Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство Древнего Египта



Незыблемость и непостижимость – основные принципы верховной власти.

Рождаются вероучения, согласно которым умерший может и должен воскреснуть.

Страстное желание остановить, побороть смерть, которая считается ненормальным, страстная надежда на дальнейшую жизнь породила заупокойный культ, наложили свою печать на все искусство Древнего Египта.

Искусству отводилась чрезвычайно важная роль: должно было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни.Древнеегипетское искусство сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении 3х тысячелетий незыблемым и непостижимым, как и выраженные им идеи.

Периоды:Додинастический;Древнее (Ранее) Царство;Среднее Царство;Новое Царство;Поздний Период.

21 династия фараонов.

Додинастический период.

Существовал Верхний Египет (юг) и Нижний Египет (север).«Плита фараона Нармера».Высота – 64 см.Цель: показать объединение.Пиктограмма – рисуночное письмо.Каноничность (соответствие канону).

Голова и ноги – в профиль (бок).Туловище – анфас (перед).Глаз показывался полностью.Художник не знает законов перспективы. Предмет дальше – выше.Построчное горизонтальное размещение сцен.

Древнее Царство.

Ведущая роль – архитектура, которая была тесно связана с заупокойным культом.

Основной тип архитектурных сооружений – гробница. Внешние средства передают идею божественного фараона. Первоначально захоронения в гробнице, состоящей из подземной части, куда помещался саркофаг с мумией.Массивная надземная постройка – мастаба – в виде дома, стены которого наклонялись внутрь. Сверху завершалось плоской крышей.На основе мастаба – первая пирамида фараона Джосера в Сакаре. Она была 6-ступенчатая, представляла 6 мастаба, поставленных друг на друга. Воплощала идею лестницы в небо, помогала взойти к Богам.Архитектор – Имхотеп. 3 пирамиды(в Гизе): Хеопса (146,6);Хефрена (143,5);Микерина (65,5).Скульптура играла важную роль. Непременным атрибутом храмов и усыпальниц были статуи фараонов и знати.Статуя отличалась портретным сходством.Сфинкс вырублен из цельной скалы. Высота – 22 м. Длина туловища – 57 м. Голова – 24 м. В 30 раз больше человеческой. Уши и нос – в рост человека.

Фигура напряженного выпрямлена, фронтальна. Голова высоко поднята, левая нога – шаг вперед. Руки опущены и прижаты к телу – стоящая скульптура.Статуя вельможи Ранофера.Сидящие: сидят в торжественных позах словно в оцепенении. Руки симметрично положены на колени/прижаты к груди/одна рука согнута. Торс выпрямлен. Ноги грузно поставлены одна возле другой. Взгляд устремлен вдаль.

Статуя фараона Хефрена.Группы из статуй: Рахотеп и Нофрет.Мужчины – темные оттенки, женщины – светлые. Глаза инкрустировались. Статуя писца Каи.Скульптура из дерева «сельский староста»Веки – медь.Вельможа Капер.Скульптурная группа «Карлик Сенеб и его семья».

Важную роль в искусстве Древнего Египта играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и заупокойных храмов, колоннах, саркофагах, обелисках. Их назначение определялось желанием прославить могущественную жизнь в загробном мире.

Среднее Царство.

По-прежнему соблюдались традиции, сложившиеся в Древнем Царстве. Развитие индивидуализма. Каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Возникла идея равенства после смерти. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стелы (вертикально стоящая плита), на которой были написаны магические тексты и все то, что нужно в загробной жизни.

Стела вельможи Хенену.

В эпоху Среднего Царства появился новый тип заупокойного храма (скальная гробница).

Новшества:Храмы сооружались не в пустыне, а у скал;Усложнение композиции: 2 террасы (одна над другой, завершалось небольшой пирамидой).Первый памятник нового типа: Храм-усыпальница Ментухотепа I. В этом сооружении была осуществелна попытка соединения храма с пирамидой.

В эот время начинают возводить обелиски с заостреной верхушкой – каменные иглы.

Статуи царей и фараонов предназначались не только для усыпальниц, но воздвигались и в храмах под открытым небом.Появляется кубическкая скульптура.

Новое Царство. 18 династия фараон Яхмес.Строительство храмовых комплексов. Складываются основные типы:Наземные;Полускальные;Скальные.

Наземные храмы предсталяют собой вытянутые прямоугольники, окруженные высокой массивной стеной, к воротам которой вела широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинска. Вход в храм оформлялся в виде трапеции, разделенной узким проходом по середине. Перед пилоном воздвигались коллосальные статуи и обелиски.

Гипостиль (тесно поставлены колонны).

Первый строитель Карнакского храма – зодчий Инени

Гигантомания (стремление к осуществлению чего-либо в неоправданно крупных размерах, масштабах).

Полускальные заупокойные храмы: сочетают наземные помещения с помещениями, вырубленными в скале.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут.

