Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Назовите основные коротко-, средне-, долгоживущие радионуклиды техногенной природы



Короткоживущие: 85Kr, 131I, 134Cs

Среднеживущие: 3H, 14C, 90Sr, 137Cs

Долгоживущие: 129I, 239Pu, 240Pu

44 Как вы охарактеризуете понятие «малая доза» радиации?

Малыми дозами принято считать дозы менее 50-100 мЗв однократно или 5-10 мЗв в год.

Какие дозы облучения считать малыми?

Среди ученых в этом вопросе единодушия нет. Большинство считают, что диапазон малых доз выше естественного фона и превышает его в 10 раз. Естественный фон в зависимости от региона нашей планеты составляет от 10 до 20 мкР/ч, следовательно уровень излучения 100 мкР/ч уже крайне опасен.

ДОПОЛНЕНИЕ ИЗ КНИГИ Л,П,:

Анализ влияния малых доз радиации мы начнем с наблюдений над живыми организмами, проживающими в особых условиях.

Особенно интересными, на наш взгляд, являются исследования В.И. Маслова, И.Н. Верховской, П.П. Вавилова и других на естественных полигонах с разной мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения от урана, радия и тория.

Эти исследования показали, что повышение уровня радиации и увеличение концентрации радиоактивных веществ в компонентах среды, с которыми животные имеют тесный контакт, приводит к деструктивным изменениям половых желез, семенников и т.д., что сказывается на сокращении численности популяции вида.

Эксперименты, проведенные П.П. Вавиловым и др. (1963) на этих же полигонах с бобами (Vicia faba), сорт «Русские черные», показали, что дозы хронического внешнего ионизирующего излучения в 3,5 Р за весь опыт (0,002 Р/ч) являются причиной заметного угнетения роста этих растений (Вавилов и др., 1963). Это противоречит данным, приводимым А.М. Кузиным и, по мнению авторов, даёт основание для пересмотра существующих пороговых доз для высших растений.

Цитогистологичекие исследования различных биологических материалов, ото­бранных с данных полигонов, показали, что хроническое воздействие на организм малых доз радиации не только повторяет общеизвестную картину, наблюдаемую в условиях лабораторного опыта при разовом воздействии высоких доз радиации, но и значительно видоизменяет эту картину (Маслов, 1972). Отмечается снижение активности ферментов и изменение энергетического обмена у животных.

Д.Дж. Нельсон и Б.Г. Блейлон (1968) исследовали хромосомы слюнной железы Chizonomus tentans Fabr. из р. Клинч вблизи Окриджской национальной лаборатории, куда в 1943 году были сброшены низкоактивные радиоактивные отходы. Доза облучения на контрольном участке за год составляла 230,4 мРад (0,23 мГр), а на участке исследования колебалась от 4,37 до 230 Рад, т.е. примерно в 19000 раз выше фоновой.

Исследования показали относительно высокую частоту хромосомных аберраций (гетерозиготная инверсия), возможно это и обусловило, по их мнению, появление у этих видов аномально раздвоенных преданальных жабр.

И.Н. Шевченко и А.И. Даниленко (1989), рассматривая действие малых доз радиации, отмечают работу П.0. Макарова, который показал угнетение проводимости изолированного нерва лягушки при действии γ-излучения от источника активностью 80 -120 мкКи. Повторение этих опытов в лаборатории авторов, где воздействовали β- и γ-излучением с активностью в 6 раз меньше, показали, что угнетение проводимости наблюдается и при меньших дозах, при этом исследователи отмечают значительную роль β-излучения (Шевченко и др., 1989).

Анализируя свои и литературные опытные данные по возможному механизму воздействия малых доз радиации, обуславливаемых прежде всего β-излучателями, находящимися в клетках (14С, 3H, 40К), И.Н. Шевченко и др. (1989) отмечают, что радионуклиды являются источником энергии, необходимой для белковых взаимодействий. Выход за пределы «норм биологической дозировки» приводит к повышению или снижению образования свободных радикалов, вызывает дефектность ферментных систем и, в конечном итоге, функциональную и морфологическую патологию.

Действие малых доз на человека можно оценить по результатам наблюдений над врачами-рентгенологами. В американском медицинском журнале «Journal of American Medical Association» опубликованы материалы о смерти врачей с 1929 по 1948 гг. Их анализ показал, что риск смертности от лейкемии (рак крови) у радиологов примерно в 9 раз выше, чем среди других врачей («Вредное действие...», 1959).

Близкие к этим цифрам данные приводят А.П. Егоров и В.В. Бочкарев (1950). При этом они отмечают, что развитие тяжелых поражений крови у врачей-рентгенологов носит характер внезапности после длительного периода «практического здоровья». При постоянном действии малых доз это длится годами. Первыми признаками часто является недомогание, чувство слабости, утомляемости. Банальные показатели крови при этом часто находятся в норме (Егоров и др., 1950). С момента бурного развития поражения кроветворения в периферической крови обнаруживаются большие изменения. Острый период имеет продолжительность несколько недель.

