Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формирование идеи толерантности



Толерантность ( Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности подписанной членами ЮНЕСКО )- " уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности".

4 способа понимания толерантности по Владиславу Лекторскому:

1.Толерантность как безразличие. предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана.

2.Толлерантность как невозможность взаимопонимания.

3.Толерантность как снисхождение.

4. терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог"-позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога.

В эпоху Античности проблема толерантности открыто еще не ставилась, ее мотивы улавливались в высказываниях мыслителей Гераклита, Аристотеля, Сенеки и других философов:

Конфуций высказывал взгляд на проблему конфликта, открыто предлагая идею толерантности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут чувствовать вражды». При этом он видел источник конфликтов в невоспитанности и необразованности людей.

Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.),говоря о всеобщности законов войны в круговороте развития, считал ее уже величайшим злом, которое порождено именно этой эпохой.

Исторически первой формой толерантности была веротерпимость.

В обосновании важности толерантности для христианства особое место принадлежит Тертуллиану. По его мнению, зло порождает гнев, а породив его, ведет к греху, происходящего от человеческого чувства, и воспитывается по образу «тупого собачьего равнодушия».

В переходном периоде от Средневековья к Новому времени было много конфликтов. Решающей главой явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе.

Протестантизм стал основанием либеральной концепции толерантности. Она направлена против любой монополии в сфере религии.

В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.

П роблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.

Эпоха Просвещения 18 в.,- Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер:: "Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение"(классичесская теория толерантности).

Г.К.Честертон, говорил о негативной стороне: "Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят".

В русском языке толерантность (в некоторых словарях дается как «устаревшее понятие») представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте – «милосердие» и «снисхождение».

В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения (дифференцированное понимание)на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку».

Дифференцированное понимание феномена толерантности, в состав которого входят:

Естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»). Например для З.Фрейда детское нетерпение обусловлено природой либидо, не знающего ничего, кроме самого себя.;

Моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»). «Толерантная» личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.). Однако за своим «фасадом» она скрывает собственную нетерпимость – нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию.

Н равственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности - Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность. Символ толерантности - радужный флаг.

21. Толерантность и мультикультурализм.

Понятие «мультикультурализм» используется, как правило, в двух основных значениях.

В первом значении мультикультурализм – это феномен этнокультурной фрагментации социума; Многокультурность, направленная против культуры как общенационального явления.

Во втором значении мультикультурализм выступает как идеология и политика, которые опираются на концепции «культурного разнообразия», проповедующие этнические, расовые и субкультурные предпочтения в экономической, политической и культурной сферах общественной жизни. Их цель – искоренение дискриминации и достижение «равенства» различного рода меньшинств с национальным большинством.

Впервые термин мультикультурализм он появился в конце 1960-х годов в Канаде, а в 1971 году там стал официальным термином, обозначающим новый правительственный курс. Провозглашалась цель сделать государство более чувствительным к запросам своих граждан всех культурных и языковых групп. Несколько позже лозунг мультикультурализма взяла на вооружение Австралия, по аналогичному пути в 1975 г. пошла Швеция, затем США.

Обобщенное и усредненное представление о мультикультурализме как правительственной политике сводится к следующему: это компромиссная стратегия, избегающая двух крайностей: дифференцированного инкорпорирования мигрантов (т.е., по сути, их социального исключения) и принудительной ассимиляции.

Одна из основных связанных с мультикультурализмом проблем заключается в его открытом или латентном эссенциализме. Культура в этом контексте по умолчанию воспринимается как стабильная целостность и как объективный атрибут определенной группы, как этническая культура. Группам приписывается гомогенность, а границы между ними не ставятся под вопрос.

Отправной тезис мультикультурализма, заключающийся в отрицании единого культурного стандарта, в принципе допускает много уровней (от индивидуального до глобального) и областей использования термина.

«Основу идеологии мультикультурализма образует представление, что культурные сообщества меньшинств заслуживают уважения и признания в рамках основной нации» .

Парех необходимые оговорки: культуру нельзя рассматривать как нечто застывшее и изолированное.

Однако это перечеркивается рассуждениями в духе отношения к «общинам» как к структурам, являющимся носителями особых культурных свойств и общим определением: «мультикультурным является общество, включающее в себя две или более культурные общины». Радтке утверждал, что мультикультурализм становится новой формой национализма . Наиболее наглядным примерами приспособления новых слов к традиционной националистической повестке дня могут считаться «реактивный» и консервативный мультикультурализмы.

«Реактивный» мультикультурализм есть стратегия, которой в первую очередь следуют активисты этнических меньшинств. Их версия многокультурности включает невмешательство государства в жизнь этнических «общин» с одновременным предоставлением «общинам» привилегий и дополнительных ресурсов во имя охраны их «идентичности» и в качестве компенсаций за прошлое неравенство.

В основе своей на сходных позициях стоит консервативный мультикультурализм, настаивающий на социальной изоляции меньшинств от большинства в целях сохранения этнической идентичности тех и других. Культурный фундаментализм - национализм и даже расизм.

Тэйлор ввел понятие «признания». Люди принадлежат к каким-то культурным группам, и групповая принадлежность является необходимым элементом их идентичности. Отсутствие публичного «признания» особенностей, связанных с принадлежностью к группам, означает умаление достоинства людей.

Кимлике считал, что нет абстрактных индивидов, есть только члены культурных групп. В толковании У. Кимлики культура означает комплекс норм, ценностей и практик, является атрибутом определенной этнической группы и представляет собой ценность, нуждающуюся в защите.

Культуры находятся в неравном положении: некоторые выполняют весь набор коммуникативных, нормативных и пр. функций, обслуживая все общество (социетальные), а некоторые оказываются в маргинальном положении. Государство поддерживает социетальную культуру, которая является «своей» для одной части общества и «чужой» для остальных. Принципы либеральной справедливости требуют компенсационных и охранительных мер, т.е. разного отношения к разным группам и их членам.

Кимлика выделяет несколько категорий групп, в отношении к которым требуется особая политика. Основными могут считаться две. Первая – это меньшинства, группы, чье включение в состав крупных государств не было результатом их свободного выбора и чья культура вполне может стать социентальной. Они имеют право на все меры вплоть до государственности для охраны своей самостоятельности. Вторая – иммигранты, которые переселяются в другую страну добровольно и тем самым не претендуют на сохранение своей культуры. Государство должно выказывать уважение их культурным корням, гарантировать равные права и делать более комфортной адаптацию к принимающему обществу. Кимлике называет свою концепцию либеральным плюрализмом. Бэрри считал теорию Кимлики мультинационализмом.

Философы, рассуждающие о мультикультурализме глобально, вроде Пареха, Янга, Тэйлора называют мультикультурализмом самые разные практики. Политика мультикультурализм имеет интеграционную направленность: способствует взаимной адаптации разных категорий населения, созданию более комфортных условий для меньшинств, а значит – повышению их социальной мобильности и укреплению общегражданской лояльности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3757 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...