Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика сатирических жанров современной публицистики. Комическое как средство сатирической публицистики



В общественной практике встречаются события, явления или поступки людей, которые общество в силу своих законов, моральных взглядов или традиций может считать аморальными, преступными и вообще неприемлемыми и потому требующими всеобщего осуждения. Задачу осуждения способна выполнить сатирическая журналистика.

Автор публицистического текста, критикуя действия политиков, чиновников, освещая сатирические факты, стремится рассмешить читателя. Исследователь сатиры, литературовед Ю. Борев писал, что “смех — это чрезвычайно доходчивая и острая форма критики”. Но здесь важно понимать, что смех требует готовности аудитории, сознательно-активного восприятия ею сатирического изображения действительности. Насмешка, принижая то, что стало ее мишенью, связана со сферой комического.

Комическое, таким образом, — это особая эмоциональная критика явлений жизни, основным коммуникативным намерением которой является чаще всего негативная оценка, а также ее различные варианты: упрек, недовольство, порицание, насмешка, возмущение и т.п. Поступки человека, свойства, качества характера могут быть комическими сами по себе, а могут рассматриваться на вербально-рефлексивном уровне комического (слово, мысль), т. е. через искусственно созданный в произведении контекст. Комическое, выражающееся в деятельности — это прежде всего комическая ситуация как взаимодействие внешних обстоятельств и образа действий людей, а также просто отдельные поступки и действия. Понятие комическая ситуация содержит в себе и объект и восприятие объекта субъектом, их взаимосвязь как единое целое.

Существует также комическое созданное или намеренное (острота) и комическое невольное или естественное (скажем, невольный каламбур). Комическое созданное всегда обращено к разуму.

Комическое

в жизни (само по себе) в тексте публикации
комическая ситуация намеренное – комически созданное (острота) естественное – невольно созданное (каламбур)

Модификациями комического выступают ирония, сатира, юмор. В этих модификациях определяющей остается сущность комического, но каждая обладает своими особенностями,

Ирония интеллектуальная категория, действие которой основано на противопоставлении логичного и алогичного. Ирония ближе других модификаций комического подходит к его сущности, потому что в ней содержится указание не только на субъективное отношение к объекту иронии (как правило, насмешка), но на логику развития объекта в его соотнесенности с субъектом на диалектику видимого и скрытого, видимости и сущности. В связи с этим ирония может использоваться как риторический, литературный прием (тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме), как похвала “с двойным дном”, как двусмысленность, в которой за положительной внешней оценкой стоит отрицание и насмешка. Таким образом, ирония — это своеобразное притворство: произнося “да”, на самом деле говорят “нет”, и наоборот. Но притвориться — не значит обмануть: сущность иронии заключается в том, что “я”, говоря “да”, не скрываю своего “нет”, а именно выражаю, выявляю его. Мое “нет” не остается самостоятельным, но зависит от выраженного “да”, нуждается в нем, утверждает себя в нем и без него не имеет никакого значения.

Ироническая позиция — анализирующее, критическое отношение к окружающей действительности, для которого характерна умеренность преувеличений. Иронический “фокус” предлагает читателю “ключ” к тексту, подсказывает, что суждения и оценки действующих лиц нуждаются в критическом осмыслении, усиливает комизм: “Геннадий Андреевич говорил минут двадцать, вдохновенно проклиная Березовского и нахваливая правительство, у которого вопреки проискам врагов „что-то стало получаться и налаживаться". Дисциплинированные тысячами пережитых собраний, селяне слушали молча, не шевелясь и не меняя одинакового выражения лиц и глаз. Не ясно было, понимают ли они, что и зачем говорит им 3юганов. Интересуют их придворные интриги, которые разъясняет негодующий вождь коммунистов, драматически переходя на доверительный полушепот?

— Что-то вы не очень активные сегодня, — посетовал Геннадий Андреевич. — Видно, не до конца проснулись еще.

Кто-то фыркнул. “Крестьяне в пять утра встают, Геннадий Андреевич, — сказал самый боевой селянин в очках, — а сейчас девять. Мы уж спать ложиться собираемся”.

Это был явный прокол. Как вождь пролетариата мог забыть, что главный его союзник, трудовое крестьянство, встает с рассветом?”

С помощью иронии автор максимально снижает значительность своего “героя”, изображая смешными его речь, манеру общения с людьми. Автор использует такой прием создания комического, как сравнение лидера коммунистов с вещью: “...это просто ящик с несложными формулами, по которым легко штампуются подходящие случаю прописные истины”.

