Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация женских голосов

Сопрано

В этой категории различаются: колоратурное, лирико-колоратур­ное, лирическое легкое, лирическое крепкое, лирико-драматическое, драматическое сопрано.

Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

(Условно: К и Л-К)

Это самые легкие и подвижные голоса. Диапазон К: — до пер­вой октавы — соль-диез третьей. Диапазон Л-К: до первой октавы

- ми третьей. Нижняя квинта диапазона выразительна на пиано, а
на форте здесь голос звучать не может. Рабочая середина — ми, фа
первой октавы — фа, соль-диез второй. Оба типа можно назвать об­
ладателями самых блестящих верхов, которые звучат чуть теплее у
Л-К. Они легко справляются со всеми видами украшений, но для
колоратуры это заложено в большей степени природой, а для Л-К
имеет значение выучка. Этим голосам поручают образы молодых
героинь, жизнерадостных, лукаво-шаловливых, они могут выражать
и беспристрастие, холод и даже жестокость. Драматические краски
этим голосам почти не доступны: горе, страдание, жестокость они
выражают лирическими средствами.

Оперный репертуар:

- Царица ночи — Моцарт «Волшебная флейта» (К);

- Джильда — Верди «Риголетто» (Л-К);

- Джульетта — Гуно «Ромео и Джульетта» (К);

- Эльвира — Беллини «Пуритане»;

- Розина — Россини «Севильский цирюльник» (сейчас — К);

- Филина — Тома «Миньон»;

- Виолетта — Верди «Травиата» (сейчас — К);

- Лакме — Делиб «Лакме» (К);

~ Шемаханская царица—Риме кий-Корсаков «Золотой петушок» (К);

- Антонида — Глинка «Иван Сусанин» (Л-К);


       
   
 
 

Легенда русской оперной сценыАнтонина Васильевна Нежданова в роли Виолетты (Дж. Верди, «Тра­виата») и в роли Волховы (Римский-Корсаков, «Садко»)

- Царевна-лебедь — Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

(Л-К);

- Оксана — Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»;

- Шахсенем — Глиэр «Шахсенем»;

- Людмила — Глинка «Руслан и Людмила» (Л-К);

- Люба Шевцова — Мейтус «Молодая гвардия».

Для этих голосов написано много романсов, в том числе «Здесь хорошо» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, «Сказки венского леса» Штрауса, «Взрыв смеха» Обера, а также концертные вокализы Рах­манинова, Глиэра, Ракова.

Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К), Валерия Барсова (К), Милица Корьюс (К), Гоар Гаспарян (К), Алла Со-ленкова (К), Бэлла Руден-ко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К), Мон-серрат Кабалье (Л-К), Д.Сазерленд (Л-К).

Милица Корьюс. Фильм «Большой вальс»

Далее мы приведем фотографии исполни­тельниц, голоса которых современные студен­ты смогут услышать лишь в фонозалах библио­тек или в редких передачах по телевидению. По­старайтесь услышать голос Милицы Корьюс. Он звучит во фрагменте из довоенного черно-бело­го фильма «Большой вальс». Антонина Василь­евна Нежданова обладала школой, которая по­зволила ей звучать на сцене в концерте и в 83 года.

Галина Васильевна Олейниченко ныне пре­подает в РАМ имени Гнесиных, одна из ее луч­ших учениц последних лет — Ирина Самойло­ва. На одной из фотографий — в роли Вани —


После спектакля оперы М.Глинки «Иван Сусанин»: СусанинЕвгений Нестеренко, АнтонидаБэлла Руденко, дирижерМарк Эрмлер, ВаняРаиса Котова. Кремлевский Дворец Съездов, 1981

Раиса Васильевна Котова, обладательница редчайшего голоса — кон­тральто. Она преподавала некоторое время в ГМПИ имени Ипполи-това-Иванова. Однако не всегда партии колоратурного сопрано бу­дут звучать в исполнении этого типа голоса. Например, Виолетту исполняет Тереза Стратас, обладательница лирико-драматического сопрано, что в точности соответствует замыслу композитора. Об этих трансформациях на оперной сцене и их причинах мы еще погово­рим.

