Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Канонічний тип архітектурного мислення



Каноничность в первую очередь присуще древнему и средневековому искусству.В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела,который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закрепленРазработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античностии с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма.Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурноготворчества. Цицерон использовал греческое слово «канон» для обозначениямеры стиля ораторской речи.В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья,особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные впроцессе многовековой художественной практики главные композиционные схемыи соответствующие им элементы изображения тех, или иных персонажей, иходежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9-го веказакреплялись в качестве канонических и служили образцами для художниковстран восточно-христианского ареала до 7 века. Своим канонам подчинялось ипесенно-поэтическое творчество Византии.На смену «Соборному» опыту приходит индивидуальный опыт художника, его самобытное личностное видениемира и умение выразить его в художественных формах. И только в пост-культуре, начиная с поп-арта, концептуализма, постструктурализма ипостмодернизма, в системе художественно-гуманитарного мышления утверждаютсяпринципы, близкие к каноническим, некие симулякры канона на уровнеконвенциональных принципов творчества, когда в сферах арт-производства иего вербального описания (новейшей арт-герменевтики) складываютсясвоеобразные канонические приемы и типы создания арт-продуктов и ихвербальной поддержки. Сегодня можно было бы говорить о «канонах», точнееквазиканонах поп-арта, концептуализма, «новой музыки», «продвинутой» арт-критики, философско-эстетического дискурса и т.п., смысл которых доступентолько «посвященным» в «правила игры» внутри этих канонически-конвенциональных пространств и закрыт от всех остальных членов сообщества,на каком бы уровне вне духовно-интелектуального или эстетического развитияони ни находились.

31Композиційно-планувальні особливості регулярного парку

Один из известнейших стилей садово-парковой планировки – регулярный стиль, воплощением которого в ландшафтном дизайне стали французский регулярный парк – сформировался во Франции во второй половине XVII века. В то время страной правил «король-солнце» Людовик XIV, при котором абсолютизм достиг кульминации. Идея централизации власти, и в целом власти человека над природой, нашла отражение в проектировании французского регулярного парка.

Традиция регулярного парка берет истоки в эпохе Возрождения (идея парка как продолжения архитектуры сооружений). Ярчайший пример ландшафтного проектирования в духе французского регулярного парка – Версальский ансамбль, а «королем садовников» признан создатель этого грандиозного комплекса, гениальный мастер садово-паркового искусства, королевский садовник Андре Ленотр. Ленотром созданы также знаменитые французские парки в регулярном стиле – Во-Ле-Виконт (один из первых французских регулярных парков), этот ландшафтный архитектор участвовал в создании садов Тюильри. Мода на ландшафтный дизайн регулярного парка вскоре охватила всю Европу. Известные образцы регулярных парков – парк Мирабель в Зальцбурге, парк резиденции Шенбрунн в Вене. Знаменитыми регулярными парками по французскому образцу в России являются усадьба в Архангельском и дворцово-парковый ансамбль в Петергофе (Петродворец).
Характерные особенности ландшафта и планировки французского регулярного парка:

Важный элемент оформления территории французского регулярного парка – террасы, завершающиеся подпорными стенками и связанными между собой декоративными лестницами. Наиболее подходящими для создания зеленых насаждений в парках регулярного типа являются такие растения, как туя, кипарисовик, ель, бересклет, барбарис, липа мелколистная. Из этих пород легче формировать аллеи и боскеты. Растительность таких сортов оптимально подходит для создания геометрически правильных форм, столь типичных для стиля французского регулярного парка. Они хорошо переносят стрижку.

РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК, регулярный сад, французский парк (фран­цузский сад) — тип парка (сада), характеризующийся геометрически правильной планировкой (развитие композиции вдоль центральной оси или взаимосвязанных осей, господст­во прямых линий и строгих очерта­ний) и стрижкой деревьев и кустов, придающей им форму простых гео­метрических тел (шар, конус, куб и др.); для Р. п. характерны также об­рамление аллей и площадок стенами из стриженой зелени (боскетами), дорожки, перекрытые вьющимися по каркасу растениями (перголы). газо­ны (партеры), украшенные рельеф­ными орнаментальными композици­ями из низко подстриженной зелени, бассейны (водные партеры) геометрически правильных форм.

Р. п. зародились в древности — в Египте, Вавилонии, Ассирии, Персии, Китае (чаще всего небольшие орнаментальные сады при храмах или дворцах). Множество Р. п. было со­здано во всех частях эллинистиче­ского и римского мира, что связано с восточными, гл. обр. персидскими, влияниями. В Древнем Риме извест­ны небольшие сады в перистильных двориках и на виллах, грандиозные Р. п. императорского периода. В сред­ние века в Европе разбивались парки в монастырских комплексах, а на Востоке (в первую очередь в араб­ском мире от Ирака до Испании) про­должалось развитие эллинистических форм парков. В эпоху Возрождения начинается расцвет регулярных садов в Европе, первоначально в Италии, затем во Франции, Голландии, Гер­мании. Высшего развития достигают Р. п. во Франции при Людовике XIV: их создатель — парковый архитек­тор Андре Ленотр (парки Во-ле-Виконт, 1656; Версаль, 1662). Наряду с равнинным «французским» парком существовала итальянская разновид­ность — террасный парк, разбивав­шийся на склоне горы и украшав­шийся часто фонтанами и водными каскадами. Часто встречалось и со­четание обоих типов (наиболее зна­менит ансамбль Верхнего и Нижнего Р. п. в Петродворце, 1714—1725). В кон. 18 в. Р. п., распространившиеся в дворцово-парковых ансамблях Ев­ропы, знаменовавшие победу архи­тектонического принципа парковой композиции и представлений о чело­веке как о творце жизненной среды, стали уступать место пейзажным пар­кам, идеалам естественного, живо­писного ландшафта. В 20 в. возро­дился интерес к Р. п. в США, Брази­лии, Англии, России.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...