Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Типология государств: формационный и цивилизационный подходы, их достоинства и недостатки



Типология - совокупность наиболее характерных особенностей и черт государства выражающих его социальную сущность и соотношение с определённой разновидностью тех или иных обществ в рамках которых это государство существует. Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

В настоящее время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход. Основан на объединении государств в рамках конкретной общественно- экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства характерна и для капиталистической общественно-экономической формации. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно- правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве.

При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации. Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип - социалистическое государство.

Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при хар-ке развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы.

К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в т.ч. религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.п.

В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

В юр. лит-ре отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию. Выделяют этапы цивилизации:

- локальные цивилизации - существуют в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.).

- особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.

- всемирная цивилизация – охватывающая все человечество. Формируется в наст. время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения челов-кой духовности.

В лит-ре выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-во этих цивилизаций отличается по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Гос-во первичной цивилизации – явл. частью базиса, а не только надстройки (древнеегипетское, шумерское, японское, сиамское и др.).

Гос-во вторичной цивилизации – оно не составляет элементы базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское и др.).

В типологии гос-в выделяют гос-ва переходного состояния (переходные гос-ва - (от феодального к буржуазному).

В учебной юр. литературе используются и др. классификации гос-в: например, демократические и недемократические, гос-ва западной и восточной цивилизации.

Классификация гос-в по их отношению к религии : светские (все виды религиозных организаций отделены от гос-ва - РФ, Германия, Франция, все гос-ва СНГ), клерикальные (где та или иная религия официально имеет статус гос-ой и занимает привилегированное положение –Великобритания, Щвеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.), теократические (гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют основной источник законодательства, глава гос-ва явл. высшим религиозным деятелем – Иран, Пакистан, Марокко и др.), атеистичекие гос-ва (здесь религиозные организации преследуются властями – были Советское гос-во, а ткже некоторые бывшие социалистические гос-ва).

Направления цивилизационного подхода:

технологическое направление (тип государства связывается со стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство). Теория стадий экономического роста (Ростоу):

– традиционное общество (низкий уровень науки, преобладание с/х);

– переходное общество (закладываются основы преобразований);

– общество в процессе сдвига (НТ развитие в промышленности и с/х);

– созревающее общество (превышение выпуска продукции над ростом населения);

– общество уровня народного потребления (высокий уровень массового потребления, производство предметов длительного пользования);

теория конвергенции (Сахаров) (сближение и воплощение лучшего из того, что содержат обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира);

концепция цивилизации (Тойнби) (замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков.

Переходный тип – это межтиповое состояние, возникающий у государства и права при переходе от одного типа к другому.

Орио, «Основы публичного права»: переходное состояние государства и права. Любое общество подвержено болезням и кризисам. Кризисы бывают двух видов: возникающие в период роста и централизации государства и происходящие в периоды децентрализации зрелых государств.

Черты переходного периода государства:

1) Переходные явления и процессы на современном этапе носят глобальный характер.

2) При переходе учитываются не только социально-экономические факторы, но и факторы взаимодействия человека и природы.

3) Более активно участие человека в преобразовательном процессе.

4) Все государства и правовые системы переходного типа возникают по общему правилу в результате социальных потрясений.

5) Переходное состояние государства содержит в себе несколько возможных вариантов дальнейшего развития.

6) Переходное состояние связано с резким изменением характера и масштаба традиционных экономических связей, ослаблением материальной основы государства, резким падением уровня жизни значительной части населения.

7) Временное ослабление политических и социальных основ.

8) Доминирование в системе разделения властей исполнительно-распорядительной власти.

В качестве конкретных примеров, подтверждающих данный тезис, можно сослаться на революцию XVIIв. в Англии (1640–1649), положившую начало становлению первого буржуазного государства и права в Европе; на буржуазную революцию XVIII в. во Франции (1789–179), по праву названной Великой французской революцией, которая послужила мощным социальным импульсом для перехода государства и права Франции и многих других стран от феодализма к капитализму; на Октябрьскую революцию 1917 г. в России, положившую начало, согласно официальной и академической версии, переходу государства и права России, а затем и многих других стран от капитализма к социализму.

В учебной юридической литературе используются и иные классификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические, государства западной и восточной цивилизации.

Заслуживает внимания и классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства. В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы. Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается,

в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей экономической основы - собственности;2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) священнослужители и верующие репрессируются;5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 770 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...