Лирическое легкое (ЛЛ) и крепкое сопрано (ЛК)

щ Это также так называемые легкие го-

лоса с теплым тембром, но с менее вы­
раженной подвижностью. Диапазон: от
до первой до
до третьей
октавы, ниж­
няя кварта
убедительна
Вторая слеваМ. Френи в оттенках ПИ-

ано. Рабочая середина — от фа первой до

соль второй октавы. Для них в операх на- Рената Скотто и

Писаны партии героинь, обладающих внут- Джулия Семионато


 
 

 

ренней силой, выдер­жанных в проявлении своих эмоций.

Оперный репертуар:

А.Бараш с камерным оркестром ВМУ имени Ипполито ва-Иванова, дирижернародный артист России \В.Н.Барсов

- Микаэла — Бизе
«Кармен» (ЛЛ);

- Маргарита — Гуно
«Фауст» (ЛК);

- Дездемона—Верди
«Отелло» (ЛК);

- Эльза — Вагнер
«Лоэнгрин (ЛК);

- Мими — Пуччини «Богема» (ЛЛ);

- Чио-Чио-Сан — Пуччини «Мадам Батерф-
ляй» (ЛК);

- Парася — Мусоргский «Сорочинская ярмар­
ка»;

- Марфа — Римский-Корсаков «Царская неве­
ста» (ЛЛ);

-Волхова — Римский-Корсаков «Садко» (ЛК);

- Иоланта — Чайковский «Иоланта» (ЛК);

- Татьяна — Чайковский «Евгений Онегин»
(ЛК);

- Прилепа—Чайковский «Пиковая дама» (ЛК).

Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны — крепкое или лирико-дра­матическое сопрано.

М.Кузнецова в роли Татьяны (Чайковский «Евгений Онегин») и Е. Цветкова в роли Манон (Массне «Манон»)

Исполнительницы: М. Кузнецова, Е. Цвет­кова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина, А. Бараш.


Лирико-драматическое (ЛД) и драматическое сопрано (Д)

Драматическое сопрано — более сильный, мощный, большего наполнения по всему диапазону звучания голос по сравнению с ра­нее рассмотренными. Это — пожалуй, самый богатый по возможно­стям сопрановый голос, у которого ярко выражен контраст между пиано и форте, которому подвластны и лирические, и драматичес­кие краски. Лирико-драматическое и драматическое сопрано имеют такой же диапазон, как и предыдущие голоса, но более насыщенный тембр и разнообразие динамических оттенков в нижней квинте, на микстовом отрезке диапазона и в головном регистре. Кроме того, грудное звучание этих голосов сохраняется до более высоких нот. Диапазон: от до первой до до третьей октавы, рабочая середина — от фа первой до соль второй октавы. Лирико-драматическое сопрано может исполнять партии и лирического, и драматического плана, оттеняя в характере героинь те черты, те качества, которые позволит описать тембр голоса. В операх для этих голосов созданы образы героинь, полные страстей, коварства, переполняемые сильными чув­ствами, можно сказать, образы сильных личностей.

Оперный репертуар:

- Турандот — Пуччини «Турандот» (Д);

- Аида — Верди «Отелло» (ЛД);

- Сантуцца - Масканьи «Сельская честь» (ЛД);

- Тоска — Пуччини «Тоска» (ЛК, ЛД);

- Горислава — Глинка «Руслан и Людмила» (ЛД);

- Ярославна — Бородин «Князь Игорь» (ЛД);

- Наташа — Даргомыжский «Русалка» (ЛД);

- Лиза — Чайковский «Пиковая дама» (ЛК, ЛД);

- Кума — Чайковский «Чародейка» (ЛД);

- Катерина — Шостакович «Катерина Измайлова» (ЛД).

Иногда для этих голосов пишут также образы пожилых женщин, иногда — характерно-комических.

Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, яв­ляется все время повышающийся строй оркестра (с 424 колеба­ний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).


