Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские взгляды В. Соловьева



В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной ф-ии. Он пытался создать целостную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и ф-ии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его ф-ии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С “космический разум”, “ особая организующая сила, действующая в мире”. Окружающий мир по Сол не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является “душа мира” – София – связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (ф-ого) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпир. знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

26. «От марксизма – к идеализму». Русский религиозно-философский ренессанс.

Начало XX века ознаменовалось для большей части российской интеллигенции новыми духовными исканиями. Немало этому способствовала и социально-политическая ситуация в стране: тревожное предреволюционное время рождало болезненное и обостренное чувство приближения гибели старой России. Это было время какого-то всеобщего беспокойства и духовного смятения, веры в знамения и символы. Интеллигенция начала терять свои привычные культурные и политические ориентиры. Обозначившееся в этом духовном вакууме "укоренение" марксистких идей в интеллигентском сознании тоже обернулось внезапными разочарованиями. Идеал марксизма ("царство свободы") обнаружил свою недостижимость на почве науки (да и социальной практики), но при этом остался открытым вопрос о его достижении за ее пределами - в сфере религии, позволяющей перенести поиски в другую плоскость. "Переболев марксизмом", на позиции такого мировоззрения перешли многие представители русской интеллигенции, в том числе, представители "легального марксизма" (Булгаков, Струве, Франк, Бердяев). С этим переходом обозначилось начало нового движения, философским кредо которого стал идеализм, тяготеющий к религии, - "новое религиозное сознание". Обозначившийся союз высветил в качестве средоточия духовных исканий проблему Бога и мира, места человека в его земной истории и за пределами исторического времени, в вечности, придал движению общественной мысли духовно напряженный, экзистенциальный характер. С "новым религиозным сознанием" связано так называемое "богоискательство" - течение, инициатором которого был теоретик русского декадентства Д.С. Мережковский. Суть его состояла в стремлении к обновлению христианства и культуры, к свободной, полнокровной, религиозно насыщенной общественной и индивидуальной жизни. Свои корни его представители усматривали в русской идеалистической философии и в космизме (Чаадаев, славянофилы, Леонтьев, Федоров), но прежде всего в философских исканиях Вл.Соловьева ("Чтения о Богочеловечестве", "Оправдание добра"), Достоевского и Толстого. Специфика момента состояла в том, что, во-первых, "проговоренные" ранее историософские проблемы о необходимости и свободе, о цели и смысле истории, об ответственности человека за ее ход и исход обрели эсхатологический смысл; во-вторых, сутью нового мировоззрения была ориентация на нравственное обновление, а само оно воспринималось прежде всего и по преимуществу как выражение религиозного гуманизма. Общая задача духовного обновления связывалась со стремлением "послужить в мысли и в жизни всестороннему осуществлению вселенского, христианского идеала". Симптомом нового движения стал сборник "Проблемы идеализма" (1902), на страницах которого впервые прозвучала развернутая аргументация в защиту нового мировоззрения. Поиски нравственного идеала на пути духовного обновления легли в основу явления, названного русским религиозным ренессансом. Сразу необходимо сказать о некоторой условности термина: с одной стороны, он выражал не столько возрождение ("ренессанс"), сколько возврат к религиозной философии после недолгого (80 - 90 гг.) увлечения идеями позитивизма и марксизма. Не случайно представители "нового религиозного сознания" начали с ревизии марксизма. Можно сказать, что интенцией "нового религиозного сознания" было критическое переосмысление марксистских идей. "Русский религиозно-философский ренессанс, - пишет