Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коринфский ордер



Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Коринфский ордер (рис 3) состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.

Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.

В древнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена, и незадолго до свадьбы внезапная болезнь лишила ее жизни. Вместо торжественного свадебного кортежа по улице двигалось траурное похоронное шествие.

После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу.

Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину, но крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам. Случайно рядом с могилой оказался известный скульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что он перенес эту форму на капитель колонны.
Формы коринфской капители были различными. Абака ордера имеет вид четырехугольной плиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами, середины которых украшались декоративной деталью. Антаблемент в коринфском ордере не отличался от антаблемента в ионическом.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.

Применение

В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны ещё в Древней Греции); применялись также ордер или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). Мало использовавшиеся в средние века ордера вызывают большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения, (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Сравнительно свободное употребление ордеров в XV в. сменяется более строгим их применением в XVI в. В русской архитектуре элементы ордеров встречаются со времён владимиро-суздальского зодчества, а в XVIII в. ордерные формы применяются широко и своеобразно (архитекторы В. И. Баженов, М. Ф. Казаков и другие). В XX в. использование (преимущественно декоративное) ордера характерно для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма.

27. Дворец Дария фасад

Имя великого Дария носит громадная террасообразная постройка, на которой стояли царские дворцы Персеполя. Постройка эта, прислоненная задней стороной к горе и имевшая 473 метра в ширину и 286 метров в глубину, образовывала с трех сторон стену высотой от 10 до 13 метров, сложенную из камней хотя и неправильных, но отесанных и хорошо пригнанных один к другому. На подпираемую этой стеной террасу с северо-западной стороны ведет большая, удобная двойная лестница, марши которой сперва расходятся, затем симметрически идут друг против друга и наконец снова сходятся. Из колонн сооружений на этой террасе остались стоящими только пятнадцать, а от остальных сохранились лишь обломки или базы; тут же торчат, подобно призракам, каменные угловые пилястры стен и многочисленные обрамления ниш, дверей и окон, иногда монолитные, тогда как сами стены, сложенные из необожженного кирпича, уже давно рассыпались в прах. Персидская колонна, колонна времен Дария, является здесь в своем полном, сложном составе (рис. 190). Колоколообразная база покрыта узкими, свешивающимися вниз листьями, соединяющимися вверху с пальметтами и дающими ей вид каннелированной в вертикальном направлении. Круглый вал служит переходом от базы к стержню колонны и покрыт многочисленными продольными каннелюрами; длина его равняется двенадцати и более поперечникам.

Капитель разделяется на три главные части - нижнюю, среднюю и верхнюю. Нижняя часть состоит из двух капителей египетского характера, помещенных одна на другой: из чашевидной (как в Солебе) и колоколообразной (как в Карнаке). Некоторые отрицают колоколообразность формы этого нижнего члена капители и видят в нем не что иное, как свесившиеся, так сказать увядшие, пальмовые листья - форму, которая могла быть заимствована от венца из листьев эолической капители, принадлежащей догреческому искусству Малой Азии. Средняя часть состоит из четырехгранного куска, украшенного на каждой грани двумя парами волют. Прототипом и этой формы могла послужить эолическая капитель. Верхняя часть представляет собой описанную выше капитель с бычьими головами. Очевидно, в основе этого нагромождения не связанных между собой органически мотивов лежала потребность более резко расчленить чрезвычайно высокие колонны, для чего одной капители с бычьими головами оказывалось недостаточно. Но впечатление этого неорганичного соединения форм скрадывается обилием и разнообразием украшений.

28. Греками было положено начало многим важнейшим отраслям науки, они заложили основы геометри, механики и статики, что позднее явилось базой для развития инженерной науки. Конструкции ведущих типов архитектуры – общественных зданийи и жилья – оставались сравнительно примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система. Арочно-сводчатая конструкция была известна грекам, но ни арки, ни своды не нашли широкого распространения.

Наиболее массовым строительным материалом стен был кирпич-сырец. Для устройства галерей и портиков широко применялось дерево. В строечно-балочных конструкциях несущие деревянные балки и бруски дополнялись изделиями из досок в виде сплошных или решетчатых настилов, прокладок, облицовочных плит и т.п.

При строительстве монументальних общественных зданий и прежде всего храмов широко применялся известняк, а в некоторых случаях и мрамор. Из камня возводились и стены, и стоечно-балочная конструкция портиков и галерей.

Для передвигания камей и установки на место греки имели в своем распоряжении блоки, вороты и прочие подъемные приспособления.

Кладка стен и стоечно-балочных конструкций из камня велась только «насухо», т.е. без применения раствора. Фундаменты обычно выводились не сплошными, а только под. стенами и отдельными опорами. Цокольная часть снаружи выкладывалась большими каменными плитами, поставленными на ребро.