Мария Каллас
Мария Каллас в роли Турандот в опере Пуччини «Турандот»

Известно, что многие оперные партии композиторы предназна­чали конкретным исполнителям с учетом их индивидуальных голо­совых возможностей. Однако оперные партии могут исполняться дру­гими певцами, которые не имеют тип голоса, указанный композито­ром. Выигрывает или теряет исполнение оперной партии от этого? Вопрос спорный, хотя один из примеров точно указывает на то, что потери неизбежны. Голос Марии Каллас называли «голосом минув­шего века» (см. книгу Теодоро Чельи «Голос минувшего века»), для которого были написаны оперы Беллини и Доницетти. Появление на оперной сцене такой певицы явило миру возрожденные шедевры этих композиторов, доказав, что даже сценическое поведение актера уже заложено в музыке, которая до появления Каллас считалась мало интересной в постановочном плане. Зачастую диапазоны оперных партий таковы, что не укладываются в представление о голосе по! приводимой классификации. Это как раз и происходит от того, что написаны эти партии для конкретных исполнительских возможнос­тей певца и, как говорится, либо должны были дожидаться «своего часа», либо по желанию постановщиков оперного спектакля один указанный тип голоса заменялся другим. Пример — партия Розины в опере Россини «Севильский цирюльник», которую композитор на­писал для колоратурного меццо-сопрано, а сейчас, в основном, ис­полняет в театрах колоратурное сопрано. Достаточно сравнить об­разы, созданные этими типами голосов, как будет видна разница его трактовки. Аналогичный пример - партия Иоанны в опере Чайковс­кого «Орлеанская дева». Написанная для высокого (лирического) меццо-сопрано, оперная партия ныне исполняется и крепкими ли­рическими сопрано (М.Касрашвили, постановка ГАБТа).

Обладательницы этих типов голосов: Мария Каллас (Д),Райна Кабайваньска (ДЦ), Фелия Литвин (Д), Галина Вишневская (ЛД), Наталья Троицкая (Д), Любовь Казарновская (Д), Елена Иванова (ЛД), Галина Горчакова (ЛД), Джесси Норман (Д),Эва, Мартон (Д), Тереза Стратас (ЛД), Лидия Абрамова (ЛД).

Приведенная дифиниция на (ЛД) и (Д) не является единственно верной из-за почти схожих возможностей этих голосов и индивиду­альных качеств, которыми обладают сами исполнительницы.

Голос Фелии Литвин (настоящее имя и фамилия певицы Фран­суаза Жанна Шютц, по мужу Литвинова Фелия [Фёкла, Фанни]),


называли «героическое сопрано». Она была оперной артисткой (за три дня учи­ла партии, легко справлялась с техничес­кими трудностями), камерной певицей и педагогом. Обладала исключительным по силе и диапазону голосом (две с полови­ной октавы — от соль малой октавы до ре третьей октавы), причем окраска грудного регистра и середины была кон­тральтовой. Ее стиль пения отличался драматической выразительностью. После окончания певческой карьеры преподава­ла в консерватории Фонтенбло. Награж­дена французским

Фелия Литвин е роли Юдифь из одноименной оперы А.Серова

орденом Почетного легиона (1927).

Марию Каллас называли «Шаляпиным в юбке». С ее име­нем связано много легенд, о ее характере мож­но было услышать много нелестного. Как она готовила партию, не видел никто. На две не­дели она укрывалась от чужих глаз и прихо­дила на репетицию с уже подготовленной к постановке ролью. Ее искусство перевопло­щения не знало границ, а выразительность и богатство голоса настолько поражало публи­ку, что долгое время исполнение М. Каллас было признано эталонным. Ныне именем Ма­рий Каллас назван конкурс солистов-вокали­стов, победительницей одного из которых была Мария Гулегина, теперь также в ос­новном работающая за рубежом. В одном из интервью М. Гулегина говорила, с каким вол­нением она выходила на оперную сцену Ла Скала в роли Виолетты, которую исполняла сама Каллас. Особенно тревожила сцена «Che strano» из оперы «Травиата», которую



 

Л.П. Симонова (третья справа) и А.Б. Бараш (третья слева)

Ковент-Гарден, Лондон, 1962. Слева направо: Марио Дель Монако (драматический тенор), Раина Кабай-ваньска и Тито Гобби (лирический баритон) в опере «Отелло» Д. Верди

так несравненно проводила «опер­ная дива». К сожалению, осталось очень мало записей голоса Марии Каллас. Сохранился художествен­ный фильм Карло Пазолини «Ме­дея», где Каллас сыграла главную роль, но не на оперной сцене, хотя эту партию она пела не раз, а как драматическая актриса.

