Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Схоластика - первый опыт систематизации категорий



В произведениях средневековых ученых-схоластов (преподавателей университе­тов) экономические проблемы также рас­сматривались в рамках учения о спра­ведливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение стало важным средством для преодоления характерного для анти­чности презрительного отношения к труду.

В средневековую эпоху, когда индивид поглощается корпора­цией, а личность заслоняется обществом, школа приобретает ог­ромное значение. Само слово "схоластика" обязано своим проис­хождением школе. Принадлежность к школе определяет темы ис­следований, их идейную направленность и метод доказательства. Это касается и канонического права, с помощью которого пытались регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономи­ческая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономи­ческие проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. Таким образом, в экономии нормативный ас­пект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотвор­ческий) — над рациональным (научным), должное — над сущим, дедуктивный метод — над индуктивным.

Вопросы управления вотчинным хозяйством получили опре­деленное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступа­ли как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сель­скохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отра­жение, например, в Сен-Жерменском полиптике, Фульдском полиптике, других произведениях этой эпохи.

В X—XIII вв. складывается особый социальный слой феодаль­ного общества — горожане. Экономические представления средневековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве. Цеховые уставы осуществляли мелочную регламентацию производ­ства каждого из членов корпорации. Ее целью было ограничение конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенско­го и другого нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако в то же время ограничивало капиталистические по­тенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы ста­ли препятствовать экономическому развитию.

Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денеж­ный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и де­ревней. Соотношение цен между городскими ремесленными и деревенскими сельскохозяйственными товарами отражало столкнове­ние классовых интересов. Поэтому стала актуальной разработка уче­ния о "справедливой цене", т. е. такой цене, которая, по мнению сре­дневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производ­ства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование. "Справедливая цена" поэтому рассматривается, например, Фомой Аквинским (1225/1226—1274) с точки зре­ния христианских норм морали (Tomas Aquinas. Summa Theologica. Secunda Secundae, quaestio LХХVII—LХХVIII). Библейские текс­ты широко использовались также для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как стяжательства, губящего человеческую душу. Начав с запрещения ростовщи­чества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за другой и закончила тем, что к концу средневековья фактически легализовала его. Достаточно было представить процент как ре­зультат "труда", "расходов", "риска" или облечь в форму "товари­щества", чтобы избежать осуждения церкви.

В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без рефор­мы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Ре­формации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) исполь­зовали антисословную направленность первоначального христиан­ства. Важную роль при этом сыграли работы М. Лютера, разграни­чившего позднефеодальное стяжательство (накопление первона­чального капитала любыми, в том числе и грязными, методами) и раннекапиталистическое предпринимательство (основанное на дей­ствии законов рынка, а не на методах феодального ограбления). Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предоп­ределении. Если ты правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое конечное выраже­ние в росте денежного богатства. Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалент­ности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржу­азного предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве будущего справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 797 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...