Левицкий, - родился под знаком ревизии марксизма, приведшей вскоре к его преодолению в элите русской интеллигенции". С другой стороны, религиозно-философский ренессанс был явлением, охватившим всю духовную жизнь российского общества, и имел общекультурное содержание. Он был представлен широкой палитрой художественных школ и направлений, и в частности был связан многими нитями с модернистскими литературно-художественными течениями начала века - с творчеством Мережковского, Гиппиус, Сологуба, Андреева, Бенуа, Белого, Блока, Ремизова. Старая крепость русского позитивизма начала рушиться в значительной степени под натиском молодых поэтов, критиков, художников. Поэтому более точно было бы говорить о двух ветвях русского религиозно-философского ренессанса - философской, представленной главным образом философами, прошедшими через увлечение марксизмом ("кающимися марксистами"), и культурно-эстетической, представленной русскими символистами.
В первые годы доминировала вторая ветвь. На этом этапе своеобразием русского ренессанса была его тесная, глубинная связь с периодом русской литературы и поэзии, вошедшим в историю под названием "Серебряного века" и прошедшим под знаком религиозного пробуждения. В числе его "составляющих" особое место занимал русский символизм, ставший попыткой преодоления через эстетику и красоту ограниченности позитивного знания, философского догматизма, ложности официальной религии. Это было время расцвета поэзии и обостренной эстетической чувствительности, религиозных исканий и интереса к мистике и оккультизму, особого внимания к разного рода знамениям и предчувствиям. Русский символизм, начавшийся в форме бунта против старого, скучного мира, пройдя через соблазн игры в откровение, закончился обращением к религиозному сознанию как основе художественного творчества. В символизме был существенный момент: он в свойственной ему манере вовлекал в "культурный обиход" античность с ее культом телесности в оппозиции к христианскому аскетизму. Опыт такого синтеза оказался весьма плодотворным. Поэзии "Серебряного века" он придал философскую глубину, философии - интерес к метафизическим, в том числе к историософским проблемам, богословию привил творческое начало. Открывшаяся вдруг бессмыслица мира, заброшенность в нем человека породила жажду веры в качестве опоры жизненного существования. Таким образом, в своей сути русский религиозно-философский ренессанс был уникальным состоянием общественной мысли, охватившим все ее проявления - философию, богословие, литературу, поэзию, результатом которого стал беспрецедентный взлет интеллектуального и художественного творчества. Ему сопутствовала столь же беспрецедентная социально-культурная активность интеллигенции, выразившаяся в появлении разнообразных кружков, обществ и т.п., в проведении всевозможных вечеров, диспутов, собраний. Особую роль в духовной жизни этого периода сыграло Московское религиозное философское общество памяти Вл.Соловьева, объединившее под руководством Бердяева, Булгакова, Евг. Трубецкого и Эрна его единомышленников. В 1910 году Общество реализовало идею религиозно - философского издательства "Путь", первой книгой которого стал сборник "О Владимире Соловьеве" (1911). "Путь" был задуман как орудие философской борьбы с материализмом и позитивизмом. К этому времени интеллектуальное и религиозное пробуждение, вначале коснувшееся незначительной части интеллигенции, расширило свою социальную базу. Во многом этому способствовал выход сразу обратившей на себя внимание книги "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции" (1909), явившейся прямым продолжением и углублением идейно-философской линии сборника "Проблемы идеализма". "Вехи": опыт духовного реформаторства. Авторы "Вех" (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.А. Гершензон, А.С. Изгоев, П.Б. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк) выступили, с одной стороны, с резкой критикой максималистских идей революционно настроенной части интеллигенции, с другой стороны, с обоснованием философских основ нового мировоззрения, как преодолевающего ограниченность позитивизма и материализма путем синтеза знания и веры.