Народная артистка России Л.П.Абрамова, певица (лирико-драматическое сопрано), профессор, председатель жюри и оргкомитета Всероссийского открытого студенческого конкурса вокалистов «Bella voce», автор уникального многотомного издания «Ave Maria», председатель Регионального общественного фонда «Ave Maria»

Лирическое (ЛМЦ) и драматическое (ДМЦ) меццо-сопрано

Первый из этих голосов больше тяготеет к сопрано, второй — к контральто. Насыщенность грудного регистра выше у драматического меццо, этот голос имеет и более плотную середину. Диапазон обоих голосов от ля малой октавы до ля второй, хотя встречаются и более низкие, и более высокие голоса. Среди образов — и кокетливые, ко­варные обольстительницы с ярким темпераментом, и юные девуш­ки, готовые на совершение подвига, и герои-травести.

Оперный репертуар:

- Полина — Чайковский «Пиковая дама» (ЛМЦ);

- Кармен — Бизе «Кармен» (ЛМЦ);


Чечилия Бартоли (Италия)

Большой театр. Постановка «Кармен» Бизе. Слева направо: А.Ш. Мелик-Пашаев, И. Архипова, П. Лисициан, М. Дель Монако, И. Масленникова

- Миловзор — Чайковский «Пиковая дама» (ЛМЦ);

- Весна — Римский-Корсаков «Снегурочка» (ЛМЦ);

- Ганна — Римский-Корсаков «Майская ночь»;

- Жанна д'Арк — Чайковский «Орле­
анская дева» (ЛМЦ);

-Золушка—Россини «Золушка» (ЛМЦ);

Заслуженная артистка России Л.П.Симонова, педагог по сольному пению автора этой книги


 
 



V Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Лауреаты конкурса Е. Нестеренко, Т. Синявская и Н. Огренич с членом жюри Т. Гобби

- Зибель — Гуно «Фауст» (ЛМЦ);

- Керубино — Моцарт «Свадьба Фига­
ро» (ЛМЦ);

- Азучена—Верди «Трубадур» (ДМЦ);

- Рогнеда — Серов «Рогнеда (ДМЦ);

- Марфа — Мусоргский «Хованщина»
(ЛМЦ);

- Любаша — Римский-Корсаков «Цар­
ская невеста»;

- Любава—Римский-Корсаков «Садко».


Проводы члена жюри

М. Каллас из Москвы.

IV Международный конкурс

Швш,

имени П.И. Чайковского


Контральто

Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Ди­апазон его — от соль малой октавы до фа - соль второй. Но в исто­рии вокального искусства были и иные голоса с большим диапазо­ном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на уча­стке соль малой — соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано. Об­ладательницы этого типа голоса: Раиса Котова, Марта Понтрягина, Кэтлин Ферриер, Биляна Ковач (Черногория).

Оперный репертуар: -Ульрика — Верди, «Бал-маскарад»,

- Ваня — Глинка, «Иван Сусанин»,

- Ратмир — Глинка, «Руслан и Людмила»,

- Нежата — Римский-Корсаков, «Садко»,

- Кончаковна — Бородин, «Князь Игорь».




VII Всесоюзный конкурс

вокалистов имени

М.И.Глинки.

Члены жюри Е.Нестеренко

и Н.Ангуладзе, 1975


После спектакля в Ла Скала, 1978. Слева направо:

Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Пласидо Доминго,

дирижер Клаудио Аббадо

Исполнительницы: Надежда Обу­хова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Та­мара Синявская, Ольга Бородина, Люд­мила Симонова, Тереза Берганца, Чечи-лия Бартоли (колоратурное меццо-со­прано).


Л. Собинов в роли Ленского (Чайковский «Евгений Онегин»)

Классификация мужских голосов. Оперный репертуар

Тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято разли­чать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-дра­матический, драматический, харОктерный.

Диапазон голоса: от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино — до малой октавы — ми второй октавы. У драмати­ческих теноров — от ля большой октавы до до второй. Встречаются крайне редко голоса, диапазон которых и тембровая окраска позво­лили им исполнять теноровые и баритональные партии — напри­мер, Э.Карузо.

