Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каналы выражения общественного мнения и их характеристика



Каналы выражения общественного мнения делятся на три, кардинально различающиеся по своим информационным свойствам, группы:

опосредованные каналы выражения общественного мнения, которые характеризуются тем, что общественное мнение распространяется через них опосредовано, через фигуру «ретранслятора». К ним относятся средства массовой информации, средства массовой устной пропаганды, средства наглядной агитации, заседания и документы органов управления. Общественное мнение здесь испытывает влияние «ретранслятора», и поэтому может искажаться.

прямые каналы выражения общественного мнения, которые характеризуются тем, что общественное мнение распространяется через них и поступает в органы управления прямо, не проходя отбор через фигуру «ретранслятора». К ним относятся собрания, средства информационного давления (митинги, демонстрации, забастовки), личные контакты руководства с населением, письма. Общественное мнение здесь может быть достаточно объективным, однако вряд ли способно репрезентативно отражать мнение различных социальных общностей. Например, опыт показывает, что письма в редакции газет, мерии и исполкомы пишут люди с определенной ментальностью и в них, чаще всего, содержится негативная информация. Поэтому по ним невозможно судить об общественном мнении в целом.

3) специализированные каналы выражения общественного мнения представляют собой группу методов научного анализа общественного мнения. К ним относятся разнообразные опросы населения, референдумы и выборы. Очевидно, что информация, получаемая, через эти каналы является наиболее качественной и надежной, поскольку обладает принципиальными возможностями быть объективной и репрезентативной. Однако в нашем обществе работники органов управления чаще всего пользуются опосредоваными и прямыми каналами изучения общественного мнения и очень редко - специализированными (об этом свидетельствуют результаты социологических исследований).


16. Массовое общество и социологические теории «масс».

Массовое общество – это такое общество, в котором первично-групповые, общественные, традиционно ориентированные взаимосвязи переходят к вторично-групповых, утилитарных. Основными чертами массового общества есть:

• широкая атомизация (потеря естественной общности людей в пределах жизнеспособных референтных групп);

• готовность к усвоению новых идеологий (поиск утраченной стабильности и "простых" ответов на сложные вопросы);

• тоталитаризм (тотальное доминирование псевдоединства — "вертикальной" единства с государством, а не "горизонтальной" — с индивидами, которые имеют похожие интересы).

ТЕОРИИ МАССЫ l. Совокупность концепций, объясняющих особенности поведения больших (вплоть до многомиллионных) скоплений людей, лишенных каких бы то ни было иных связей друг с другом, кроме факта их одновременного присутствия в данном месте. 2. Теории, анализирующие влияние на образ жизни и соц. структуру высокой концентрации населения на сравнительно небольшом пространстве (напр, крупных современных городов).

Особое внимание при этом обращается на поведение больших скоплений людей, исчисляемых порой миллионами, на поведение массы в чрезвычайных обстоятельствах (паника, массовый экстаз и т. п.). Т.м. создаются в ответ на потребность описания двух соц. тенденций, с особой силой проявившихся в XX в. Первая тенденция - возрастание роли народных масс в историч. развитии, и вторая тенденция - рост классовой поляризации, обострение соц. антагонизмов и одновременно контртенденция - дестратификация, т. е. сближение соц. групп и слоев. Обе тенденции обусловлены сдвигами в соц. структуре об-ва, ломкой старых, традиционных дифференциаций, порожденных прежде всего НТР. Объективно Т.м. направлены, прежде всего, против революционных движений масс, рассматриваемых как "буйство толпы", сокрушающей ценности культуры. Понимание категории "масса" в зап. социологии крайне неопределенно из-за огромной пестроты в толковании этого понятия. В различн. трактовках "масса" понимается: 1) как толпа; 2) как публика; 3) как гетерогенная аудитория, противостоящая классу и относительно гомогенным группам; 4) как уровень некомпетентности, как снижение цивилизации; 5) как продукт машинной техники; 6) как "сверхорганизованное" (Маннгейм) бюрократизированное об-во, где господствует тенденция к униформизму, отчуждению. Вместе с тем имеется определенная общность методологич. установок и исходных принципов Т.м.: стремление исключить из социоло-гич. анализа классовые отношения, отношения собственности, ограничить его интерперсональными отношениями, перевести в русло частных эмпирич. исследований, психологич. редукционизма. По своему происхождению понятие "масса" - прежде всего соц.-психологич. термин. Он выработан в ходе эмпирич. наблюдений над непосредственно обозримыми множествами индивидов (поведением толпы на улице, публики в театре и т. д.). В каждом случае обращает на себя внимание возникновение некоторой психич. общности, заставляющей людей вести себя иначе, чем, если бы они действовали изолированно, и нередко примитивизирующей их поведение. В дальнейшем эта эмпирич. констатация превращается в абстрактную модель, к-рая прилагается к самым различн. сферам обществ. отношений, к человеческим множествам, уже не являющимся непосредственно обозримыми, напр, к нар. массам, революционным массовым движениям.


17. Особенности социально-психологических концепций «масс».

Психология масс (психология толпы) — особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств.

Психологию масс конкретизируют в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие:

1. Психологически толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

2. Индивид существует сознательно, а масса, толпа — неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно.

3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

4. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Эти идеи в психологии масс выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт психологии масс состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы — от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д.).

Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность или даже социальность.

В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов.

Толпа разнородная в психологии масс: а) анонимная (уличная и др.);

б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т. п.).

Толпа однородная в психологии масс: а) секты (политические, религиозные и др.);

б) касты (военные, рабочие, духовенство и т. д.);в) классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).

существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т. п.).

Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, отмечают еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы... в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика — это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4970 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...