Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В.23. Философия Нового Времени Начиная



с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию. В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Центром мира стан-ся сам человек и его способности. Центр – Европа и Англия. Переход от феодализма к капитализму. С 17в. Начинается активное производство, происходит ряд буржуазных революций во Франции и Англии. Господствующей формой сознания становится наука. Для эпохи нового времени характерно наукоцентризм. В центре располагается наука. 3 основных понятия: 1. природа (главный объект познания) 2. наука (инструмент) 3. польза (цель)Два ключевых направления эпохи:1. эмпиризм (Англичане) 2. рационализм (Франция, Голландия) Для философского направления нового времени характерна проблематика гносеологии Крупными философами в Европе XVII в. являются:– Ф. Бэкон (Англия);– С. Гоббс (Англия);– Дж. Локк (Англия);– Р. Декарт (Франция);– Б. Спиноза (Голландия);– Г. Лейбниц (Германия). Эмпирики считали, что отправной точкой познания является опыт. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Основоположник эмпиризма Ф. Бекон. Его труд это «Новое органо». Он являлся ярким сторонником схоластов. Главная задача, которую он ставит это выработку универсального метода изучения природы. Его афоризмы: 1. «Человек должен из слуги превратиться в ее господина». 2. «Природа не храм, а мастерская». 3. «Знание - сила» Бэкон говорил, что науки нужен метод: в основании науки должна лежать индукция. Индукция - переход от множества частных наблюдений к общему выводу. «Учение об идолах». Наше сознание затемняет призраком или идолом. Четыре вида идола:1. Идол рода. Заблуждение, присуще всему человеческому роду. Поспешность обобщения. 2. Призрак пещеры. Индивидуальное заблуждение человека. 3. Призрак рынка (площади). Заблуждения, связанные с неправильным исправление имен (языка). Задача науки – избавиться от слов или создать более точные понятия для некоторых слов. 4. Призрак театра. Заблуждения, связанные с изменением верой в авторитет. Томас Гоббс Посветил описанию общества. Главная работа: «Левиофан», - описывает, как устроено обществу и как должно развиваться. Афоризмы: «Человек человеку волк», «Война всех против всех» Плюсы и минусы человека, когда он пребывает в состоянии общества или государства. Плюсы общественного состояния: Человек получает от общества гарантию и стабильность своего существования. Минусы: Человек отчуждает часть своих свобод государству. Дж. Локк «Рассуждение о человеческом разуме» Ему принадлежит главная идея формулировка тезиса эмпириков: «В разуме нет ни чего, чего бы прежде не было бы в ощущениях». Человеческий разум характеризуется как «Чистая доска или чистый лист бумаги». Ели есть врожденное знания, то оно должно быть врожденного всем людям. Является автором труда о двух видах качеств вещей:1.первзичные качества 2.вторичные качества Первичные качества присущи самим вещам, тем вещам, которые можно и изучать объект. Вторичные качества это качество, которое возникают в процессе взаимодействия человека и вещи. Это субъективные качества. Математические и физические параметры относятся к первичным качествам. К вторичным качествам: цвет, запах, вкус, звук. Наука может изучать первичные качества вещей, которые подвергаются количественному анализу. Д. Берклин. Усугубляет идея Гоббса. Если мы будем опираться на здравый смысл, то получим что все качества вещей. Это субъективные качества. Все вещи зависят от человека. «Вещи существуют тогда, когда я их воспринимаю». Такая концепция получила название – солексизм указывает на то, что у человека существует одно душа.В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: – онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Френсис Бэкон (1561–1626); – гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник – Джон Локк (1632–1704).- идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус – это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию. Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, а разум – лишь систематизатор данных, полученных путем опыта. Сторонниками сенсуализма были Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. Все они считали, что опытным знаниям соответствует индуктивный метод познания, в основе которого находится наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. В отличие от эмпиризма рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) основным источником знания считает мысли и понятия, присущие человеку от рождения или в виде задатков. Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами:1.Считать истинным только то, что представляется уму ясным и не вызывающим сомнения;2.Каждую сложную проблему надо расчленить на частные задачи. Через их решение можно решить всю проблему;3.Следует начинать движение к истине от простого – к сложному; 4.Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено. Развитие математики, физики и других естественных наук в XYII веке необычайно активно способствовало развитию философии материалистического направления с механистической окраской. В силу особой роли физики абстрагироваться от ее влияния на философию в XYII и XYIII веках нельзя. Было много великих ученых указанного периода, которые внесли максимальный вклад в развитие новой естественно-научной картины мира. Но первым среди них был Галилео Галилей и Исаак Ньютон. Философия Нового времени поставила в центре своей системы ценностей мыслящего субъекта. Такой шаг не мог не привести к существенному пересмотру воззрений на роль личности, общества, государства, религии. Для передовых философов XYII века стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека, дополняемого понятием общественного договора. В отличие от своих античных или средневековых коллег мыслители Нового времени стремились защитить права каждого человека. В юридическом отношении все люди признавались равноправными. Юридическое равенство состоит в равенстве возможностей разных личностей. Эту идею активно развивали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Т. Гоббс известен как защитник концепции общественного договора, без которого, по его мнению, люди в силу естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию. Наиболее полное выражение юридические мысли нашли в трудах Джона Локка, автора конституции Северной Каролины. Свои рассуждения Д. Локк начинает с рассмотрения прав человека. Человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эта формула Д. Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции. Локк показал, что все три права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга. Локковская концепция права ставит на первое место уважение и соблюдение гражданской самостоятельности человека, уважение к конституции как мощному оружию социального прогресса. И, таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке прогрессивного юридического мировоззрения. Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:– проблемы философского научного метода; – методологии познания человеком внешнего мира; – связи внешнего и внутреннего опыта; – задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления: – эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон); – рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени: – принцип автономно мыслящего субъекта; – принцип методического сомнения; – индуктивно-эмпирический метод; – интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод; – гипотетико-дедуктивное построение научной теории; – разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 494 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...