Колонны складывались из цилиндрических блоков-барабанов.

Устойчивость безраспорных греческих конструкций, работающих на сжатие и изгиб, обеспечивалась без дополнительных связей. Однако опасность землетрясений заставляла иногда скреплять каменные блоки в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Крепление блоков призводилось металлическими штырями и пиронами, вставленными в специальные гнезда и залитыми свинцом. Для крепления барабанов применялись также деревянные штыри.

В стоечно-балочной конструкции особенно важным элементом являлась основная балка – архитрав, опирающаяся на колонны и воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкции кровли. Работая на изгиб она ограничивала расстояние между колоннами – интерколумний.

Примеры зданий: Парфенон, Эрехтейон, Храм Ники Аптерос.

Перечислите основные особенности греческой арх. И объясните принцип планировки. Приведите примеры.

1.По мере развития греческой культуры и верований большое внимание стало уделяться строительству храмов. Архитектура священных строений усложнялась, разрабатывались многочисленные детали кровли, стен, внешних и внутренних украшений. Самым ранним выработавшимся и дошедшим до нас стилем был дорически

Пример: Храм Посейдона а Пестуме.

2.Постройки возводились из глины или сырцового кирпича на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой

3.применялся деревянный каркас, укрепляющий сырцовую постройку (храм Артемиды в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам.

Принципы планировки:

1.Город обычно строился вокруг холма акрополя, на вершине которого находилось святилище с храмом. У подножья акрополя размещались жилые кварталы. Дома строились стихийно, улочки были кривые. Ремесленники каждой профессии селились отдельными районами. Центром нижнего города была площадь, или агора, — место сбора горожан для проведения различных собраний. В эпоху архаики начинается строительство из камня. С возникновением новых форм общества возникают различные типы общественных зданий, но главное место занимает строительство храмов, основой которых являлся мегарон. Наиболее близкий к мегарону храм назывался храмом в антах. Если к нему пристраивался развитый портик, он назывался простиль, два портика — амфипростиль, а когда храм окружала одинарная колоннада — периптер, двойная колоннада — диптер.

Местоположение городов определялось главным образом соображениями экономическими. Города распологались на скадистых возвышеностях, близко к морским берегам.

Чайтья

Вход.

Чайтья — один из типов индийской буддийской архитектуры, представляющий собой продолговатый зал с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа.

Чайтья- гриха

Чайтьи появились около II в. до н.э. - тогда, когда появилась необходимость создавать монументальные памятники буддизма. Это храм-молельня, обычно высеченный в скале, зачастую находившийся при монастырях. Позднее чайтьи стали делать и как отдельно стоящее здание. Архитектурные элементы чайтьи восходят еще к древнеарийской деревянной архитектуре. В камне имитировались древние конструкции. Например, каменные ложные стропила, которые имитировали деревянное покрытие арийских домов. Потолок оформлен гнутыми деревянными ребрами. Выход оформлен часто как “портик” с килевидным завершением, который имитировал подобное же завершение фасадов жилых домов из растительного материала.

Один из древнейших памятников индийской архитектуры этого типа - чайтья в Карли I века до н.э. Внутреннее пространство отдаленно напоминает базилику: вырубленное в скале пространство разделено на три “нефа”, отделенные друг от друга рядами колонн с горшковидными базами и сложными капителями со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур. В Бхадже - внутреннее оформление чайтьи гораздо скромнее: нет скульптурных рельефов, а вместо колонн - простые столбы. Вход в пещеру ничем не закрыт: арка входа равняется высоте ее сводов. Среди пещер Аджанты так же сохранились древние буддийские чайтьи: например, Пещера №9, с колоннами, украшенными полосками орнамента, изящным декоративным фризом и ступой, сплошь покрытой рельефами.

31.Жилища майа

Изначально, дома майя строились на низких платформах с небольшим огороженным участком земли, включая семейное кладбище. Обычно эти solaris (участки земли) были разграничены albarradas (низким забором, сложенным из камней). Участок земли каждого семейства включал в себя: хижину, колодец, уборную, детскую, сад и batea (хозяйственная комната-прачечная) с простой тростниковой крышей.

Дом состоит из одной прямоугольной комнаты с округленными углами, без окон, и с одной центральной дверью, выходящей на восток. Иногда имелась и другая дверь, которая вела ко второй хижине, используемой в качестве кухни и детской. На кухне, женщины готовили на гриле, состоящей из трёх камней и более. Когда вывешивали гамаки, главный одноместный дом преобразовывался в спальню. Пол в майяском доме был сделан из sascab, в основе которого гравий, покрытый белым утрамбованным грунтом. Стены дома имели деревянную основу, которая затем покрывали саманом (необожженным кирпичом), а затем белили известью. Иногда у дома были деревянные плинтусы.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 908 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...