Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы философского анализа общества. Формационный и цивилизационный подходы к исследованию общества



Рассматривая общество как систему взаимо­действий людей, можно выделить несколько подходов к пониманию его основ. С одной стороны можно принять за основу духовные начала деятельности и поведения людей, с другой – видеть эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество – это прежде всего совмест­ная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются опреде­ленные отношения, касающиеся средств и способов удовлетво­рения их потребностей, исходя из существующих условий жизни.

Эти отношения носят во многом объективный характер, по­скольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей и их общест­венные отношения.

Все, что существует в обществе, происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существо­вания. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составля­ют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производст­венной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравствен­ной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах мате­риальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов опреде­ляется тем, насколько они способствуют удовлетворению разно­образных потребностей людей, созданию условий для их разви­тия, проявления их творческих способностей.

Формационный подход:
Общественно-экономическая формация - это: тип общества, основанный на определенном способе производства.
Формационный подход к историческому процессу предполагает:
1) абсолютизацию законов истории;
2) учет решающей роли экономического базиса;
3) необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Формационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положения:
1) интерес к познанию классовой борьбы;
2) выявление форм эксплуатации;
3) исследование различных форм собственности.
Достоинство формационного подхода к изучению истории состоит в том, что он:
1) утверждает решающую роль материальных факторов развития общества;
2) связывает критерии прогресса с формами собственности;
3) рассматривает сложное взаимодействие базиса и надстройки.
Формационный подход общественного развития предусматривает:
1) интенсивное производство;
2)объективность законов общественного развития;
3) экономическое развитие.
Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному истори­ческому пути с разной скоростью.
В основу формационной теории развития общества положены критерии:
1) деления общества на классы;
2) развития производительных сил;
3) отношения собственности.

Цивилизационный подход:
Цивилизация - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях.
Цивилиация:
1) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер;
2) совокупность проявлений культуры;
3) система ценностей общества.
Цивилизация – устойчивое культурно-историческое образование, отличающееся общностью:
а) духовно-нравственных ценностей;
б) культурных традиций;
в) материально-производственной и социально-политической жизни;
г) образа жизни и типа личности.
Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания.
Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он исследует своеобразие и уникальность исторического развития.
В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии: уровень развития культуры.
Цивилизационный подход акцентирует внимание на соииокультурных факторах, а формационный - на экономических.

44. Личность и общество. Философские теории свободы.
Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Человек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность.
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.
Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.
В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Эти отношения — и материальные, и духовные — обладают высокой степенью абстрактности.
И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены прежде всего на устойчивое жизнеобеспечение, во всех его многообразных измерениях, т.е. на создание необходимых и достаточных условий и средств функционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовых существ, а также дальнейшего их развития.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1022 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...