Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Династия богов



Главой этих самых богов Неба и Земли был АН (или Ану в вавилонских и ассирийских текстах). Он считался Великим Отцом Богов, Царем Богов. Его владения – это пространство небес, его символ – звезда… Многочисленные древние тексты описывают дворец Ану (вход в который охраняли бог Древа Правды и бог Древа Жизни), его трон, а также поведение других богов в его присутствии101.

Вера шумеров в то, что небесной обители могут достичь не только боги, но и избранные смертные, нашла отражение в Ветхом Завете – в историях о вознесении на небо Еноха и пророка Илии102.

Хотя Ану жил в небесной обители, в шумерских текстах сообщается о нескольких случаях, когда он спускался на Землю – во времена серьезных кризисов, для нанесения официальных визитов (в сопровождении своей супруги АНТУ) и (по крайней мере однажды) чтобы сделать наместницей на Земле правнучку ИН.АННУ102.

Храм Ану назывался Е.АННА, или «дом Ану»102. … Древние тексты также не оставляют сомнений в назначении храма, называя его «домом для сошествия с небес» 103.

Согласно шумерским преданиям, цари восходили на престол лишь по воле Ану, и недаром само шумерское слово «царство» - «Ануту» - изначально имело значение «престол Ану» 105.

Вторым по могуществу божеством шумерского пантеона считался ЭНЛИЛЬ. Его имя означало «владыка воздуха» - прообраз и отец более поздних Богов Гроз в пантеонах других народов Древнего мира. Энлиль был старшим сыном Ану, рожденным в небесной обители105.

Шумерские тексты также сообщают, что Энлиль прибыл на Землю до сотворения «черноголового народа» - так шумеры называли род людской. В те далекие времена, когда Земля была безлюдной, Энлиль построил город Ниппур, ставший его «центром управления», посредством которого осуществлялась «связь» Неба и Земли. Шумерские тексты называли эту связь ДУР.АН.КИ («связь Небо-Земля») 106.

Поклонение Энлилю было обусловлено не только страхом, но и благодарностью108. Во время Потопа именно он добивался уничтожения рода людского. Тем не менее, в периоды мира Энлиль всячески помогал людям: согласно шумерскому тексту, он обучил человечество науке земледелия, подарив плуг и мотыгу109.

Бог Неба и Земли, Первенец Ану, Распределитель Царских Санов, Глава Совета Богов, Отец Богов, Даровавший Земледелие, Владыка Воздуха… Он владел «связью Небо-Земля», и из своего города Ниппур мог направлять лучи в сердце всех земель» и видеть, что там происходит. И в то же время он, как обычный юноша из смертных, был очарован прелестями обнаженной красавицы; он должен был подчиняться установленным богами строгим законам морали, нарушение которых карались изгнанием, и даже не был защищен от обвинений со стороны людей109.

Третьим великим богом Шумера был еще один сын Ану, носящий два имени: Э.А и ЭН.КИ. Как и его брат Энлиль, он был богом Неба и Земли – божеством небесного происхождения, спустившимся на землю… Эа считался Владыкой Соленых Вод, то есть морей и океанов… На самых древних шумерских печатях Энки изображен в окружении потоков воды, в которых иногда присутствовала рыба… Связью с Луной можно объяснить и один из эпитетов Эа – НИН.ИГИ.КУ («Господин яркого глаза») 110.

Он поручил одному из богов проложить каналы, сделавшие реки Тигр и Евфрат судоходными, он очистил болота, наполнил их рыбой и сделал их пристанищем всякого рода птиц, а также насадил в болотах тростник, служивший в те времена строительным материалом111.

После морей и рек Эа занялся сушей. Эа утверждает, что именно он был тем, кто «направил плуг с воловой парой… построил конюшни… построил овчарни»… Многие тексты также изображают его как главного защитника человечества на Совете Богов 111.

