Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Влияние изменений уровня громкости



Средний уровень громкости при передаче программ через элект-
роакустическую систему не остается постоянным. При записи он
изменяется звукорежиссером, а при воспроизведении киномехани-
ком (в условиях кинопоказа) или слушателем (в условиях приема
радиог и телепрограмм). Первый из них делает это, добиваясь со-
ответствий звука видимому на экране изображению, вторые,— ис-
ходя из условий прослушивания. Очевидно, уровни громкости при
просмотре кинофильмов в условиях большого зала и по телевиде-
нию в малых помещениях будут сильно отличаться. Опыт показы-
вает также, что при прослушивании одинаковых по характеру ра-
дио- и телепрограмм уровень громкости в последнем случае обычно
ниже, так как созданию необходимой четкости и ясности в этом
случае способствует артикуляция губ и движение самого исполни-
66


Рис. -6.1. Частотные характеристики чувствительности слуха при различных уровнях громкости

теля, видимого на экране. Кроме того, при монтаже фонограммы
звукорежиссер вынужден менять уровень громкости для выравни-
вания отдельных частей звуковой программы, записанных в разное
время и в различных условиях. Таким образом, по уровню гро'м-
кости программы, передавав- -
мые с помощью, электроакусти-
ческой системы, далеко не
всегда отвечают уровню гром-
кости оригинального сигнала.
Если, пользуясь рис. 4.1, по-
строить частотные характери-
стики чувствительности слуха
при разных уровнях громкости,
они будут выглядеть так, как
показано на рис. 5.1. На нем 1,
2, 3, 4
и 5 — кривые, соответ-
ствующие уровням громкости
сигнала 30, 50, 70, 90 и 110 фон.
Судя по рисунку, передача
сложного сигнала с постепенно
повышающейся громкостью.

равносильна переходу с одной

из этих кривых на другую, более высокую, с большей подчеркну-
тостью, низких частот. Понижение уровня передачи равносильно
смещению на кривую со все большей потерей низких частот.

Повышение или понижение уровня передачи связано с первич-
ным и вторичным помещениями, в которых проводится запись и
прослушивание записанного сигнала. Если в помещениях соблюде-
ны оптимальные акустические условия, то уровень громкости зву-
чания благодаря интегрирующей способности слуха в отношении
энергии первых отражений будет повышаться в каждом из них на.
4-:-8 дБ. Отклонение от оптимальных условий в ту или другую сто-
рону будет приводить к соответствующему увеличению или умень-
шению уровня громкости. Роль вторичного помещения в отношении
, изменения громкости зависит еще от его назначения. Если это кино1
театральный зал или зал с системой звукоусиления, в нем при по-
мощи усилительного устройства можно создавать такой повышенный
уровень громкости, который обеспечивал бы нормальное восприятие
для всех, даже самых удаленных от источника слушателей. В слу-
чае приема радио- или телепрограмм в домашних условиях такой
уровень громкости, каким он выбирался в указанных помещениях,
будет недопустимо большим. Чтобы в малых помещениях обеспе-
чить нормальные условия восприятия и не мешать живущим в со-
седних помещениях, уровень сигнала выбирается значительно более
низким, чем это характерно для натурального звучания.

Таким образом, в массовых аудиториях уровень громкости вос-
производимого звучания может быть заметно выше, чем у сигнала
натурального. В малых же помещениях этот уровень обычно много
ниже. Такое изменение уровня громкости способствует улучшению


Рис. 5.2. Допустимые уровни шумов в радио- (1) и телестуднях (2), ателье озвучения (3) и "павильоне синхронной съемки (4)
 

условий восприятия, Однако требует, чтобы в процессе его регули-
ровки использовалась частотная коррекция, соответствующая кри-
вым на рис. 5.1.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 461 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...