Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шедевроведческие, научно-аналитические, художественно-просветительские модели учебного курса по культурологии



Возрастание роли культуры при переходе общества от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Демассификация, дестандартизация и информатизация жизнедеятельности людей в ХХI веке. Роль научно-технического прогресса в развитии общества. Опасности перерастания техницизма в технократизм. Использование гуманистического потенциала художественной культуры для корректировки инженерно-технологичного мировидения. Художественно-просветительная (шедевроведческая) модель учебного курса по теории культуры.

Общечеловечность, системность и планетарность, гуманистичность и конструктивность как определяющие черты нового мышления в период перестройки советского общества. Современное мышление в ХХI веке. Его диалогичность, диатропичность и толерантность. Синергетизм культурологического мышления. Научно-аналитическая модель учебного курса. Культура как целостность и саморазвивающаяся система в культурологии.

Термином «эпоха Просвещения» обозначают широкое философское движение, которому принадлежала ведущая роль в идейной жизни Европы и США в XVIII—середине XIX в. Просвещение было наследником и продолжателем начинаний рационального XVII в. Но если героем XVII столетия был суверенный субъект, совершенствующий свой разум и в поиске истины опирающийся на собственные силы, то в веке XVIII уже появилось «разделение на тех, кто распространяет ранее добытые истины, и тех, кто эти истины воспринимает и усваивает». Само название «Просвещение» указывает на решающую роль образования, воспитания, формирования. Именно эти понятия стали фактически синонимами культуры. Пытаясь путем критики «предрассудков» сформировать новые культурные образцы, Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого. Переоценке этого опыта способствует и то, что исследователям становится доступен новый материал. Помимо изучения древних текстов, осуществлявшегося со времен Высокого Средневековья и Возрождения, в поле зрения ученых попадают археологические памятники, произведения народной культуры, подробные описания культуры отдаленных стран, сделанные путешественниками. Просветителями культура понималась как целостное, при всем своем разнообразии, поле человеческой деятельности. При этом культура, понимаемая довольно широко, включала в себя и экономическую, и политическую жизнь общества. Просветители стремились к разработке всеохватывающих систем в различных областях: «Всеобщая наука» итальянского мыслителя Джамбат-тистыВико (1668—1744), попытки построения всеохватывающих теорико-исторических конструкций в философии. Эти тенденции, процессы затронули и развитие культурфилософского знания. Для эпохи Просвещения было характерно стремление к построению общей теории культуры. Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человечества, которая понималась как продукт деятельности человеческого разума. Однако сразу же обнаружилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры». Заслуживает внимания концепция культуры французского мыслителя Жан Жака Руссо (1712—1778). В отличие от большинства просветителей, видевших в развитии наук и искусств основу социального прогресса, Руссо считал, что подъем культуры во все времена неизбежно приводил к распространению роскоши, а следовательно, и к упадку нравственности. Философ отрицательно относился к понятию «цивилизация», предпочитая «доцивилизованное», естественное состояние человека. Такая позиция Руссо была, пожалуй, самой резкой формой противопоставления природного и культурного начал. Попытка устранить это противоречие была предпринята в классической немецкой философии. В ней культура понималась как исторический процесс развития духа, в котором в конце концов возможен синтез природного и культурного начал.

В процессе культурологич. анализа конкр. методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитич. проблемы общекультурологич. плана; нередко они применяются не в качестве формальных операций, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Все это дает основание говорить об опр. трансформации дисциплинарных методов, об их особой интеграции в рамках исследований культуры, что в итоге стимулирует развитие культурологич. познания в целом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...