Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ОСНОВНОЙ вопрос философии вопрос об отношении мышления к бытию.
Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности — объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет — разум, или, наоборот, мировой дух творит материальный мир? А может быть, они сосуществуют как равноправные субстанции? Эти проблемы, составляющие стержень основного вопроса философии, образуют одну его сторону.
Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхождения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом. Существовали в истории философии и такие философы, которые признавали равноценность, равноправие обоих начал материального и духовного. Их называли дуалистами.
Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир непознаваем? Основной вопрос философии решается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Основной вопрос философии — это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание, которое оказывает активное обратное воздействие на это бытие. Идеализм же в этом вопросе занимает прямо противоположную позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы то ли ею является бог, то ли объективный мировой дух, то ли идеи исторических личностей.
В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности к высшей форме — диалектическому материализмуС точки зрения субъективного идеализма объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Отсюда — основополагающая идея субъективного идеализма: «вещи суть комплексы ощущений» (Беркли, Мах), и существовать, быть — значит быть воспринимаемым органами чувств человека. Логическое развитие идей субъективного идеализма ведет к солипсизму — утверждению, что существую лишь «я» и, кроме меня, ничего и никого нет. Если материализм опирается на достижения науки и практики, то идеализм нередко идет бок о бок с религией, являясь ее косвенным, а подчас и прямым обоснованием.
Если субъективный идеализм замыкается сферой познающего индивида, чувственной формой его познания, то объективный идеализм, напротив, прежде всего абсолютизирует. Объективный идеализм верно подметил действительно существенную черту жизни общества: результаты человеческой деятельности (и прежде всего духовной) отчуждаются от своего творца, становясь всеобщим достоянием и получая тем самым относительно самостоятельное существование. Однако ошибка объективного идеализма заключается в том, что он «оторвал» результат деятельности человека от самого человека и противопоставил ему как нечто совершенно от него независимое, не порожденное им, а порождающее и мир, и человека силой необходимого и непреложного принципа. Корни объективного идеализма уходят далеко в глубь истории и связаны с процессом формирования отвлеченных понятий, с прогрессом познавательной деятельности, с углублением разума в сущность вещей. Возникла проблема осознания соотношения общего и единичного, сущности и ее проявления. Так, уже у Пифагора числа мыслились как самостоятельные сущности, управляющие миром, а у Платона общие понятия, идеи составляли особое царство чистой мысли и красоты, порождающее мир видимых вещей.
Объективный идеализм абсолютизировал не только результаты человеческой деятельности, но и самую творческую активность человека, оторвав ее, однако, от него. Таким образом и получилось, что в истории философии до возникновения марксистской философии активная, творческая способность человека разрабатывалась в основном объективным идеализмом.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!