Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Охарактеризуйте традиционность и новаторство драматургии А.П.Чехова



Большой интерес в современном литературоведении до сих пор вызывает творчество А. П. Чехова как драматурга. Именно в лице Чехова русская драма разрушает национальные границы и начинает играть решающую роль в развитии мировой драматургии и театра. Успех Чехова-драматурга в значительной мере был подготовлен рядом характерных особенностей его художественного метода, которые в своем логическом развитии и означали предельное сближение повествовательного творчества с драматургическим. Глубокое знание театра, стремление способствовать его дальнейшему развитию в духе лучших традиций русского сценического реализма, с одной стороны, характерные особенности его художественного метода — с другой, и явились тем творческим достоянием писателя, которое не только обеспечило успех первых серьезных шагов Чехова-драматурга, но и определило общее направление его новаторских исканий. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они в той или иной мере оказываются неудачниками. В «Чайке», например. Пять историй неудачной любви, в «Вишневом саде» Епиходов с его несчастьями — олицетворение общей нескладности жизни, от которой страдают все герои. Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося на рубеже веков в России общественного пробуждения. Это пробуждение становится массовым и вовлекает в себя самые широкие слои российского общества. Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию от столиц до провинциальных глубин. Это недовольство проявляется в скрытом и глухом брожении, еще не осознающем ни четких форм, ни ясных путей борьбы. Тем не менее, совершается неуклонное нарастание, сгущение этого недовольства. В новую эпоху существенно изменяется само понимание героического: на смену героизму одиночек идет недовольство всех. Неудовлетворенность своим существованием эти люди начинают ощущать не только в исключительных случаях, а ежечасно и ежесекундно, в самих буднях жизни. Именно на этих общественных дрожжах, на новой исторической почве и вырастает «новая чеховская драма» со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.

объясните идейное значение системы персонажей пьесы «Вишневый сад» и её соотнесенность с образом вишнёвого сада, охарактеризуйте своеобразие художественного конфликта в пьесе:

Центром чеховской комедии, ее главным персонажем является безмолвный вишневый сад. В этом образе слиты воедино конкретное («Ив «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») - молодость, воспоминания, чистота… счастье. Вокруг образа вишневого сада строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. У каждого из них складываются свои отношения с садом. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. В саду не живут, его не созидают, но им грезят, его созерцают. Вишневый сад - это и глубинная тема о соотношении прекрасного и пошлого в действительности. Жизнь груба - она может предстать в обличье Лопахина с топором, порой нелепа - и тогда промелькнет легкой тенью, подобно Раневской. В вишневом саде сосредоточена поэтическая энергетика пьесы. Это ее важнейший символ, в котором есть лирическое, трагическое, комическое, ироническое, поэтическое начала.
Сад углубляет философскую проблематику пьесы: одиночество никем не любимых героев в вечном круговороте жизни. Это одиночество отзывается в судьбе прекрасного, но невостребованного сада, таящего в себе безмолвную иронию по отношению к хозяевам - и старым, и новым. У Чехова взят конфликт на той же основе социальных противоречий, но не с этой стороны, то есть не со стороны хозяйственно-материальных и сознательно враждебных притязаний сталкивающихся лиц. В «Вишневом саде» нет ни враждебной агрессии купца, ни сопротивляющегося ему и борющегося за свои хозяйственные выгоды помещика. В завязке «Вишневого сада» для помещиков нет даже угрозы разорения. Драматическое положение Раневской и Гаева состоит не в том, что они с утратой усадьбы хозяйственно обессиливаются и теряют привычную материальную обеспеченность. В исходной ситуации пьесы подчеркивается, что хозяйственные ресурсы, какие им могла дать усадьба, следуя советам Лопахина, легко можно было бы сохранить и даже увеличить (эксплуатация имения путем сдачи земли в аренду для дачников). Но пойти на эту меру Раневской и Гаеву мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой в том виде, как она есть. Вот именно эта область чувств и является главным предметом фиксации во всем конфликтном сложении пьесы. Социально-конфликтное состояние действующих лиц (Раневская, Гаев, Лопахин, Трофимов) сосредоточено на невольных-, самой жизнью созданных различиях в индивидуально-интимной психике каждого из них. Судьба усадьбы у разных людей поднимает разные переживания, естественные и близкие для одной стороны и совершенно посторонние, чуждые для другой. В развитии этих противоречий и состоит драматическая тема основного сюжетного узла пьесы.

