движении поезда)

с нескольких сторон. Количество снимков зависит от размеров и харак­тера места происшествия. Часто место происшествия фотографируют с двух противоположных сторон, а иногда и с четырех сторон (кресто­образная съемка).

Узловая съемка предназначена для фиксации отдельных, особо важных участков места происшествия в более крупном ма­сштабе, чем они передаются на обзорном снимке (например фо­тосъемка места нахождения трупа, места нахождения следов взлома, пролома).

Детальной называется фотосъемка отдельных следов и пред­метов — вещественных доказательств на месте их обнаружения.

Детальная фотосъемка производится по правилам измерительной съемки, с линейкой или метром, имеющим миллиметровые деления.

Выбор способа фотосъемки зависит от целей фотографи­рования и характера объекта.

Мелкие следы и предметы фотографируются по правилам крупно­масштабной съемки и микросъемки.

Ориентирующая съемка применяется в тех случаях, когда окру­жающая место происшествия обстановка может иметь значение для дела. Применение обзорной съемки целесообразно во всех случаях, а узловой и детальной — при наличии особо важных участков места про­исшествия, а также следов и предметов — вещественных доказательств.

Приводим примерные перечни обзорной, узловой и детальной съемки места происшествия по некоторым категориям уголовных дел.

Во время следственных осмотров по делам о кражах посред­ством обзорной съемки надо запечатлеть склад, цех, кладовую, ком­нату и т. п. с имеющимися в фотографируемом помещении предметами и следами. Посредством узловой съемки фотографируются — пролом в стене, полу, или потолке, запоры дверей, окон, люков, а посредством детальной — следы орудий взлома на взломанных преградах.

В делах об убийствах обзорная съемка служит для запечатления места, где было совершено преступление или обнаружен труп,, со всеми предметами обстановки. Посредством узловой съемки фотогра­фируется место нахождения трупа, а посредством детальной — орудия, преступления, следы крови, следы преступника.

При расследовании пожаров и поджогов посредством обзорной съемки фотографируют пожарище, посредством узловой -очаг пожара (место, откуда началось загорание), а посредством де­тальной — остатки горючих веществ и следы преступника.

При расследовании нарушений правил техники' безо­пасности на обзорном снимке надо запечатлеть место, где произо­шел несчастный случай, вместе со станком, подъемным механизмом, сооружением и т. д. Посредством узловой фотосъемки фотографируют место нахождения трупа (с трупом), а посредством детальной — следы крови, поломанные части машин, предохранительные приспособления, части механизмов и приспособлений, имеющие непосредственное отно­шение к происшествию.

По делам об автотранспортных происшествиях на обзорном снимке рекомендуется запечатлеть участок пути, связанный с происшествием, вместе с автомобилями, на узловом снимке — повреж­денные машины и труп (если он имеется), а на детальном — части автомобилей с имеющимися на них повреждениями.

При расследовании дел о бесхозяйственном хранении государственного или общественного имущества посредством обзорной съемки фотографируют общий вид имущества на месте его нахождения, посредством узловой съемки — наиболее харак­терные группы предметов, а посредством детальной — отдельные пред­меты, которые имеют на себе признаки, свидетельствующие о бесхозяй­ственном хранении их.

По делу о криминальном аборте на обзорном снимке надо запечатлеть помещение, в котором производился аборт, на узловом снимке — место нахождения медицинских инструментов, приспо­соблений и средств, используемых в целях прерывания беременности, место нахождения трупа, если аборт имел смертельный исход, а на детальном-—следы крови, плод, отдельные инструменты, препараты и т. д.

Фотосъемка на открытой местности производится, как правило, в дневное время, при естественном освещении. Фотоаппарат надо по­стараться расположить так, чтобы солнце находилось позади, сбоку аппарата, и лучи его направлялись под углом примерно 45° к оптиче­ской оси объектива. При таком освещении предметы на снимке изо­бражаются достаточно рельефно. Лучше снимать при солнце, закры­том небольшими облаками, когда предметы освещены мягким рас­сеянным светом. Для защиты от лучей солнца на объектив надевают солнечную бленду. При вынужденной съемке против света объектив нужно заслонить от солнца рукой, головным убором, книжкой и т. п. При этом надо позаботиться о том, чтобы они не оказались сфотогра­фированными.