Альтино (А), лирический легкий (ЛЛ) и крепкий лирический (ЛК) тенора

У первых двух типов голосов нижний отрезок диапазона голоса звучит только на пиано, верха — легкие. Эти голоса легко исполня­ют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название — di grazia («ди грациа», изящный). Возможнос­ти этих голосов сравнимы с аналогичными типами женских голосов.

..*•

Оперный репертуар:

- Берендей — Римский-Корсаков «Снегу­
рочка» (А);

- Звездочет — Римский-Корсаков «Сказка
о Золотом петушке» (только А);

- Юродивый — Мусоргский «Хованщина

(А);

- Ленский — Чайковский «Евгений Оне
гин» (ЛЛ);

- Баян — Глинка «Руслан и Людмила» (JIJ.
я А);

Л.В. Собинов

- Фауст — Гуно, «Фауст» (ЛЛ);
-Ромео — Гуно «Ромео и Джульетта» (Ш.

- Герцог — Верди «Риголетто» (ЛЛ);


>..>

- Индийский гость — Римский-Корсаков «Садко»
(может спеть А и ЛЛ);

-Левко — Римский-Корсаков «Майская ночь» (ЛЛ);

-Альмавива — Россини «Севильский цирюльник»
и ЛЛ);

Лоэнгрин — Вагнер «Лоэнг-
^ рин» (ЛК);

- Вертер — Массне «Вертер» (ЛК);

- Рудольф — Пуччини «Богема» (ЛЛ).

Л. Собинов в роли Ромео («Ромео и Джульетта», Ш. Гуно)

Чаще всего тенорам альти­но и лирическому легкому пору­чаются партии героев-любовни­ков, но исполняют они и партии стариков.

Обладатели таких голосов: Иван Козловский (А), Сергей Ле­мешев (ЛЛ), Леонид Собинов (ЛК), Юрий Ма-русин (ЛЛ), Альфредо Крауз (Л), Андрей Дуна­ев (ЛЛ), Михаил Урусов (ЛК), Ахмед Агади (ЛК), Алибек Днишев (ЛЛ).

Лирико-драматический и драматический тенора

Драматический тенор имеет еще одно назва­ние — di forza, («ди форца», сильный), что оп­ределяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

У Марио Ланца

Это — сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпада­ют большие жизненные испытания.


Оперный репертуар драматического тенора:

- Садко — Римский-Корсаков «Садко»;

- Зигфрид — Вагнер «Зигфрид»;

- Отелло — Верди «Отелло»;

Оперный -Радамес -Собинин - Лыков — ста»;

репертуар для двух типов голоса: — Верди «Аида»; — Глинка «Иван Сусанин»; Римский-Корсаков «Царская неве-

Энрико Карузо

- Калаф — Пуччини «Турандот»;

- Каварадосси — Пуччини «Тоска».

Марио Дель Монако в роли Каварадосси. Метрополитен-опера, Нью-Йорк, 1959

Исполнители: Энрико Карузо (Д), Марио Ланца (Д), Николай Фигнер (Д), Марио Дель Монако (Д), Владимир Атлантов (Д), Влади­слав Пьявко (Д), Пласидо Доминго (Д), Хосе Каррерас (ЛД).

Из истории вокального

Слева направо: Мария Каллас, Марио Дель Монако и Джульетта Семионато

искусства: М. Фигнер в роли

Кармен, Н. Фигнер в роли Хозе

(«Кармен», Ж. Визе)



ХарПктерный тенор

Этот тип тенора отличается особой тембровой окраской и, как правило, исполняет роли второго плана. Он может не обладать пол­ным теноровым диапазоном, но на ограниченном участке диапазона его голос должен быть особенно выразителен и гибок в изображе­нии вкрадчивости, лести, шипящего коварного шепота.

Оперный репертуар:

- Шуйский — Мусоргский «Борис Годунов»;

- Трике — Чайковский «Евгений Онегин»;

- Мисаил — Мусоргский «Борис Годунов»;

- Сопель — Римский-Корсаков «Садко»;

- Брошка — Бородин «Князь Игорь»;

- Бомелий — Римский-Корсаков «Царская невеста»;

- Овлур — Бородин «Князь Игорь»;

- Подьячий — Мусоргский «Хованщина».

