Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иррационализм XIX века (Шопенгауэр, Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер)



Ницше. Немецкий философ Ф. Ницше, последний в целом наследует одну из наиболее ее важных черт постклассической философии — антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вреде истории для жизни». История не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являющейся силой неисторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке, впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни. Бергсон. К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях невозможно найти точку опоры для новой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет полного богатства жизни физика и химия не в состоянии своими механистичными методами полностью объяс­нить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для философии У.Джеймса. Дильтей. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективации человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. Еще бо­лее точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» ча­то используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической силой. ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда "Закат Европы" (1918-22). В 20-х годах выступал как публицист, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Решающее влияние на Шпенглера оказала философия Ницше. Культуры трактуются им как "организмы", каждому из которых отмерен определенный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Стиль изложения у Шпенглера построен на оперировании развернутыми метафорами. Шопенгауэр Немецкий философ. Являлся представителем волюнтаризма (от лат. voluntas - "воля") - считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир - представлением. Свое учение А.

Шопенгауэр впервые назвал пессимизмом, т.е. представлением о том, что в мире преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Главным сочинением считается "Мир как воля и представление" в 2 томах.

Русская философия: славянофилы и западники.

Русская философия второй половины 19 – начала 20 века. Духовная обстановка в России по словам Вернадского была в «творческом подъеме. Россия переживала подъем интеллигенции».Изменился вектор настроений – Соловьев победил Чернышевского, русская интеллигенция повернулась к идеализму. В «Вехах» 1909 г. мыслители Бердяев, Булгаков подвергли критике революционное мировоззрение. Некоторые авторы выпустили труды под названием «Проблемы идеализма» с критикой материализма. Этот перелом происходил за счет марксизма. В 90-е годы очень окрепло марксистское движение. У марксистов повышался уровень культуры. Происходило освобождение от нигилизма. На почве критического марксизма произошло разделение на частично принимающих марксизм и на тоталитарно принимающих его. Бердяев пишет, что русская философия выходит из группы марксистов. Происходит переход к культуре вместе с повышением творчества, но был и возврат к Соловьеву, Достоевскому, Хомякову. Этот взлет русской философии резко обрывается после революции. В 1922 г. «философский пароход» увозит всех философов за границу. Нормальное развитие русской философии было прервано. Уехавшие философы занялись религиозной философией. Те, кто остались стали заниматься тоталитарным марксизмом.

Русская философия не была служанкой религии и церкви. Сама церковь отвергала русскую религиозную философию. Русская философия сложилась на рубеже 19 – 20 вв. У нее может быть нормальное развитие, если не будет религиозной проблематики и ограничений со стороны правящего класса.

Особенности русской философии:

1. Антропоцентричность (Зиньковский).

2. Панморализм – доминирование моральной установки. Философы не упускали моральные черты в своих работах.

3. Тесная связь теории и практики – философия нацелена на решение социальных вопросов.

4. историософичность – внимание к проблемам развития истории. Философов интересует конец истории, ее сущность.

5. Философия идет по линии сближения антропологических и космоцентрических тенденций. Философы пытаются соединить историю природы и историю общества. «Учение о социологии».

6. Онтологизм – философы (и материалисты) считали главной для себя проблемой не познание, а видели первичным в чел-ке бытийственное начало.

7. Публицистичность – философы выражали свои взгляды в форме статей.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...