Если местом происшествия является берег реки, пруда, озера, моря, фотографировать рекомендуется с желтым светофильтром.

Фотосъемку в зимнее время нужно производить с желтым свето­фильтром и солнечной блендой. Необходимо учитывать возможность замедления работы шторно-щелевого затвора из-за промерзания штор­ки. Фактическая выдержка поэтому может в несколько раз превышать ту, которая установлена для съемки. Во избежание промерзания штор­ки затвора фотоаппарат в зимнее время следует носить под пальто.

Фотосъемку помещений производят при естественном, искусствен­ном и комбинированном освещении. Однако естественное освещение мо­жет иметь недостаточную силу и распределяться неравномерно. Если же в помещение попадает прямой солнечный свет, окна лучше всего завесить какой-либо белой материей (например, простынями). Этим до­стигается некоторое выравнивание освещения. Фотографировать при дневном свете надо с выдержкой, рассчитанной для более темных мест. Это обеспечивает выявление на снимке деталей в тенях. Некоторая передержка «светов» менее опасна, так как может быть исправлена вы­равнивающим проявителем, а также при печати. Темные места поме­щения могут быть подсвечены посредством отражательных экранов (ли­стов белой бумаги, кусков белой материи).

Если помещение очень мало по размеру, то для того чтобы в кадре уместилась возможно большая часть помещения, аппарат следует ус­тановить как можно ближе к стене, от которой производится съемка. Его можно вплотную прислонить к стене, используя в качестве подпор­ки одну из ножек штатива. Наводка на резкость при этом произво­дится по шкале расстояний.

В летнее время тесное помещение можно сфотографировать сна­ружи через открытое окно. Очень удобны для съемки тесных помеще­ний широкоугольные объективы, имеющие больший угол изобра­жения.

Тесные помещения целесообразно фотографировать по правилам панорамной съемки (по способу линейной панорамы).

При нагромождении большого количества предметов, расположен­ных один за другим, для фотографирования места происшествия жела­тельно применение стереоскопической фотосъемки.

Для съемки при искусственном освещении желательно иметь два источника света. Они располагаются по обе стороны от фотоаппарата, несколько позади его.

Если территория места происшествия имеет значительную протя­женность в глубину, количество источников света желательно увели­чить до трех. При этом два источника располагают позади аппарата,а третий устанавливают впереди и сбоку от аппарата, освещая им глу­бину помещения. Во избежание появления двойных теней передний свет должен быть сильнее бокового. Надо позаботиться о том, чтобы источник света не оказался на снимке. Источники света располагают на высоте 1,5—2 м.

В качестве источников света применяют лампы накаливания, фо­толампы, лампы-вспышки, магний, фары автомобилей и др. Фотогра­фирование места происшествия можно произвести также при свете тер­митных спичек, карманного электрофонаря, аккумуляторной шахтер­ской лампочки, керосиновой лампы и даже при лунном освещении.

При использовании комбинированного освещения основным источ­ником является дневной свет, а искусственным подсвечивают темные места.

Местом происшествия могут оказаться: подвал, чулан, сарай, чердак. Иногда помещение освещается слабым рассеянным светом, проникающим туда из другого помещения или снаружи. Если сила имеющихся источников света очень мала, фотографировать надо с дли­тельными выдержками (порядка 3—5 минут).

При недостаточном количестве источников света можно создать «блуждающий свет». Этот прием заключается в том, что свет во время съемки перемещают с одной части объекта съемки на другую. Так постепенно высвечивается весь объект. Полутемное помещение (на­пример коридор, в который проникает очень слабый свет из комнаты через застекленную дверь) можно сфотографировать без всяких осве­тительных средств. Фотографирование полутемных помещений без до­полнительного освещения требует применения длительной выдержки (10—15 минут).

Наводку на резкость при этом можно произвести по пламени го­рящей спички или свечи.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 2008 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...