Второе имя Эа (а возможно, первое) было ЭН.КИ, то есть Господин Земли, и легенды, повествующие о разделе мира… дают основание предположить, что неприязнь к Энлилю обусловлена тем, что Эа вынужден был уступить власть над землей брату112. Именно он, а не Энлиль, был первенцем Ану, и именно он должен был стать законным наследником отца113.

Энки, похоже, смирился с правами Энлиля как наследника, хотя некоторые ученые указывают на свидетельства продолжающейся борьбы за власть между двумя богами114. В какой-то момент Энки признал бессмысленность борьбы за Божественный Престол и сосредоточил усилия на том, чтобы его сын – а не сын Энлиля – стал наследником в третьем поколении богов. Для этого он прибег к помощи – по крайней мере сначала – своей сестры НИН.ХУР.САГ114.

Иногда (в Мари и Нузу) любимую жену даже официально признавали «сестрой», чтобы сделать ее сына неоспоримым наследником. Именно от такой единоутробной сестры, Нинхурсаг, Энки хотел иметь сына. Она тоже родилась «на небесах» и сошла на землю в незапамятные времена115.

Согласно шумерским текстам человек был сотворен Нинхурсаг по технологии, которую «изобрел» Энки115.

Своды законов и судебные записи служат доказательством того, что среди народов Древней Месопотамии жил бог по имени Уту/Шамаш. Аналогичным образом, многочисленные записи, тексты, заклинания, пророчества, молитвы и рисунки свидетельствуют о существовании и физическом присутствии богини Инанны, или Иштар128.

Римляне называли ее Венерой, греки - Афродитой, хананеи и иудеи – Астартой, ассирийцы, вавилоняне, хетты и другие древние народы – Иштар или Эшдар, аккадцы и шумеры – Инанной, Иннин или Нинни, но во все времена люди поклонялись ей как Богине Войны и Богине Любви, сильной и прекрасной женщине, которая, приходясь всего лишь правнучкой Ану, без чьей-либо помощи добилась права занять место среди Высших Богов Неба и Земли128. Инанна могла занять дворец Ану в Уруке лишь с его ведома и одобрения, и в шумерских текстах содержатся свидетельства того, каким образом было получено это одобрение… Инанна делила с Ану не только храм, но и ложе129. Про богов, как правило, не врут.

Вероятно, пытаясь сочетать любовь с жаждой власти, желанная многими, Инанна выбирает в мужья ДУ.МУ.ЗИ, младшего из сыновей Энки132.

Из шести известных нам сыновей Энки в шумерских легендах упоминаются трое: первенец Мардук, который в конце концов узурпировал верховную власть; Нергал, ставший правителем Нижнего мира; и Думузи, женившийся на Инанне/Иштар133.

У Энлиля тоже было трое сыновей, игравших важную роль в судьбах богов и людей: Нинурта, рожденный Энлилю его сестрой Нинхурсаг и являвшийся законным наследником престола, Нанна/Син, первенец от официальной супруги Нинлиль, а также младший сын от Нинлиль, названный ИШ.КУР с.134.

Ишкур был не только повесой, но и могущественным богом, которого его отец Энлиль наделил властью и прерогативами Бога Бурь. В этом качестве он был почитаем хурритами и хеттами как Тешуб, жителями Урарту как Тешубу («создающий ветер»), аморитами – как Раману («громовержец»), хананеями – как Раджиму («сеятель града»); индоевропейские народы знали его под именем Буриаш («создатель света»), а семитские поклонялись ему как Меиру («тот, кто освещает небеса»)135.

Некоторые из найденных учеными шумерских текстов повествуют о ссорах и даже кровавых стычках среди младших богов.… Некоторые из битв велись против бога Кура – по всей вероятности, это был Ишкур/Адад. Этот факт может служить объяснением, почему Энлиль почел за благо пожаловать своему младшему сыну земли на окраине страны, удалив его, таким образом, от опасных битв за наследство136.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...