Лирический (ЛБ) и драматический (ДБ) баритон

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, об­
волакивающе теплый тембр. Диапазон — от ля большой октавы до
ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат
сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон
уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот : :

голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцет-ное звучание как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону пору­чаются партии героев-любовников, которые дей­ствуют не по прихоти чувств, а продут, рационально.

Оперный репертуар:

ш «Король баритонов»Маттиа Баттистини

- Жермон — Верди «Травиата» (ЛБ);

- Дон Жуан — Моцарт «Дон Жуан» (ЛБ);

- Веденецкий гость — Римский-Корсаков «Сад­
ко» (ЛБ);


- Онегин — Чайковский «Евгений Онегин»
(ЛБ);

- Елецкий — Чайковский «Пиковая дама»
(ЛБ);

- Роберт — Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Маттиа Баттистини, Тит-то Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фи­шер Дискау, Александр Ворошило, Д.Хворо-стовский.

ДрамаТИЧеСКИЙ барИТОН ВОПЛОЩаеТ об- Титта Руффо

разы сильных героев, зачастую коварных и

жестоких. Заметим, что эти партии исполнялись и басами-баритона­ми (Фигаро, Руслан).

Оперный репертуар:

- Фигаро — Моцарт «Свадьба Фигаро»;

- Риголетто — Верди «Риголетто»;

- Яго — Верди «Отелло»;

- Мизгирь — Римский-Корсаков «Снегуроч­
ка»;

- Алеко — Рахманинов «Алеко»;

- Игорь — Бородин «Князь Игорь;

- Скарпиа — Пуччини «Тоска»;

- Руслан — Глинка «Руслан и Людмила»;

- Граф ди Луна — Верди «Трубадур».

Титта Руффо и Антони­на Нежданова в опере «Риголетто» Д. Верди

Исполнители: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Бас-баритон, центральный бас, бас-профундо, бас-

буффо

Диапазон баса — низкого мужского голоса — от фа большой октавы до фа (соль) первой октавы. Но у более низких басов — у


центрального и профундо — могут быть в диапазоне и более низкие ноты.

. У высокого баса самая звучная нота

* • Т...,'. '. **" '• — до первой октавы, рабочая середина —

си-бемоль большой октавы — ре первой октавы.

Ф.И. Шаляпин

Сила звучания центрального баса, на­сыщенность нижних нот возрастает по сравнению с басом-баритоном; нота до первой октавы звучит сильнее, чем у вы­сокого баса. В партиях этой разновиднос­ти баса активно используется централь­ный и нижние участки диапазона. Рабо­чая середина — соль -ля большой октавы — до первой октавы.

Бас-профундо встречается очень редко, поэтому его партии за­
частую поручаются центральному басу. Нижние ноты баса-профун-
до — ля контроктавы. Обладатели такого типа го- „.,..

лоса: П. Робсон, М. Михайлов, Ю. Вишневой. ■••■?"■<■:.

Отметим еще более редко встречающийся го- *' ■; •*: •'

лос — бас-октавист, нижние ноты которого звучат ''??f /

очень мощно и наполнено — фа - соль контрок-,• ;. >' тавы. Такими возможностями обладает, например, -'.''•-'.. -современный певец Юрий Вишневой. Этот тип го- -..., Y ■ '*у лоса есть не что иное, как бас-профундо с расши­ренным диапазоном и более мощными нижними нотами. Однако, применяя хоровую терминологию названия голо­сов, выделим этот тип голоса в отдельный, как уникальное явление человеческой природы.

Бас-буффо исполняет главные партии и партии второго плана, партии комические и партии стариков. У этого типа голоса ярко про­являются актерские способности на определенном участке диапазо­на, а красотой тембра, уникальной техникой и полным диапазоном они могут и не обладать.

Оперный репертуар баса-баритона:

- Базилио — Россини «Севильский цирюльник»;

- Мефистофель — Гуно «Фауст»;


       
 
 
   

Шаляпин (1900) и герои опер, в которых он пел:

Мефистофель Варяжский гость Иван Сусанин Борис Годунов

- Нилаканта — Делиб «Лакме»;

- Сусанин — Глинка «Иван Сусанин»;

- Владимир Галицкий — Бородин «Князь Игорь».