Сатира в отличие от иронии предполагает однозначно отрицательное отношение автора к осмеиваемым объектам. Она может быть саркастической, гневной, язвительной и рассчитана на то, чтобы вызвать аналогичное отношение у читателя. Для сатиры обязательно наличие той отправной точки, с которой вырабатывается неприязненное отношение к событию, явлению или человеку. Этой константой могут служить определенные идеалы, мировоззренческие, нравственные и иные ориентиры, нормы, представления, стереотипы, бытующие в обществе, а также личные убеждения автора, принципы, его представления о желаемом и должном. В произведениях сатирических жанров впечатления от событий или явлений передаются с помощью специфических художественных образов.

Следует отметить основные отличия сатирических образов от несатирических. Своеобразие сатиры как особого вида эстетического осмысления действительности раскрывается уже в самом отборе жизненного материала и его интерпретации. В сатирическом произведении всегда неизменным остается одно: безоговорочное отрицание описываемого явления. Отсюда та определенность авторской позиции, которая не допускает двоякого толкования изображаемого. Субъективное авторское начало проступает особенно отчетливо, более остро, чем в произведении несатирическом. “Образ автора” в сатирическом тексте выражает тот идеал, который противопоставлен отрицательному явлению. И именно с позиций авторского идеала характеризуются персонажи, факты, явления действительности. Для сатирического показа событий, явлений, людей есть особый способ, который помогает создать образ и реконструировать ситуацию. Это — преувеличение. Ю. Борев считает, что “преувеличение в сатире есть проявление более общей закономерности: тенденциозной деформации жизненного материала, способствующей выявлению наиболее существенного порока явлений, достойных сатирического осмеяния”.

Основные формы преувеличения — гипербола, карикатура, гротеск.

Гипербола — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо явления (например, заголовок в “Известиях”: На одного с плошкой уже не семеро, а сто семеро с ложкой),

Карикатура — смешное подобие чего-либо. “Искусство карикатуриста в том и состоит, — писал А. Бергсон, — чтобы схватить эту, порой неуловимую особенность и сделать ее видимой для всех увеличением ее размеров”. Карикатура всегда несколько (а иногда и существенно) искажает изображаемое. Например, публикация в “Общей газете” о происшедших в течение недели событиях в высших эшелонах власти сопровождается таким рисунком: врач у постели больного Президента Ельцина говорит: “Принимать отставку три раза в день в течение года”.

Среди рисунков встречаются карикатуры на характеры: “В карикатуре определенный характер необычайно преувеличен и представляет собой как бы характерное, доведенное до излишества”. В шарже, в отличие от карикатуры, действует принцип смягчения образа, отчего ему и дается определение дружеский. Смягченный образ снижает карикатурность и делает изображаемое более правдоподобным. Таким же путем создаются карикатуры и шаржи в публицистической прессе.

Крайнюю степень преувеличения, которое достигает таких размеров, что полностью выходит за грани реального и переходит в область фантастики, представляет собой гротеск. Ю. Борев определяет гротеск как высшую форму “комедийного преувеличения и заострения. Это — преувеличение, придающее фантастический характер данному образу или произведению”.

Гротесково-моделирующий способ отображения действительности в сатире один из главных. Сюжет произведения как бы “моделирует” взаимоотношения между персонажами, социальными группами и др.

Другой способ сатирической типизации — гротесково-иносказательный. Сказочная ситуация служит формообразующим элементом гротескного произведения (см. памфлеты Титуса Советологова в “Независимой газете”), Например: “Жорка Лужайкин взял в привычку каждое утро облетать окрестные леса и поля на воздушном шаре. Сшил самолично из старых портков и рубах, накачает теплым воздухом и летит. Где увидит заблудшую овечку, телочку или гусака какого, жене вниз знак подает, а она и подбирает”.

В основе гротескной поэтики лежит принцип алогизма, позволяющий создавать ощущение ненормальности, странности ситуации. Этот алогизм разных уровней — социального, политического, психологического. Основные черты гротескной типизации — фантастика, гиперболизация, амбивалентный характер комического. Фантастическое предположение, лежащее в основе гротеска, выступает как причина без следствия. Используя эту форму, необходимо помнить, что гротеск возможен в искусстве, но невозможен в жизни. Он является основным приемом оформления художественного материала, выступает как фактор жанрообразующий, предполагающий изображение явления или события через соединение несовместимого.

В сатире авторские идеалы, авторское представление о реальности скрываются за намеренным гротескным искажением, и дистанция между авторским мироощущением и изображением в тексте ощущается чрезвычайно отчетливо.

Как правило, предметом сатирических публикаций становятся политические, коммерческие разногласия, общественные конфликты. Героями – известные (на разных уровнях) люди: политические деятели, руководители учреждений, организаций, коммерсанты…

Сатира в наибольшей степени связана с публицистикой: смех сатирика по самой своей природе публицистичен. Это объясняется такими присущими сатире специфическими свойствами, как злободневность, связь с общественно-политической ситуацией, несомненная моралистическая направленность.

Пример. Публикация из “Никольской газеты”.

