Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биологическое наследство человека, его значение в определении здоровья людей. Критика положений биологизаторских концепций природы человека и факторов развития человечества



Современный человек является обитателем как естественной, так и культурной среды, и рассматривается как продукт эволюционного процесса и социогенеза (процесса формирования общества). Поэтому современный человек имеет двойственную биосоциальную природу. Материалистическая теория развития диалектически объясняет взаимоотношение биологического и социального в становлении человека как включение более высокой формой развития материи (социальной) более низких форм, в том числе биологической. Этим объясняется наличие в человеке биологического наследства в виде физико-химических, клеточных и системных механизмов жизнедеятельности и развития. Эти механизмы являются результатом длительной эволюции на продолжительном этапе филогенеза животного мира, который венчает становление семейства гоминид. Поэтому физические, химические процессы, процессы, протекающие в клетках, тканях, процессы жизнедеятельности органов и систем органов в ряду животных (особенно позвоночных и высших позвоночных) характеризуются фундаментальным сходством. У млекопитающих и особенно гоминид они достигли максимальной степени сложности на основе высокой степени дифференцированности и интегрированности структур организма.

Эти процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, характеризуются рядом объективных закономерностей, обеспечивающих жизнедеятельность в рамках определённых параметров. Любой сдвиг процесса в ту или иную сторону в силу сложной системы корреляций чреват развитием цепи изменений (нарушений) процессов жизнедеятельности тканей и может привести к патологии. Диагностика заболеваний, их лечение и профилактика немыслимы без глубокого знания закономерностей и механизмов жизнедеятельности на уровне клеток, тканей, органов, систем органов и целостного организма человека, знания закономерностей наследственности и изменчивости, приспособляемости (адаптированности) к условиям среды. Началом многих патологических процессов является снижение уровня приспособляемости к условиям внешней и внутренней среды на всех иерархических уровнях, проявляющееся в дезадаптации (на молекулярном, биохимическом, клеточном уровнях), затем предпатологии, которые не определяются ещё клинически.

Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство людей. Каждый крупный успех в познании фундаментальных законов жизни сказывался на состоянии медицины, приводил к изменению оценок существа и механизмов развития патологических процессов, пересмотру принципов и практики лечебной и профилактической медицины. Так, успехи генетики стимулировали исследования генетики человека и привели к появлению нового раздела патологии - наследственные заболевания, созданию медико-генетичес­ких консультаций.

Научный подход к оценке биосоциальной природы человека считает недопустимым распространение действия биологических закономерностей на социальную сферу жизни современных людей, как это делают представители социал-дарвинизма и антропосоциологии. Социал-дарвинизм - идейное течение в буржуазной социологии, возникшее в конце XIX - начале XX века и объясняющее причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора. Он берёт начало от трудов Г. Спенсера. Социал-дарвинизм разнороден, но все его проявления характеризуются биологизацией общественных процессов, стремлением видеть в естественном отборе движущую силу общественного развития. Социал-дарвинизм и антропосоциология составили идейную основу расизма и фашизма.

Подновлённый социал-дарвинизм получил название неомальтузианства. Сторонники его вслед за Мальтусом (реакционным социологом, выступившим с теорией народонаселения) стремились оправдать все пороки капиталистического общества перенаселением. Причину мнимого перенаселения неомальтузианцы видели в «излишне низкой смертности», ответственность за которую возлагали на медицину. Сторонники неомальтузианства видят спасение человечества в новых войнах, эпидемиях, высокой детской смертности, насильственной стерилизации и пр. В канун Второй мировой войны идеи неомальтузианцев использовались фашизмом в качестве идеологического оружия. В послевоенные годы эти идеи находили поддержку в реакционных кругах США. Абсолютизация биологической природы человека популярна и в настоящее время, чему способствовали развитие молекулярной биологии и генетики, открывшие перед медициной перспективу генетической инженерии, возможности целенаправленно изменять наследственную информацию человека.

Материалистическая теория развития диалектически объясняет взаимоотношение биологического и социального в человеке, утверждая, что высшая форма движения материи (социальная) является качественно новой, несводимой к механической сумме низших форм. Социальная форма движения материи хоть и была порождена биологической в ходе её развития, тем не менее не может быть сведена к ней из-за своих специфических закономерностей.

Рис. 175. Антропогенез как дистанцирование сообществ людей от природы?





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1069 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...