Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Управление уровнями сигналов при их записи или передаче



Первый этап управления,, связанный, с предварительной обработ-
кой сигналов, позволяет в основном установить нужные соотноше-
ния их уровней или соотношения прямой, и отраженной энергии.
Для высококачественной звукопередачи этого недостаточно. Требу-
ется оперативное управление в процессе передачи, в частности для
того, чтобы изменять соотношение уровней сигналов ряда одновре-
менно работающих источников звука или их групп. Оно необходимо
для выравнивания громкостей на стыках 'программ, записанных в
разное время, и выбора уровня громкости с учетом условий звуко-
воспроизведения. Отсюда ^следует, что оперативное управление дол-
жно осуществляться во всех звеньях и на всех этапах передачи зву-
кового сигнала. Вот почему регуляторы- уровней сигналов включа-
ются в цепь одного или группы микрофонов, каждого канала, объе-
диняющего звучания различных инструментов и их групп, на выхо-
де всех каналов, в цепи пультов перезаписи и звуковоспроизведения.
Поэтапное управление с помощью индивидуальных (ИР), груп-
повых (ГР) и общего (OR) регуляторов уровней пульта записи^
как это видно из диаграммы уровней передающего тракта (рис. 7.1),
позволяет наилучшим образом сформировать и передать сложный
сигнал.

Регуляторы уровней могут осуществлять плавное или ступенча-
тое изменение уровней сигналов. В последнем случае переход с од-
ной ступени на другую изменяет уровень на величину не более
0,4-*-0,6 дБ. Общий предел изменения уровней сигналов составляет
1 • 60-НЮ дБ. Важно, чтобы при

использовании регуляторов

уровней не изменялись другие
параметры сигнала, -\ сам про-
цесс регулирования не замечал-
ся во время прослушивания.

Рис. 7.1. Управление уровнями сигналов (I, 11, 111), составляющих сложное зву- чание

При речевых передачах- с
использованием одного микро-
фона регулятор уровня необхо-
дим для поддержания громко-
сти различных по мощности
одиночных голосов на некото-
ром среднем «уровне или для
передачи речи одиночного ис-
полнителя, перемещающегося


по глубине съемочной площадки, в том случае, если масштаб изоб-
ражения не меняется. При этом изменение уровня речевого сигнала
должно сопровождаться изменением.акустического отношения и не
. быть чрезмерным, чтобы речь не теряла^ своей четкости. Эффект
перемещения исполнителя по глубине может быть достигнут только
изменением уровня сигнала при условии', что оно происходит на от-
крытом воздухе и не в больших пределах.

При большом количестве исполнителей и неподвижной установ-
ке микрофонов (см. рис. '6.12, а) регуляторами пользуются в цепи
каждого канала для выбора уровней, которые соответствовали бы
условиям размещения отдельных групп исполнителей. Если лри этих
условиях исполнители поворачиваются или ходят (см. рис. 6.12, б),
то регулятор уровня в цепи микрофона, от которого исполнитель
отдаляется, плавно выводится при одновременном плавном вводе,
регулятора, работающего с микрофоном, к которому он приближа-
ется.

Когда ведутся музыкальные передачи, индивидуальными регуля-
торами можно выравнивать уровни сигналов однотипных источни-
ков, что приводит к полному использованию их мощности и делает
их общее звучание более богатым и сочным. Групповые регуляторы
позволяют уточнить звуковой баланс и четче обозначить звуковые
планы оркестрового звучания. Пользуясь же одновременно теми и
другими, можно выделить солистов или отдельные группы инстру-
ментов и тем самым изменить звуковой план или усилить драматизм
передаваемых событий. Регуляторы уровней при передачу джазовой
и современной музыки позволяют выделить звучание основных пев-
цов или тех из них, которые одновременно играют на ударных ин-
струментах. Они усиливают голос певца, когда он, чтобы придать
звучанию интимный характер, понижает уровень громкости и очень
приближает к себе микрофон.

Регулирование уровней широко используется в драматических
передачах и при записи звука для художественных, научно-по-
пулярных и хроникальных фильмов. Оно необходимо, для правильно-
го- и художественно оправданного" сочетания речи в режиме дик-
торского и художественного ис-
полнения, речи и шумов, речи "и
музыки. В радиовещании, напри-
мер, регулирование используется
при переходе от одной сцены к
другой или от речи комментатора
к речи действующих лиц. В обоих
случаях первый сигнал постепен-
но ослабляется, а второй после ко-
роткой паузы постепенно усили-
вается.

Рис. 7.2. Зависимость разборчивости ре- чи (5%) от частоты при разном соот- ношении уровней фоновой музыки и ре- чи (п)

Шумы в постановках и филь-
мах обычно характеризуют место
или время действия либо напоми-
нают о связи данной сцены с дру-






гой. Они то уменьшаются, то усиливаются регуляторами уровней
вместе с появлением или исчезновением речевого сигнала, а также
в интервалах между диалогами различных групп исполнителей, дей-
ствующих в одной и той же обстановке.

Регуляторы используются, когда музыка сменяет речь, выпол-
няя связующую роль между двумя игровыми сценами, и когда она
служит фоном при проходах исполнителей или звучит для того, что-
бы охарактеризовать обстановку самой сцены. Фоновая музыка ис-
пользуется также для сопровождения дикторской речи в научно-
популярных и хроникальных фильмах. В этом случае уровень му-
зыкального сигнала должен снижаться при появлении речевого так,
чтобы разборчивость речи оставалась достаточно высокой. Соотно-
шение уровней фоновой музыки и речи (п) можно определить по
рис. 7;2. Хорошая разборчивость сохраняется еще тогда, когда ука-
занное соотношение равно 0,6-т-0,7 или же когда уровень музыкаль-
ного сопровождения на 3 -=- 4 дБ ниже уровня речи.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 793 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...