Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос № 9. Социальная структура Древних Афин. Реформы Эфиальта и Перикла



Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник город, названный в честь его богини–покровительницы Афина­ми. Свободное населе­ние афинской общины было разделено на несколько социальных групп:

· эвпатриды – родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча­стков;

· геоморы – земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

· демиурги – ремесленники.

Вместе с геоморами демиурги составляли демос – народ, населявший Аттику. Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу­точный слой – метеки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, не-граждане Афинского полиса.

Управ­лялись Афины ареопагом – советом старейшин (предположительно он существовал с VIII в. до н.э.) и девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра­тов архонтами.

Наиболее отчетливо необходимость социальных преобразо­ваний обозначилась в начале VI в. до н.э., когда в Афинском государстве началась «великая смута». В 594 году на должность главного архонта был избран Солон. Важнейшим достижением этого периода стала цензовая реформа, нанесшая первый удар по родовому де­лению древнеафинского общества. Все население страны делилось на четыре разряда в соответствии с имущественным цензом: пятисотмерников, всадников, зевгитов, фетов. Принадлежность к каждому из этих разрядов определялась размером годового дохо­да («мер зерна») и влияла на объем политических и гражданских прав. Однако политика Солона, являясь компромиссной, не удов­летворяла ни низшие, ни верхние слои общества. Продолжением преобразований Солона стали реформы Клисфена, пришедшего к власти после низвержения тирании в 509 г. до н.э. Клисфен окончательно ликвидировал остатки родового строя, введя новое административное деление. Все на­селение страны было поделено на сто демов, обладавших само­управлением. Демы объединялись в 10 фил, управлявшихся вы­борными органами. От каждой филы избирался стратег. Вместо Совета четырехсот вводится Со­вет пятисот, формировавшийся уже не по родовому, а террито­риальному признаку и отстранивший аристократию от давления на органы власти.

Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства была связана с именами Эфиальта и Перикла. Сущность реформы стратега Эфиальта (462 г. до н.э.) заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными членами ареопага, отнял у него право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его суду присяжных – гелиэе. Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля над должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию. Одновременно были сужены и судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись только религиозные и некоторые уголовные дела. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл – выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых – требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии.

Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательных новшества:

¨ о гражданских правах,

¨ об оплате должностных лиц (судей).

Вводя такое новшество, как оплата труда чиновников (до этого их работа на благо государства была безвозмездной), Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах широкому кругу афинских граждан, в том числе малообеспеченных.

В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам, а также солдатам, матросам и участникам народных собраний, находилась и другая проведенная Периклом реформа – гражданская. В соответствии с ее требованиями гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были свободными афинянами.

Таким образом, вследствие многочисленных реформ государственное устройство Древних Афин стало представлять собой демок­ратическую республику с разделением властей, в которой афинские граждане – мужчины пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, первоначальной (до реформ Перикла) безвозмезднос­ти.

Сажина, В.В., Тагунов, Д.Е. История государства и права зарубежных стран [курс лекций] – Мн.: Тетра-Системс, 2006. – 340 с.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 9768 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...