«долина Царей» - «тайник» фараонов. Захоронение фараона отдельно от храма.

Фараоны не стоили пирамид. Усыпальницы – подземные гробницы в «Долине Царей».

Скальные храмовые комплексы. Вырублены полностью в скале.

Фасад – наружная часть скалы. Остальные помещения – внутри скалы.

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.Усиливается декоративность и индивидуализм образов + каноничность. Помимо монументальной культуры, эпоха Нового Царства оставила многочисленные произведения пластики новых форм. Туалетная ложечка в виде плывущей девушки.

Вносится утонченность в фигурах, изящность, силуэты удлиненные и стройные. Особое место среди таких фигур занимают изделия из дерева. Аминхотеп и его жена Рэнди.В росписях усложнена композиция, разнообразные движения фигур.«Охота в Нильских зарослях».В истории Нового Царства – Амарнский период.Переворот в политической, экономической жизни Египта и в искусстве. Было многобожие. Пришло (ввели) монотеизм (однобожие) Богу Солнца.Изменения в искусстве: отход от застывшей идеализации царского образа; обновление канонов и стиля. Затронули в большей степени живопись и скульптуру, нежели архитектуру.“Эхнатон и его жена Нефертити”.Новые иконографические приемы в изображении фараона:

Отказ от идеализации образа;Точная передача индивидуальных черт и характерных особенностей стоения тела;Фараон изображался со своей семьей

После смерти Эхнатона пришел Тутанхамон. Все вернулось, как было “до”.

Поздний период.

В эту эпоху продолжаются борьба знати между собой и нападения на страну извне. С 11 в. до н. э. Египет окончательно распался на отдельные номы, только на короткие периоды объединявшиеся в единое государство. Так, в середине 10 в. до н. э. Египет был объединен XXII ливийской династией, а в 8—начале 7 в. до н. э., в период господства XXV эфиопской династии, в Нубию проникли многие черты египетской культуры (например, там начали сооружать могилы в виде пирамид).
В 671 г. до н. э. Египет был покорен ассирийцами. Борьбу против них возглавили правители западной Дельты, которым снова удалось объединить под своей властью весь Египет и образовать XXIV династию со столицей в Саисе.Тяжелое политическое положение, противоречия социального уклада в Позднем Египте не способствовали созданию новых художественных направлений в искусстве. Тесная связь искусства с религией и с заупокойным культом обеспечивала, правда, и в периоды самого тяжелого безвременья спрос на работу художников — мастерские продолжают работать и после XX династии, создавая порой вещи, технически не уступающие лучшим произведениям искусства предыдущих периодов. В Дельте появляется несколько художественных школ, и расцвет одной из них, саисской, по имени города Саиса, совпадает с коротким временем последнего расцвета Египта при XXIV, саисской же, династии (663— 525 гг. до н. э.).
Некоторое оживление художественной жизни наступило при эфиопской династии. Создаются портретные статуи знатных лиц с глубокой передачей индивидуальных психологических черт. Прекрасным примером является гранитная портретная статуя Монтуэмхета (Каирский музей), градоначальника Фив при эфиопском фараоне Тахарке, портрет которого также наделен чертами большого сходства и этнической достоверности. Аналогичными чертами отличается и бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы (Париж, Лувр).
Второй краткий расцвет искусства падает на время правления саисской династии. Снова развертывается строительство, на этот раз главным образом в столице, городе Саисе, о постройках которого до нас дошли лишь упоминания греческого историка Геродота.В разных пунктах Египта сохранились гробницы знати, различные по архитектуре в зависимости от того, где они возводились: например, вырубленные в скале — фиванские, в виде мастаба — в районе Саккара.Все виды искусства саисского времени характеризуются намеренной архаизацией, сознательным обращением к формам прошлого. Однако при общей идеализации, холодности и чисто внешнем мастерстве лучшие мастера этого времени достигали в отдельных работах не только высокого технического уровня в умении обработки камня и других материалов, но и подлинно художественной глубины.Искусство саисского периода, несмотря на то, что развитие его охватывает очень краткий промежуток времени, оказало значительное влияние на последующие периоды. В лучших традициях этого времени создана известная голова жреца из зеленого камня (Берлинский музей), которая отличается резко индивидуальной характеристикой немолодого, сурового человека с усталым, но властным и холодным лицом.Подобные произведения египетские художники создают, несмотря на тяжелые условия двукратного персидского завоевания и недолгого периода борьбы за независимость в 5 в. до н. э.
В 332 г. до н. э. Египет подвергся новому завоеванию греко-македонцами. Но он сохранил политическую самостоятельность и при династии Птолемеев, в эллинистический период, нашел силы для нового подъема искусства. Правда, форма скульптуры этого времени, очень сухая и утонченно манерная, повторяет старые образцы. Но архитектура храмов в Эдфу, Эсне, Дендера и на острове Филэ несет уже очень много черт эллинистического искусства.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...