Э.Дж. Стернгласс (1982), анализируя ситуацию с внутриутробным рентгеновским облучением младенцев, отмечает, что полные дозы, воздействующие на младенцев, сравнимые с дозами от фоновой радиации за 1 год, могут оказывать опасное воздействие на здоровье. В среднем риск заболевания детей раком и лейкемией возрастает до 572 случаев на 1 миллион детей.

Исследования, проведенные в районах с высокой фоновой радиоактивностью (Бразилия), показали, что у населения и рабочих, занятых добычей и переработкой монацита, отмечаются значительные аномалии хромосом по сравнению с контрольными группами населения (Стернгласс, 1982). Появляются данные и о заметном распространении врожденных пороков развития (ВПР) в районах развития монацитовых песков в Индии.

Так, Э.Дж. Стернгласс (1982) подробно рассматривает случаи развития врожденных аномалий у детей в провинции Альберта Канада. Этот показатель возрос с 7,76 на 1000 родившихся в 1959 году до 13,8 в 1962 году. При этом, наблюдалась разница между северными и южными районами провинции (18,6 и 14 случаев на 1000 новорожденных соответственно, при их отношении 1,32), что соответствует количеству осадков в этих районах (448 и 313 мм, при отношении 1,42). Анализ всей ситуации с учетом многих факторов позволил автору сделать вывод о том, что это связано с выпадением радиоактивных осадков, а не приемом лекарств.

Этот же автор отмечает, что радиация низкого уровня, обусловленная выпадением радиоактивных осадков, оказывает и соматические повреждения. Это подтверждается результатами исследования за уровнем смертности из-за инфекционных заболеваний.

После подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере уровень смертности вновь стал уменьшаться, и в 1974 году она была одна на тысячу.

Р. Грейб со ссылкой на М. Segy e.a. (1972) приводит график смертности японских детей от рака в возрасте от 5 до 9 лет. Из графика видно, что произошло 600-процентное увеличение смертности.

На рост младенческой смертности в районе реактора Шиппингпорт (США) обратил внимание в 1973 году профессор Э.Д. Стернгласс. При этом, наблюдалась взаимосвязь между мощностью реактора и содержанием 90Sr в молоке в радиусе 10 миль от реактора, а также снижение смертности от рака по мере удаления от реактора.

Физик Дж. Дрейк в 1973 году опубликовал работу по оценке ущерба для здоровья жителей графства Чарльвуа штата Мичиган, где расположен ядерный реактор Бит Рок Пойнт. За 10 - летний период деятельности станции им отмечено следующее (Грейб, 1994):

1. Рост младенческой смертности - на 49 %;

2. Рост числа преждевременных родов - на 18 %;

3. Рост смертности от лейкемии - на 400 %;

4. Рост смертности от рака - на 15 %;

5. Рост числа уродств - на 230 %.

Р. Грейб (1994) приводит ссылки на исследования американских специалистов, отметивших снижение умственных способностей (SAT), проводимые по стандартным тестам с 18-летними американцами. Особенно это наглядно видно в штатах, подверженных воздействию от испытания ядерного оружия в Неваде (штат Юта). В данном штате концентрация 131I в молоке в период испытания в течение 1 месяца давала дозу на щитовидную железу 14 рад («Радиоактивность и пища», 1972).

Неожиданные и весьма тревожные данные по воздействию глобальных выпадений от аварии на Чернобыльской АЭС приводит Ральф Грейб (1994) со ссылкой на американских исследователей (Gould, 1987; Gould and Stemglass, 1988; Stemglass, 1987; Gould and Goldman, 1991), отмечавших повышение общей и младенческой смертности в США в 1986 году.

Этот факт, зарегистрированный на человеческой популяции, находит отражение на популяции птиц. Американский орнитолог Дэвид Де Санти (1988,1990) отметил в 1986 году резкое изменение соотношения молодых и старых птиц.

Аналогичная картина была отмечена в штатах Калифорния, Вашингтон, Орегон, где 6 мая 1986 года выпали дожди.

Какова же была реакция официальных органов, занимающихся радиационной защитой, на эти и другие данные? Об этом весьма красноречиво сказано в «Рекомендациях Европейского Комитета по оценке радиационного риска (ECRP)», созданного Европарламентом в 1997 году. Проведя свои исследования и проанализировав все имеющиеся данные, ECRP отмечает, что суждения Sternglass и др. о том, что осадки вызвали увеличения детской смертности, были высмеяны и отвержены. Эта ситуация опровержения, как полагает ECRP, происходила, вероятно, из-за тайны и контроля, связанного, с относящейся к холодной войне политикой. Институциализировано это было в 1959 в соглашении между Мировой Организацией Здоровья (WHO) и международным Агентством по атомной энергии (IAEA - МАГАТЭ). Комитет отмечает, что это соглашение [Res WHA 12-40, 28.5.59] находится все еще в силе, и полагает, что точные данные последствий катастрофы в Чернобыле, в результате этого, возможно, были подавлены.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 598 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...