Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Согласно структурно-функциональной парадигме, семья выполняет несколько жизненно важных функций. Она выступает главной опорой общества.
1. Социализация. В главе 5 отмечалось, что социализация начинается именно в семье и именно последняя играет в данном процессе самую заметную роль. Идеальный случай — семья, в которой родители помогают своим детям стать полноценными и полезными членами общества (Parsons & Bales, 1955). Разумеется, социализация продолжается на протяжении всей жизни человека.
Глава 17. Семья 587
Взрослые люди изменяются после вступления в брак, и, как известно большинству родителей, матери и отцы узнают от своих детей ничуть не меньше, чем дети узнают от них.
2. Регулирование сексуальной активности. Все культуры регулируют сексуальную активность, чтобы подержать установленную систему наследования
и право собственности. Одной из универсальных культурных норм является табу на инцест (культурная норма, запрещающая сексуальные связи и браки между близкими родственниками). Кто именно подпадает под этот запрет,
зависит от культуры. Например, у навахо, в сообществе которых действует
система наследования по материнской линии, ни мужчина, ни женщина не
могут вступить в брак с кем-либо из родственников своей матери. Американское билатеральное общество применяет данное табу к родственникам как с
материнской, так и с отцовской стороны, но ограничивает его действие лишь
самыми близкими, включая родителей, дедушек и бабушек, родных братьев
и сестер, тетей и дядей. Вместе с тем знатные люди в Древнем Египте, в государстве инков и на Гавайях признавали даже браки между родными братья
ми и сестрами (Murdock, 1965; 1-е изд. — 1949).
Потомство, родившееся от союза близких родственников, о каком бы биологическом виде ни шла речь, может быть физически и умственно неполноценным. Но поскольку этого табу придерживаются только люди, можно предположить, что основная причина контролировать инцест — социальная. Почему? Во-первых, этот запрет ограничивает сексуальную конкуренцию в семьях исключительно отношениями между супругами. Во-вторых, практика заключения браков вне границ семейных кланов приводит к тому, что общество становится более интегрированным и большим. В-третьих, поскольку родство определяет взаимные права и обязанности людей, браки между близкими родственниками могли бы безнадежно спутать все родственные связи и превратиться в угрозу общественному порядку.
3. Социальная расстановка сил. Для продолжения рода вряд ли нужны семьи,
но они помогают поддерживать социальную организацию. При рождении
дети наделяются социальной идентичностью родителей, они приобретают
расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.
4. Материальная и эмоциональная безопасность. Многие считают семью
«прибежищем в жестоком мире» — прибежищем, в котором можно найти
защиту от физической опасности, эмоциональную поддержку и финансовую
помощь. Именно поэтому семейные люди нередко обладают более крепким
здоровьем, чем одинокие.
Критическая оценка. Структурно-функциональный анализ поясняет, почему общество зависит от семей. Но этот подход не учитывает огромного разнообразия вариантов американских семей и того, как другие социальные институты (например, правительство) способны удовлетворить некоторые из тех потребностей людей, о которых обычно заботится семья. К тому же сторонники данной парадигмы анализа упускают из виду негативные аспекты семейной жизни, в том числе господство мужчин и насилие в семье.
588 Часть IV. Социальные институты
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 354 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!