образы и средства художественной выразительности, присущие данному тексту:

темы вишневого сада и его предстоящей продажи, железной дороги и денег - это все взаимосвязано, все наполнено особым смыслом, если не забывать об общем контексте разговора. Гаев не понимает, что близость железной дороги с неотвратимой неизбежностью предопределяет продажу вишневого сада. Тема денег, пронизывающая всю пьесу, здесь звучит особенно остро, ибо поднимается в тот самый момент, когда нужно наконец-то решить судьбу вишневого сада. А отвратительный запах Яшиной сигары служит дополнительным напоминанием о той опасности, которая нависла не только над садом, но и над всей культурой. Характерной особенностью чеховской драматургии является наличие «подтекста» или, как говорят, «подводного течения». Подтекст придает речи богатство смысла, эмоциональную насыщенность, художественную убедительность и конкретность. Все это пришло в искусство от жизни. Ведь мы даже в обыденную, деловую речь вкладываем определенный подтекст. В театре же это становится осознанным приемом, сознательно используется как сильнейшее средство художественной выразительности. Вот сцена последней встречи Вари и Лопахина (IV действие). Любовь Андреевна оставляет их наедине. Варя, взволнованная и растерянная, не знает, как вести разговор. Так же растерян и Лопахин, которому очень не хочется делать Варе предложение. Но душевную сумятицу, растерянность Вари и Лопахина Чехов передает не через прямой смысл их слов. Они ведь не могут говорить вслух о том, что их волнует, о чем они думают. Поэтому внешне разговор идет совершенно о другом: * «Варя (долго осматривает вещи). Странно, никак не найду… * Лопахин. Что вы ищете? * Варя. Сама уложила и не помню. * Пауза». Варя не может вспомнить, что она ищет, да она, собственно, ничего и не ищет на самом деле. Другие мысли у нее в голове: судьба ее решается, от разговора зависит вся ее будущая жизнь, а разговор об этом вести невозможно. Если не принимать в расчет чеховский подтекст, совершенно нельзя будет понять смысл следующей сцены. Лопахин, воспользовавшись случаем, быстро уходит, так и не сделав предложения. Вот в этом и проявляется чеховское новаторство, чеховское мастерство. Слов, по существу, нет, а мы все поняли - не из текста, даже, а именно из подтекста: все кончено. Никаких надежд не осталось. К чему тут слова? Они ничего не изменят и ничего не объяснят. Все ясно и без слов. Надо ехать. Примерно такой же смысл имеют и биллиардные термины в языке Гаева. Вообще-то он умеет говорить очень хорошо. Конечно, и либеральное фразерство Гаева порою I убит, и привычка говорить тосты за обедом. Но и в этом иг ношении у него, как почти и у всех героев «Вишневого сада», есть свои взлеты и свои падения. Например, разговор в ресторане с половым о декадентах, конечно, отнюдь не делает ему чести. Но, оказывается, Гаев умеет говорить и так: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь…» Окружающие прерывают Гаева, и он, смущенный, замолкает. Л ведь то, что он сказал, похоже на своеобразное стихотворение в прозе. Этот монолог был бы вполне уместен, например, в той пьесе, которая разыгрывается в I действии «Чайки». Какую же роль играют биллиардные термины в его языке? Может показаться, что они просто засоряют речь Гаева. Вряд ли «то так. Мы видели, что он не чужд «цветов красноречия», которыми склонен даже злоупотреблять. Зачем же ему эти бесконечные «от двух бортов в середину»? Ответить на этот вопрос помогают авторские ремарки, подсказывающие, с каким чувством, в каких обстоятельствах прибегает Гаев к этим словечкам. Он говорит их «немного сконфуженный» (действие I), «в глубоком раздумье» (действие II), «сильно смущен, боится заплакать» (действие! IV). Иными словами, он часто скрывает за биллиардными терминами свою внутреннюю растерянность, раздумья, те чувства и переживания, о которых он и не хочет, и не может говорить вслух.

Разработайте фрагмент урока с привлечением других видов искусства по теме «Серебряный век в русской литературе» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте эстетическую концепцию и поэтику символизма; обозначьте место цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в лирике А.А.Блока и определите историко-культурный контекст его создания; и объясните значение образов-символов в стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы».