Исполнители: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, П. Бур-чуладзе, В. Байков, П. Толстенко, В. Лынковский.

Оперный репертуар центрального баса:

- Кончак — Бородин «Князь Игорь»;

- Фарлаф — Глинка «Руслан и Людмила»;

- Варяжский гость — Римский-Корсаков «Садко»;

- Собакин — Римский-Корсаков «Царская невеста»;

- Гремин — Чайковский «Евгений Онегин»;

- Рене — Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Максим Михайлов, Марк Рей-

зен, Леонид Болдин.

Дон-Кихот

Мое понимание и любовь к философским романсам П. Чайков­ского начались, благодаря посещению концерта М. Рейзена. Благо­родная манера исполнения, четкое и полное глубокого смысла слово — раскрыли истинное содержание не только мало знакомых роман­сов, но и часто исполняемых. В Большом театре чествовали 90-лет­ний юбилей певца. С каким благородством и достоинством, звучал его голос в арии Гремина «Любви все возрасты покорны». Вот, что значит внутренняя культура, вокальная школа и мудрое отношение к голосу как к инструменту!


Оперный репертуар характерного баса:

- Бартоло — Россини «Севильский цирюльник»;

- Скула — Бородин «Князь Игорь»;

- Дуда — Римский-Корсаков «Садко»;

- Цунига — Бизе «Кармен».

Приведенная здесь классификация голосов носит на самом деле относительный характер. Индивидуальные качества голосов испол­нителей расширяют ее рамки. Это — уникальные данные Е. Несте­ренко, В. Маторина, И. Козловского. Встретятся ли дирижерам-хо-ровикам голоса такого качества, как у упомянутых артистов, в хоро­вом искусстве? Да, но лишь как эталоны звучания или солисты. Од­нако, читая эпиграфы к этой книге, мы понимаем, что было время, когда умели воспитывать «универсальные» голоса, позволяющие их обладателям выступать в разном качестве. Как развить такие спо­собности голоса? На эти вопросы я попробую ответить в последую­щих книгах.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Итак, уважаемый читатель, Вы прочли книгу «Поэма о челове­ческом голосе. Знакомство с искусством академического вокала». Хочется верить, что после ее прочтения почитателей одного из ста­рейших певческих искусств стало больше, а скептически относящих­ся к профессии академического певца людей — меньше. Изучение вопросов, которым книга посвящена, надеюсь, принесло Вам пользу в занятиях пением и в самостоятельной творческой жизни. Результа­ты анализа проблем обучения академическому вокалу, приведенные в этом труде, нужны, думаю, будут в первую очередь студентам, чья деятельность связана с академическим вокалом, и дирижерам-хоро-викам для облегчения работы с певцами и для понимания необходи­мости «объединения двух миров», двух специальностей — вокалис­тов и дирижеров, которые призваны служить одному — ТВО­РИТЬ МУЗЫКУ.

АВТОР


я К   h г г г)             Я              
ран Р* "ч К—( Я "   1-4 1—^   озж       1—1 «    
о, ли век - я<     век       со         CD Я    
рич s н. ГОЛ1     и                   аз о  
о о   о                         о  
я рз       «^                   s  
я О                           ■е-  
я   со Яс     (^                   S  
Й   <г^     М                      
)аматическ г ? с > со М О я альт сопрано ходят жене бас тенор альт сопрано бас тенор (в S альт (вы дискант ация п рило:
ии тенор 'ЯВЛЯЮТСЯ шьчики) (стали :кие голос   4 С   едет мело альчишес сокий по (уклоняю евческ ЖЕНИ
  н     рз   ВЬ я я о | S m
  я       я     о     W   X  
  tr   о     О     я о    
  г: кол хиска шьт <имич     я я № я я   минэ g ГОЛ  
    н       ё о   о S о  
  рз           ►в-   н я о  
                  со я   о  
  Я         w S   о со о  
  О           о   о я    
  со                 Я    
  о                      
  ?                                
СОПРАНО          
колоратурное лирико- лирическое лирическое лирико-дра- драмати-
(К) колоратурное легкое крепкое матическое ческое
  (Л-К) (Л/7) (ЛК) (ЛД) (Д)

Образы: Микаэла (ЛЛ), Маргарита Образы: Татьяна (ЛД или ЛК),

По тембру подобны флейтам.

