Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации.
2. Социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных.
3. Организмическая депривация связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием.
4. Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Их причины - внутренняя противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие латентных негативных функций установленных стандартов и правил, несоответствие реальности идеалам.
5. Психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.
Рост депривации субъектов происходит при уменьшении возможностей удовлетворения имеющихся интересов в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, экономических реформ, политических реформ, войн. В это время не удовлетворяются такие интересы, как безопасность, пища, здоровье. В результате усиливаются социальная напряженность и опасность социальных конфликтов. Социальная напряженность зависит от терпения людей, которое, в свою очередь, определяется памятью о более тяжких, чем теперь, депривациях.
Довольно часто депривация растет под влиянием развития и роста интересов и ожиданий людей в результате популистских обещаний политиков, стремящихся привлечь на свою сторону своих сограждан. Так, в частности, поступали и Н. Хрущев (обещавший коммунизм к 1980 г.)
Усиление депривации порождает социальную напряженность, агрессивность, поиск «козлов отпущения».
15. Синергетика – новая парадигма социального мышления.
Синергетика («совместный», «согласно действующий») – новое научное направление, возникшее в ХХ в. Описывает механизмы самоорганизации, взаимоподобные процессы развития в мире. Это направление носит интегрирующий характер, объединяя общими законами разные области наук: физику, химию, биологию, психологию, социальные науки, астрономию, философию и т. д.
Синергетика - современная теория самоорганизации в неживых и живых системах, главная особенность которых - нелинейность и открытость.
Термин ввёл немецкий физик Г. Хакен.
Синергетику можно охарактеризовать по-разному, а именно:
В синергетических системах могут возникать как упорядоченные, так и хаотические процессы.
Синергетика впервые сформулировала универсальные законы эволюции, справедливые и для физического (косного, мертвого) мира, и для биологического (живого) и для социума. В общем, иными словами, синергетика - это наука об эволюции и самоорганизации природы в целом.
Коротко рассмотрим взгляд на этот процесс в XIX и первых трех четвертях XX века.
Косный мир эволюционировал согласно второму началу термодинамики, т. е. его развитие сопровождалось ростом энтропии (беспорядка), что приводило к выравниванию всех градиентов в Природе: выравнивались разности температур, давлений, энергий и т. д., и косный мир необратимо смещался к состоянию равновесия, к серому, однородному хаосу.
Однако при анализе развития живого мира опыт показывает прямо противоположное, а именно: энтропия может понижаться, порядок - расти; свидетельство тому разнообразие форм и непрерывное обогащение живого мира.
Большая неясность присутствует и во взглядах на эволюцию социума: их диапазон простирается от ожиданий фатальной гибели социума и до его сверхсовершенства и слияния с Божественной Сущностью.
С позиций синергнтики естественно предположить, что в единой Природе должны соблюдаться единые законы эволюции. Синергетика пытается сформулировать эти законы в форме законов универсального эволюционизма: общий эволюционный процесс как процесс самоорганизации, несмотря на его стихийность, обладает определенной направленностью, т.е. идет рост разнообразия форм и сложности структур. Это утверждение справедливо для развития и косного мира, и живого, и общества.
Синергетика затрагивает также проблемы познания мира человеком, при этом последний рассматривается как одна из частей единой системы, и для него действительны всеобщие законы эволюции.
Несмотря на то, что к настоящему времени в синергетике существует множество нерешенных проблем, и она находится в стадии интенсивного развития, ее основное положение - единство мира требует и единства науки, различные ветви естествознания и гуманитарная сфера должны объединиться - все больше подтверждается. В современном естествознании происходят интенсивные процессы гуманизации, т.е. многие специалисты-естественники занимаются обществоведением, а в гуманитарных науках общепринятой становится логика естественных наук.
Синергетика позволяет увидеть, как тесно связаны многие отрасли познания, как велик и един круг науки. Она дает возможность понять, что каждый ученый соприкасается с целым рядом взаимопроникающих научных областей, и, если не всегда доступно познать их, то по крайней мере, реально и необходимо понять их задачи. Поэтому методы синергетики можно рассматривать как своего рода синтез наук.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2088 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!