Цели:

1.Образовательные:

    • Указать основные проблемные вопросы данного периода.
    • Определить особое место Серебряного века в русской культуре.
    • Рассказать о поэтах и художниках, творчество которых стало предвестником символизма.
    • Раскрыть особенности русского символизма в сравнении с западноевропейским.
    • Показать философскую основу русского символизма.
    • Указать пути синтеза искусств в поэтике символизма.

2.Развивающие:

3.Воспитательные:

  1. - Воспитывать чувство прекрасного при знакомстве с произведениями искусства.
    - Воспитывать патриотические чувства при осознании самобытности русского искусства.
    ^ Теория литературы: символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, кубизм, супрематизм (все определения написаны на доске).
    Оборудование и наглядность:
    Галерея портретов представителей Серебряного века русской культуры, аудиозапись фрагмента «Поэмы Огня» Скрябина, репродукции картин М.В.Нестерова, художников Голубой розы.
    Эпиграф: Серебряный век – умысел и вымысел
    О.Ронен.
    Символизм – лучший способ познания мира
    П.А.Флоренский.
    План урока:
  1. Оргмомент (1 мин.).
  2. Психологическая подготовка (2 мин.).
  3. Разговор о Серебряном веке русской культуры (40 мин.).
  4. Разговор о символизме как о первом поэтическом направлении Серебряного века (40 мин.).
  5. Итог урока (5 мин.).
  6. Домашнее задание (2 мин.).
    Ход урока:
    I Оргмомент.
    II Психологическая подготовка:
    В начале года, говоря о литературе рубежа веков, вы упоминали такое понятие как «Серебряный век». Сегодня мы поговорим об этом подробнее и убедимся, насколько многолика и противоречива была культура рубежа веков.
    ^ III Разговор о Серебряном веке русской культуры:
    Убедиться в многоликости Серебряного века вы можете, посмотрев на доску. Кого из представителей культуры рубежа веков вы узнаете? (Ученики узнают уже изученных Бунина и Куприна, возможно, называют Блока, Ахматову, Маяковского).
    О противоречивости данного периода говорят противоположные высказывания двух наших современников:
    ^ Гаспаров М.Л.:
    «Модернизм не только в русской, но и во всей европейской литературе сознательно стремился к обновлению поэтических средств с тем, чтобы выразить обновление мировосприятия — смену больших исторических эпох. <…> Искусство, до предела сблизившись с действительностью в своем реализме, встало перед реальной угрозой самоуничтожиться, растворившись в действительности, и отшатнулось к противоположной крайности — к программе «искусства для искусства». <…> Разумеется, на первых порах эти сдвиги в системе ценностей ощущались как кризис и упадок, тем более что представители новых течений сами афишировали свой разрыв с традиционной моралью и традиционной эстетикой».
    ^ Искандер Ф.А.:
    «Серебряный век принес нашей культуре, нашему народу неизмеримо больше зла, чем добра. Это было время самой разнузданной страсти к вседозволенности, к ничтожной мистике, к смакованию человеческих слабостей, а главное, всепожирающего любопытства к злу, даже якобы самоотверженных призывов к дьявольской силе, которая явится и все уничтожит». (Два ученика озвучивают заранее заготовленные цитаты).
    Обе точки зрения имеют право на существование, надеюсь, в итоге наших занятий у вас сложится свой взгляд на литературу рубежа XIX-XX вв.
    Неоднозначное отношение к Серебряному веку породило множество проблемных моментов в его изучении.

Значение термина «Серебряный век»:
Впервые термин появился примерно одновременно в трудах Оцупа и Бердяева (Учитель указывает на их портреты). Под «Серебряным веком» в разные периоды подразумевалась и поэзия второй половины XIX века, и проза того же периода. Закрепившись окончательно за рубежом веков, термин «Серебряный век» стал вызывать не меньше споров относительно термина «Золотой век»: получалось, что поэзия рубежа веков, названная «серебряной» в чем-то уступает поэзии первой трети XIX века. Но в данном случае эпитеты «золотой» и «серебряный» имеют значение не степени качества, не определенного творческого уровня, а говорят о разности основных настроений эпохи: солнечный блеск поэтов XIX века и лунная хандра века XX.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 852 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...