Нижняя квинта выразительна на пиано с прозрачным сопровожде­нием.

Диапазон (К): до1 ~ соль #3.

Диапазон (Л-К): до1 -ми3.

Рабочая середина: мифа1соль #2.

Верх с металлом у К, мягче у Л-К.

Техника — от природы у К, от занятий — у ЛК.

Драматизм в звучании на pp.

Образы: Снегурочка (ЛК), Розина (К), Царица ночи (К), Лакме (К).

Исполнительницы: Нежданова, Соленкова, Самойлова, Лунгу.


Теплый задушевный тембр.

Нижняя квинта выразительна на пиано.

Диапазон: до1 ~ до3.

Рабочая середина: фа1 - соль2. Героини: молодые, любящие, сдержанные.

(ЛК), Эльза (ЛК), Дездемона (ЛК), Мими (ЛЛ), Лиу (ЛК), Парася (ЛЛ).

Исполнительницы: Френи, Биешу, Милашкина.


Большой силы и наполнения, яркий контраст между форте и пиано, больше выразительных оттенков.

Диапазон: до1 - до3.

Рабочая середина: фа1 - соль2. Героини: сильные характеры, страстные, коварные.

Аида (ЛК или ЛД), Саломея (Д), Ортруда (Д).

Исполнительницы: Норман, Мартон, Стратас, Горчакова.


МЕЦЦО-СОПРАНО

лирическое (ЛМЦ)


драматическое (ДМЦ)


Диапазон: ля малой - ля2 (до3).

Рабочая середина: до —ре1 —ми-бемоль2'.

Верх приближается к драматическому сопрано.

Есть партии лирические по содержанию: Полина, Весна, Ганна, Золушка, юные героини.

Партии обольстительниц: Кармен (ЛМЦ), Далила, Кащеевна (ДМЦ).

Образы сильных духом женщин: Жанна д'Арк (ЛМЦ), Эболи, Любаша.

Образы матерей: Азучена, Няня (ДМЦ).

Партии травести: Зибель, (ЛМЦ), Миловзор (ЛМЦ).

КОНТРАЛЬТО

Диапазон: соль малой — фа - соль второй. Самый сочный грудной регистр: соль малой - соль первой. Партии: Нежата, Ваня, Ульрика, Ратмир, Кончаковна. Сейчас зачастую эти партии поют ДМЦ. Исполнительницы: Ферриер, Котова, Литвин, Ковач, Левко.




ТЕНОР          
альтино лирический лирический лирико- драматический характерный
(А) легкий крепкий драматический (diforza)  
  (Ж) (ЛК) (ДД) (Д)  
Нижний отрезок диапазона: на Возможности этих голосов аналогичны женским. Не всегда
пиано.         полный диапа-
Верха легкие, голоса подвижны.       зон. Особенно
Дипазон у всех голосов: до       гибок в изобра-
малой - до2.         жении оттенков:
У альтино — < до - ми2.       лесть, шепот,
Рабочая середина: ми малой -       вкрадчивость.
соль1.          
Образы: Образы: герои- Образы: Образы: сильные характеры. Партии:
Юродивый, любовники и Лоэнгрин, Эти партии поют оба типа: Трике,
Зведочет. др.: Альмавива, Вертер. Радамес, Собинин, Калаф, Шуйский,
  Берендей.   Лыков. Садко, Отелло Бомелий.
Исполнители:       (только Д).  
Козловский. Дунаев. Паваротти. Каррерас. Атлантов.  
БАРИТОН          
лирический     драматический    

Диапазон: ля малой -ля1.

Рабочая середина: до малой — ми-бемоль 1.


Диапазон аналогичен и др. характеристики тоже.


Самый звучный отрезок: си-бемоль - фа1. Образы: герои-любовники и др.

Партии: Жермон, Дон Жуан. Исполнители: Лисициан, Мазурок, Гуляев.


Образы: сильные личности, способные на коварство, на глубокие переживания.

Партии: Борис, Алеко, Риголетто, Скарпиа, Мизгирь, Грязной, Томский.

Исполнители: Руффо, Лейферкус.


Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1682 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.067 с)...