Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

русский пейзаж вт.п.19в



В эту же пору пришла к наивысшим своим достижениям и пейзажная живопись, призванная запечатлеть облик родной земли — ее поля и леса, озера и реки, всю ее неповторимо прекрасную природу. Картины русской природы в произведениях пейзажистов-передвижников отображают то поэтическое представление о красоте и богатстве земли русской, которое выработано самим народом и воплощено в его сказаниях и песнях.
Начала нашей реалистической пейзажной живописи восходят еще к работам художников первой половины XIX века: А. Г. Венецианов одним из первых запечатлел поэтический образ русской природы в пейзажных фонах некоторых своих картин. Но настоящего своего расцвета реалистический пейзаж достиг во второй половине XIX века, в творчестве передвижников.
Этапной вехой в его развитии принято считать картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871). Чрезвычайно правдиво и искренне написано это скромное полотно, напоенное дыханием ранней весны, когда природа как бы пробуждается после долгого зимнего сна к новой деятельной и хлопотливой жизни. Как глубоко волнует, как бесконечно близко все это сердцу каждого русского человека! Недаром картина Саврасова до сих пор остается одним из самых популярных полотен русской школы.
Следом за Саврасовым выступила большая группа художников-пейзажистов; каждый из них внес что-то новое и свое в развитие русского пейзажа.
Чрезвычайно одаренным художником, истинным поэтом в живописи был Ф. А. Васильев. Одним из первых стал он изображать знакомые каждому уголки родной природы: проселочные дороги, размокшие от оттепели, тихие деревни с замшелыми избами, задумчивые волжские берега. В этих непритязательных, будничных мотивах он тонко улавливал настоящую высокую поэзию, очарование и прелесть русского пейзажа. Его картины — подлинные жемчужины живописи, так эмоционален, так гармоничен изобразительный язык художника. «Гениальным мальчиком» называл Васильева Репин.
Бодрой полнозвучной красочностью отличаются пейзажи А. И. Куин-джи. Этот художник был мастером эффектов освещения, которые он передавал с удивительной точностью, доходившей до полной иллюзии, поражавшей современников. Куинджи умел уловить блеск реки при луне, ослепительный свет солнца на омытых дождем стволах берез, последний луч заходящего солнца, горящий на беленых стенах украинских хат. Изумительные эффекты в передаче необычайных, праздничных состояний природы служили художнику средством выразить присущее ему радостное жизнеутверждающее восприятие мира, восхищение красотой и разнообразием родной природы.
Прекрасным, тонким пейзажистом был В. Д. Поленов. В золотой фонд русской живописи входят его пейзажи «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878), «Ранний снег» (1891) и другие, в которых художник с замечательным мастерством передает природу России, добиваясь выдающихся успехов в передаче солнечного освещения, воздуха, пространства. Полотна Поленова волнуют зрителя своим проникновенным лиризмом и ясным, светлым настроением.
Одно из первых мест в русской пейзажной живописи по праву занимает И. И. Шишкин — художник русского леса. С редкой в искусстве точностью и объективностью воспроизводил он дремучие чащи лесов, зеленую хвою вековых сосен и елей, трепетные листья папоротников, сухой валежник и мох у корявых древесных корней... Полотна Шишкина то величественны и монументальны, когда он живописует лес с вековыми соснами или дубами, охватывая как бы единым взглядом необъятные лесные массивы, то поражают филигранностью техники, когда он с тщательностью естествоиспытателя любовно воспроизводит на холсте пучок тончайших травинок или кустик полевых цветов. Шишкин — великий знаток жизни природы, ее сокровенных тайн и законов, ее мельчайших форм. В его искусстве исключительно сильно познавательное начало. В каждую из картин Шишкина вложено столько умения и знания, что стоящий перед нею зритель как будто находится перед лицом самой природы, его охватывает то же чувство I гордости за могучую силу прекрасной родины, которое водило кистью живописца. Шишкин был и остается одним из самых любимых народом художников.
Ту линию русской живописи, которая представлена именами Саврасова, Васильева и Поленова, — линию лирического пейзажа, так называемого пейзажа настроения, продолжил в своем творчестве И. И. Левитан. На полотнах Левитана русская природа живет вместе с человеком, она проникнута его чувствами и переживаниями: она то грустна, то радостна и солнечна, то вместе с человеком тоскует о его тяжкой доле. Углубляя идейную значимость пейзажа, Левитан иногда вносил в картины природы социальные мотивы. Такова знаменитая «Владимирка» (1892), настроение которой навеяно мыслью о тех лучших русских людях, которые прошли знаменитым Владимирским трактом в Сибирь на каторгу и в ссылку. Чувством щемящей боли веет от этого полотна. Часто встречаются в пейзажах Левитана образы русской деревни; это подчеркивает прочную идейную связь художника с основным направлением передвижнического искусства. Полотна Левитана полны глубокого лирического чувства, любви к родной природе, к русской земле. В них созданы художественно обобщенные образы русской природы. Недаром о каком-нибудь типично русском уголке природы часто говорят: левитановский мотив.
Предшественником и современником пейзажистов-передвижников был И. К. Айвазовский, посвятивший все свое творчество изображению морских просторов нашей родины. Марины Айвазовского ярки и романтичны. Легко преодолевая трудности, связанные с этой сложнейшей темой, он писал море во всех его состояниях — от зеркальной глади штиля до грозного зрелища разбушевавшейся стихии. Не раз воссоздавал он и картины морских сражений. Творчество Айвазовского занимает почетное место в развитии русского реалистического пейзажа, он был лучшим русским маринистом, певцом моря и военной славы русского флота.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...