Юмор, как модификация комического, отличается от иронии и сатиры примиряющим отношением к объекту осмеяния, выражающим внутреннее принятие мира таким, каков он есть. Юмор — это беззлобный смех над недостатками и слабостями.

Юмор часто лиричен. “Да, и рожденным в года глухие не заказаны простые человеческие радости, — пишет публицист И. Петровская, — счастье от впервые купленных дорогущих капроновых чулок вполне могло затмить полет Гагарина, а переезд на новую квартиру — трудовой подвиг на БАМе. Больше того, именно в года глухие цена этих радостей возрастает многократно. Именно поэтому люди, которых всю жизнь призывали прежде думать о Родине, а потом о себе, так светились радостью, приходя в “Старую квартиру” (ток-шоу): здесь их память, их опыт, их жизнь обретали плоть, кровь и живое соучастие со стороны соседей!”.

Юмористические произведения пишутся чаще всего на бытовые темы, в них воссоздаются всем понятные, общечеловеческие ситуации, героями становятся – люди из народа.

Важно понимать, что юмор, ирония и сатира обладают способностью переходить одна в другую. Как модификации комического эти эстетические категории, служат для выражения различных видов смешного в социальной жизни.

Поскольку публицистика является специфической формой отражения в понятиях и образах общественного бытия, то любые изменения в социальной жизни вызывают соответствующие движения в области жанров. В зависимости от особенностей общественного развития одни жанры выходят на передний край, более интенсивно используются авторами, а другие отходят на второй план. Они не исчезают, а ждут своего момента, чтобы вновь появиться уже в новом качестве, с более широкими возможностями.

По известному выражению М.М. Бахтина, “жанры выбирает эпоха”.

Наша эпоха – это эпоха индивидуальных стилей (приоритета оригинальности, своеобразия данного автора), она сменила эпоху традиционализма – господства нормативной поэтики и жанровых границ. Однако традиции нормативной поэтики сохраняются и, следуя им, ученые рассматривают жанр как результат типового единства композиционной и художественной структуры группы произведений, обладающего исторической устойчивостью. В ряду традиционных жанров сегодня стоят: ФЕЛЬЕТОН, ПАРОДИЯ, ПАМФЛЕТ.

В изданиях, появившихся в недавнем прошлом (“Экспресс-газета”, “Мегаполис-экспресс” - это издания, не стремящиеся к передачи актуальной новостной информации), активно идет процесс жанрообразования: появляются специальные жанровые формы для представления эрзац-информации (неновостной, неактуальной оценочной): псевдоновости, письма, лозунги, воззвания, обращения. Издания используют для создания сатирического эффекта и фольклорные жанры: анекдоты, “абсурдные рассказы”, пословицы, поговорки, сказки. Многие новые публицистические формы развиваются из простых литературных: легенды, байки, саги, мифа, шутки… Специфической чертой “новых форм” является сарказм (злая сатира).

На страницах оппозиционной прессы очень часто можно встретить инвективу. Е.В. Какорекина называет инвективу“своеобразной “обзывалкой”: спецификой ее коммуникативного задания можно назвать выступления, основанные на пародировании, обыгрывании имен первых лиц государства” (Какорина Е.В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца ХХ столетия. М., 2000). Например, в газете “Дуэль” героями фельетона становятся Галина Спидоносовна Застарелая, Анатолий Борисович Собчавкало (ушедший из жизни, но это не останавливает автора). Сразу оговоримся, что инвектива – это не жанр, это скорее способ организации и подачи информации, о котором следует сказать особо.

Создавая инвективы, политические противники демонстрируют стремление уничтожить друг друга, а не договориться, т.е. останавливаются на “животного” взаимодействия, забывая об уровне “человеческого общения”, дающего широкие возможности договориться на уровне сознания.

Жанр инвективы не выдерживает проверки на этичность, поскольку критика в ней не только жесткая, но и предвзятая. В текстах, как правило, содержатся замечания и намеи, унижающие честь и достоинство “героя”: ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности, утверждение преступности его действий (часто не доказанных судом), недоброжелательные реплики по поводу национальности, религии, болезней, физических недостатков. Основу текста инвективы чаще всего составляет неаргументированный поток сознания автора – это является стилистической чертой инвективы наряду с гиперболизацией отвратительного, доведением его до абсурда.

Согласно Бахтину, порождение (употребление) жанров происходит так.. Вначале появляется замысел. Он определяет, с одной стороны, предмет речи и его границы, предметно-смысловую исчерпанность и сочетается с предметом речи как субъективный момент высказывания с объективным в неразрывное единство, являющееся темой речевого жанра. С другой стороны, замысел обуславливает выбор жанровой формы. Затем происходит обратное влияние: замысел сам корректируется избранным жанром, складывается и развивается в определенной жанровой форме. В результате этого взаимного влияния формируется стиль и композиция.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2921 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...