Большая часть авторов сборника были философами, остававшимися ими при обсуждении любых вопросов - экономических, религиозных, политических. Сборник поставил на обсуждение извечные философские вопросы - об исторической необходимости и человеческой свободе, о насилии и его роли в общественной жизни, о личности и общественности как условии и границе ее самореализации, о религиозных основах культуры. Все авторы исходили из признания самоценности внутренней жизни личности как творческой силы человеческого бытия, из признания, что именно она, а не самодовлеющее начало политического порядка, является основанием для всякого общественного строительства. Этическому релятивизму были противопоставлены поиски абсолютных нравственных принципов, в которых виделись гарантии от всех видов духовного рабства, отрицание "безусловного примата общественных форм", идея "первенства личной духовной жизни над внешними формами общежития". Эти идеи легли в основание предложенной "Вехами" философско-исторической конструкции, они же определили и суть упрека, брошенного интеллигенции: культивируя общественность, стремясь к улучшению ее форм, она упустила из виду личность, момент творчества и созидания, чем был нанесен непоправимый вред культуре как процессу "самовоспитания" и объективации человеческого духа.

Не меньшей критике авторы "Вех" подвергли "отщепенство" русской интеллигенции от народа, от его быта и образа жизни. В нем, по их мнению, состояла истинная трагедия русской интеллигенции, которая, не имея своих личных интересов, " растворяла себя в служении общему делу", но при этом никогда не могла приблизиться к народу настолько, чтобы он посчитал ее "своей". В итоге в философских построениях интеллигенции не осталось места ни для свободы, ни для личности, поскольку и свобода, и личность (ее жизнь) были подчинены целям революционной борьбы, идеям социального радикализма. Преодолеть это, считали авторы "Вех", возможно только через "смирение" перед истиной, иными словами, через признание ее самоценности, через освобождение духовного творчества от диктата политики.

27. Оценка русских революций в отечественной философии первой четверти ХХ века.

“ИЗ ГЛУБИНЫ. Сборник статей о русской революции”— заключительная часть “трилогии”, в которую входят “Проблемы идеализма” и “Вехи”. Как и предшествующие сборники, является попыткой не только осмысления исторической ситуации, но и опытом критического самопознания видных представителей русской интеллигенции. Авторами сборника являются авторы “Вех”: Н. А. Бердяев (“Духи русской революции”), С. Н. Булгаков (“На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги”), А. С. Изгоев (“Социализм, культура и большевизм”), П. Б. Струве (“Исторический смысл русской революции и национальные задачи”), С. Л. Франк (“De profündis”) и др.Инициатива издания сборника принадлежала Струве, который взял на себя всю организационную сторону (формирование авторского коллектива, деловая переписка и т. п.). Сборник находился в печати в августе 1918, но вскоре издание его стало невозможно, и он пролежал без движения вплоть до 1921, когда рабочие типографии по собственной инициативе наладили его печатание и пустили в продажу. Однако тираж был уничтожен, и лишь один экземпляр Бердяеву удалось в 1922 вывезти за границу — с этого экземпляра в 1967 сборник был переиздан в парижском издательстве “YMCA-Press” (фактически это было первое издание, доступное читателям). Еще ранее несколько статей сборника были изданы отдельно: статья Бердяева “Духи русской революции” была напечатана в “Вестнике РСХД” (1959, № 3 [отрывок]) и “Новом журнале” (1965, № 79); диалоги Булгакова “На пиру богов” опубликованы отдельной брошюрой в Киеве в 1918 и в Софии в 1920 (на титуле — 1921); начальный вариант статьи Вяч. Иванова “Наш язык” был опубликован в журнале “Грани” (1976,№ 102). Кроме того, Струве в 1921 в Софии издал брошюру “Размышления о русской революции”, основанную на тексте его статьи. Последнее издание сборника — “Вехи. Из глубины”. М., 1991.

Сборник посвящен проблемам русской революции и — через нее — всей русской истории на протяжении почти десяти столетий. Авторы, как отмечает Струве в “предисловии издателя”, исповедуют единые идеологические и религиозно-философские взгляды. Они неоднократно подчеркивают преемственность с идеями, высказанными в “Вехах”, считая, что не услышанные в свое время пророчества и предостережения “Вех” теперь сбылись. Причина постигшей Россию катастрофы, по мнению авторов, заключается во всестороннем кризисе, который явственно ощущался в предыдущие 10—20 лет, а подготавливался всей предшествовавшей историей страны, причем особенно интенсивно в последние 100 лет. Прежде всего, это кризис религиозный, духовный, нравственный, культурный, социально-экономический. В конечном счете русская революция — это победа антихристианских сил, пытавшихся окончательно дехристианизировать Россию; это победа того языческого начала, которое в свое время было насильственно низвергнуто, но не побеждено и не преодолено идеологически, т. е. фактически загнано внутрь, в “подполье”, и теперь пытается взять реванш. Авторы пытаются также связать кризис России с общемировым кризисом, выделяя в нем общие и специфические закономерности. Из всего комплекса причин русской революции особо выделяются 1-я мировая война и идеологическая реакция на нее со стороны различных слоев русского общества (особенно интеллигенции). Политическая позиция авторов простирается от воинствующего антибольшевизма (прежде всего, это позиция бывших авторов “Вех”) до сравнительно мягкого — “культурного” — отрицания большевизма (Вяч. Иванов).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 460 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...