Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пролог - programminginlogic



Логическая программа – набор спецификаций в рамках формальной логики. Prolog – язык логич-гопрограммир-я осн-ный. на исчпредик и исп-ет мет резолюции. В отлич от исчисления высказ-й, где имеет место только узкий круг утверждений – высказ-й, в исчислении предикатов вместо высказ-й исп-ся предикаты – символьные выр-я, начинающ-ся со строчной буквы и указывающие на отношения м-унеск-ми объектами likes(masha,flowers). Аргументами предикатов м.б. и функции. Пролог созд в 1973 г. во Франции поддерждеклар стиль прогр-я, т.е. описпредмобл в виде фактов и правил. В отл от него процед-й стиль предп-етнаписпр-мы в виде инструкц по вып-ю алг. В логическомпрогр-и компьютеру сообщается, что есть истина, а не как это сделать.

Описание языка: Операц: коньюн (,) дезьюн (;) отриц (not) имплик (:-). Программы на прологе сост из предложений. Сущ-ет 2 типа предл-й - факты и правила: факты описотн-я м/у обьект. likes(masha,flowers) – Маше нравятся цветы; и отражают св-ваgreen(tree) – дерево зеленое. Правила позв вывод 1 факт из друг-го. Для представл-я правил исп-ся Хорновскиеклозы- формулы вида АßВ1^B2^…^Bn, где А и В это предикаты без отрицаний. А- заголовок, а конъюнкция – тело выражения. Любое логическое выр-е м-но привести к виду Хорн. Клоза. likes(masha,X):-green(X) – маша любит все зеленое; likes(sasha,X):-likes(masha,X)- Саша любит все то что любит маша.

Запросы и цели: дав прологу факты и правила можно задавать запрос или цель. likes(masha,flowers)- нравятсялимашецветы (yes); likes(sasha,X) – чтолюбитСаша (X=flowers, X=tree)

Переменные: позволяют описывать факты и правила, относящ-ся к классам объектов, начинаются с заглавн буквы или подчеркивания. Константы запис-ся с маленькой буквы или исп-ся кавычки. Константы определконкретн объекты (sasha,”Sasha”). Анонимныеперем (обозн. знаком подчерк-я _) пр. parent(dima,kostya). parent (sasha,nina). Требуется узнать какие люди явлродител без инф о детях. Запрос: parent (X,_).

Осн. разделы: доменов (domains) – тип аргументов предикатов; предикатов (predicates) – объявл все использпредик (просто выписыв) и домены их аргументов. Предикаты задают факты и правила. Имя предикатаначин со строчн или заглавной буквы., м-т исп-ся цифры и знак подчеркивания; предложений (clauses) – располагаются все факты и правила; цели (goal) – описыв запрос. Пример: записать на прологе «все люди смертны, Сократ человек, следовательно Сократ смертен»

Domains – описание типа

X=symbol Х-переменная

Predicates-объяляются все испол-мые предикаты

person (X) человек

mortal(X)смертн

clauses раздел предложений

person (socrates). факт

mortal(X):-person(X). правило

goalразделцелей

mortal(socrates). Запрос смертен ли Сократ

36. Экспертные системы – это пр-ма, кот замен эксперта в конкрпредм обл. Возможности:1)рассуждают эвристически,исп-уя для получ. реш-иянесоверш-ые знания.2)отслеживают свои процессы рассуж-ия,выводя промежуточные рез-ты и отвечая на вопросы о процессе решения.3)позв-ют модифицировать базу знаний.

Задачи реш-ые с пом ЭС: интерпретац данных (описан ситуац по инф-иипоступ от датчиков PROSPECTOR- рудоносность районов), диагностика (выявл причины неисправного функц-я систем MYCIN-диагнбакт инф), Мониторинг (сравнение рез-тов набл-я с ожидаемыми RECTOR-набл за атреакт), проектирование (XCON-выб оптимальной конфигур комп), прогноз (WILLARD –прогноз погоды), обучение (дигнос-ие и подсказ. прав. решение GUIDON-обучстуд медиков), поддержка принят-я реш (обесп лицо приним-ее решнеобх инф). Структура ЭС (рис):

БЗ-база знаний, центральная часть ЭС, содерж правила, методы и знания для реш зад в данннпредм обл. часто делится на БЗ и БД, где хранятся факты.

МЛВ-маш лог вывода, позволисп БЗ так, чтобы м было получ разумные заключ.

МО- модуль объяснен- сопровреш-е комментар.

МПЗ-мод приобр знаний, изменяет содерж БЗ и БД. Знания о предметной области обеспечивает эксперт. Наиб проблему при разработке ЭС предстпроцполуч знаний у эксперта. Больш часть знан ост личнсобстэксп, т.к. нигде не докум, а эксп знает больше чем осознает. Поэтому сущ-етпроф-я – инженер по знаниям.

Этапы разработки ЭС: 1. идентпр-мы - Уточняется задача, планируется ход разработки ЭС, происходит знакомство и обучение членов коллектива разработчиков, а также создание неформальной формулировки проблемы. (эксп, инженер, польз-ль) 2. извлзн-й - получение инженером по знаниям наиболее полного представления о предметной области и способах принятия решений в ней (инж, экс) 3. структур-е зн. - разработка неформального опи­сания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста, ко­торое отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной об­ласти (инж) 4. формализ-я знаний - разработка базы знаний на языке представления знаний (продукционные модели, семантические сети, фреймы, объектно-ориентированные языки) (инж, програмист) 5. реализация - разработка программного комплекса, демонстрирующего жизнеспособ­ность подхода в целом (прогр-т) 6. тестиро-е - проверяется работа программ ЭС с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей (э,польз,инж,прогр-т).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...