Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психическое и физиологическое. Душа и тело



В целом ряде случаев можно наблюдать взаимное соответствие и гармонию обоих рядов опыта — физического и психического, и в целом ряде других случаев — их взаимную конкуренцию и даже противоречия. Гармония и соответствие обнаруживаются наиболее непосредственным образом там, где восприятия и представления, как принято говорить, «правильны» или «соответствуют самим вещам», так что физическое тело и его психический образ в достаточной степени «совпадают», чтобы не получалось практических и теоретических недоразумений. Наоборот, когда восприятия или представления «неправильны», «не соответствуют вещам», когда человек испытывает «иллюзию», принимая одну «вещь» за другую, или переживает «галлюцинации», «ошибки памяти», или просто «не понимает», с какой вещью имеет дело, то он, с одной стороны, может неудачно реагировать практически, так что получает от данной «вещи» различные вредные воздействия, с другой стороны, оказывается неприспособлен теоретически, т. е. его высказывания порождают противоречия в других людях, а также и в нем самом, поскольку он усвоил себе коллективный опыт. Это те формы, в которых наиболее непосредственно проявляется взаимное несоответствие, дисгармония опыта социально-организованного с опытом, организованным индивидуально, ряда физического с рядом психическим.

Менее непосредственно выступают гармония и противоречия обоих рядов опыта в процессе их познания, их систематизации путем обобщения и различения. Здесь гармония сводится к тому, что и физическое, и психическое подводятся под одни и те же обобщающие формы — «категории» или «законы», противоречие начинается там, где это не удается. Например, поскольку познающий подчиняет и физическое, и психическое единому закону причинности, постольку оба ряда гармонически объединяются в познании; поскольку он подводит физическое под категорию причинности, а психическое — под категорию «свободы», т. е. необусловленности, или представляет причинные цепи обоих рядов абсолютно раздельными, нигде не сливающимися, постольку перед нами противоречие физического и психического ряда в виде «дуализма», т. е. невозможности для

В многолетней истории философии человек всегда понимался традиционно в своем единстве, где были основные модусы – это тело, душа и, нередко, дух. Тело всегда позиционировалось, как физическая субстанция всей человеческой жизни, которая выступает как элемент природы, но в соответствии с интерпретацией – ее можно рассматривать в основных образах тела, а также согласно истории философии и науки, куда включены микрокосм, механизм и сам организм. Но, вместе с тем, человеческое тело также определяется кроме своих биологических особенностей, еще и через особый спектр исключительно человеческого состояния и чувств, например, совести, стыда, смеха, плача и так далее.

Сама душа в основном рассматривается только как интегративное начало, вроде промежуточного звена, которое соединяет тело и дух, а также придает человеку целостность. А вот уже для современной философии душа – это довольно сложная и противоречивая тема, которая рассматривается в двух основных направлениях. Во-первых, это жизненный центр тела, который является именно той силой, называющейся бессмертной. Она прежде всего очерчивает срок телесного существования для каждого отдельно. Во-вторых, это индивидуализирующее свойство каждого человека в обществе, которое описывается в философии непосредственно через проблемы свободы воли, творчества, а также рока и судьбы.

Само понятие «душа» связано с осмыслением человека понятия «дух». А вот «дух» воплощает уже в себе фундаментальную идею «человечности» как таковой. Именно он и выступает родовой человеческой способностью, которая соотносится с разумом, а также сознанием и социализацией. «Дух» отражается как феномен «духовности», а еще, как интегративное начало культуры и общества, а еще – как личностные характеристики каждого отдельного человека. Именно тут личное характеризуется непосредственно через воплощение всех социально значимых качеств.

И несмотря на это, человека никак нельзя представлять, как диаду, то есть «тело – дух», или даже триаду «тело – дух – душа». Ведь человек – это всегда исключение из общего правила. Человека – это уникальная целостность. Именно в индивидуальном личном опыте бывает очень трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни в одно.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 760 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...