Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальной группы, класса; происхождение классов, исторические формы и динамика классовых отношений, классы в современном обществе)



Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованных с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальные классы (общественные классы) — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

Понятие "класс" происходит от латинского слова - classis, что означает разряд. Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным римским императором С. Туллием, жившим в VI в. до н.э. Население Рима было разделено на пять классов в соответствии с имущественным положением людей для удобства создания армии. Позже понятие "класс" получило широкое распространение. Этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба между ними как результат противоположности их интересов были очевидны уже для античных философов. Платон, а затем и Аристотель, признавая естественность деления людей на господствующих и подчиненных, видели в борьбе между ними причины многих исторических процессов.

Согласно марксизму, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества разделены на несколько классов, включая два антагонистических класса (эксплуататоров и эксплуатируемых): сначала это были рабовладельцы и рабы; после — феодалы и крепостные крестьяне; наконец, в современном обществе, это буржуазия и пролетариат. Третий класс — это, как правило, ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне, то есть те, кто имеет собственные средства производства, работает исключительно на себя, но при этом не использует другую рабочую силу, за исключением своей.

Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание собственностью. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне).Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.

Социальная структура современного российского общества является следствием болезненной экономической структурной перестройки, затяжного переходного периода. По характеру социальной структуры можно проследить такие показатели как: уровень и качество жизни, профессиональную ориентацию, экономические приоритеты, основные ценностные установки. Поскольку в России мы наблюдаем ухудшение всей совокупности этих показателей, постольку можно с определенной долей уверенности утверждать о деформированной социальной структуре.

Начиная с 1992 года в России при значительном снижении реальных доходов населения резко возросла дифференциация между богатыми и бедными. Разрыв между 10% очень богатых людей и 10% очень бедных людей по официальной статистике составляет 15-20 раз, а по независимым источникам - 65 раз, при том, что в экономически развитых странах в среднем этот разрыв не превышает 7-9 раз.

Общество как система: социально-этническая структура общества (род, племя, народ, нация). Национальный вопрос. Диалектика национального и интернационального в современном обществе.

Этническая структура общества. Генетически первой малой группой была семья, из которой складывался род как первая этническая общность. Род, понимаемый в качестве кровнородственного объединения людей, являлся основной социальной и производительной ячейкой первобытного общества. Объединение же двух и более родов (иногда оно насчитывало несколько тысяч человек) составляло племя. Но объединение не означает механического сложения родов. Племя есть объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, так как в основе его продолжают оставаться кровнородственные связи. Но формирование племени уже кладет начало разделению функций внутри общности: хозяйственная функция остается за родом, другие общественные функции закрепляются за племенной организацией.

В основу следующей, более высокой формы общности – народности – легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Возникновению народностей предшествует распад родоплеменных связей и образование на этой основе новой общности – уже не сугубо этнической, а социально-этнической. В виду своей большей численности и рассеянности по территории возникает потребность в новом уровне хозяйственных связей по сравнению с племенем, и вместе с тем здесь нет еще той целостности экономической жизни, которая возникает у нации. Это относительно неустойчивая общность.

В недрах феодализма по мере углубления и укрепления экономических связей происходит процесс становления наций. Эта общность людей характеризуется следующими признаками. Во-первых, это общность территории. Во-вторых, общность языка. Национальный язык – это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллионов и десятков миллионов людей. В–третьих, общность экономической жизни на базе сравнительно развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. В-четвертых, общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа. Психический склад нации является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений с другими народами, конкретных географических условий. Он проявляется в особенностях национального быта, в нравах, привычках, склонностях людей определенной нации, особенностях их фольклора, песен, танцев и т.п. В-пятых, наличие национального самосознания.

Национальный Вопрос- совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе национальный вопрос порождается частной собственностью и стремлением к наживе, возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. В социалистическом обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления их добровольного союза и взаимопомощи в общих интересах развития социалистической собственности, укрепления единства и всестороннего сближения в процессе формирования общей для них социалистической нации. При капитализме национальный вопрос возникает в связи с конкурентной борьбой, в том числе вооруженной, различных групп национальной буржуазии за "право" эксплуатировать свои народы и национальные богатства. В годы Советской власти национальный вопрос решался в направлении сплочения народов, развития экономики отсталых республик, выращивания национальных кадров, поддержки национальной культуры (национальной по форме, социалистической по содержанию). Общая социалистическая собственность и общий экономический уклад практически полностью исключили какие-либо межэтнические конфликты, которые стали проявляться только после реставрации капитализма в стране.

Проблема национального и интернационального (национальных связей и связей интернациональных, национальной идеи и идеи интернациональной) — одна из наиболее сложных проблем теории, политики и воспитания.

Новые исторические условия — ход революционных событий в России, мировая империалистическая война, создание первого в мире социалистического государства в многонациональной стране, перспективы и пути мировой социалистической революции в условиях империализма — выдвигали новые стороны проблемы национального и интернационального.

Национальное и интернациональное неразрывны в своем существовании, они имеют одну и ту же историческую основу, созданы капиталистической общественной формацией, закономерностями ее возникновения, развития и превращения в высшую, коммунистическую формацию.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1963 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...