Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. Реформа церкви при Александре II



Реформы Александра II, затронувшие все сферы общественной жизни, оказали влияние и на Православную Церковь. В том виде, в котором застали церковное право реформы, оно сложилось в основном в царствование Николая I. Итак, в конце 50 - х. годов XIX в. Русская православная церковь занимала первенствующее положение среди других перечисленных в стране религиозных организаций; православие явилось государственной религией. Давняя и тесная связь церкви и государства оформилась особой отраслью юриспруденции - церковным правом, включающим в себя каноническое и догматическое права, гражданские и светские законы. Источником церковного права в России были Священное писание, правила апостолов, вселенских и поместных соборов, отцов церкви - с одной стороны, Духовный регламент, вышедшее после него царские указы, определения Священного Синода и действующие гражданские законы с другой. Римский С.В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999. - С.201.Эти законодательные акты усугубили положение церкви, подчинили ее государству и лишили церковь самостоятельности. Таким было положение на момент проведения реформ.

Но необходимость ослабления жесткого государственного контроля над церковью, который установился при Николае I, была осознана в царствование Александра II, так как общественные реформы послужили катализатором церковных преобразований. Вместе с этим общественные реформы требовали идейной поддержки, которую могла осуществить церковь. Поэтому при проведении общественных реформ, государство использовало церковь для их идеологического обеспечения. Кроме того, церковные преобразования, связаны были с требованиями преодоления замкнутости духовного сословия и увеличения средств на содержание духовных училищ и самого духовенства.

Влияние на отношения церкви и государства оказала либерализация общественного мнения в 60-е годы, которая вызвала в обществе дискуссии о реформах церкви. Наряду с общими рассуждениями в церковной прессе высказывалось и много полезных практических предложений. Конечно, на переднем плане находились вопросы, касавшиеся положения духовенства, но они всегда рассматривались в связи с общественной ситуацией в целом. Впервые в истории русской публицистики широко дискутировались вопросы о связи христианства, Церкви и духовенства с национальным, социальным и культурным развитием русского народа, указывалось на вытекающие отсюда обязанности Церкви и церковнослужителей. Смолич И. К. История Русской Церкви. - М.,1997. - Т. 8. 2 ч.

Так же оказала влияние на взаимоотношение светской и духовной власти личность императора, который был убежден в незыблемости самодержавия, но, под давлением внешних обстоятельств, всё же пошел на проведение либеральных реформ. Император, несмотря на просьбу духовенства; не пошел на ослабление государственного контроля над церковью, ограничившись лишь внесением некоторых элементов самоуправления в низшем звене церковного управления и духовных учебных заведениях.

Отсюда можно выделить основные направления церковной политики правительства Александра II:

- использование РПЦ для обеспечения общественных реформ (эта задача, в свою очередь, подразумевала: пропаганду справедливости, необходимости проводимых реформ (манифест об отмене крепостного права был составлен митрополитом Филаретом; указы обо всех реформах оглашались и объяснялись народу священниками перед проповедью); участие РПЦ в деле просвещения народных масс);

- удовлетворение некоторых просьб духовенства о демократизации и либерализации его жизни;

- сохранение контроля за церковью;

- укрепление позиций РПЦ в обществе.

Церковная реформа началась одной из первых в 1863 г. в силу тех же причин, что и другие преобразования Александра II, последовавшие за отменой крепостного права. Автором церковной реформы следует считать преимущественно министра внутренних дел П. А. Валуева.

Первым толчком к началу удачной карьеры Петра Александровича Валуева стало определение его на службу во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он оказался удачлив в службе, да и работа под началом столь блестящего чиновника, как М. М. Сперанский, не могла пройти бесследно. Благодаря связям, трудолюбию, знанию иностранных языков, умению говорить и писать официальные бумаги, но более всего благодаря искусному лавированию между противоположными течениями, он сделал блестящую карьеру.

Валуев отчасти разделял взгляды сторонников реформ, об этом говорит тот факт, что будучи курляндским гражданским губернатором, он пишет и распространяет записку под названием "Дума русского во второй половине 1855 года". В этом резко критическом сочинении говорилось, в частности, следующее: "Взгляните на годовые отчеты: везде сделано все возможное, везде приобретены успехи, везде водворяется должный порядок. Взгляните на дело... и редко где окажется прочная плодотворная почва. Сверху - блеск, внизу - гниль..." Но все же Валуев так и не стал соратником и единомышленником высокопоставленных реформаторов. Это свидетельствует о неопределенности его взглядов.

С 1859 года он управляет двумя из четырех департаментов Министерства государственных имуществ. Сделавшись министром внутренних дел, он попытался решить сложную задачу - сохранить традиционный абсолютизм и одновременно провести либерализацию верховного управления. Сам Валуев был сторонником постепенного

освобождения из-под властной опеки любых созревших для самостоятельной жизни общественных элементов.

Сложность, двойственность позиции Валуева проистекала не только от неоформленности его взглядов, но и от неоднозначного характера самих александровских реформ. «Не принадлежа ни к одной партии, - писал он - меня почти все партии считают пулусвоим. Трудно избегнуть при этом ненавистной мне двуличности…потому что высочайшая воля колеблется, и, следовательно, я рисковал бы испортить дело попыткою торопливо прекратить ее колебания.» Дневник Валуева, министра внутренних дел в двух томах/Под.ред. П. А. Зайончковского. -М.,1961 - Т.1. - С 137Ведь цель реформ Александра II вполне может быть понята и как веха на пути гражданского раскрепощения общества, и как отчаянный способ сохранения российской монархии в ее неизменном виде. Суть многократно пережитой Петром Александровичем драмы заключалась в выполнении дел, заведомо им не вполне или даже вовсе неодобряемых. Часто это была обычная для чиновничьего мира драма самоуничижения личности, "закабаленной служить", реже - драма осознанного примирения с реальностью. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств; - М.; 2002 - С 120.

По отношению к церкви, позиция Валуева была следующей: он протестовал против полицейских методов содействия государства интересам Церкви и политического употребления религиозных верований, он высказывал идею укрепления православной Церкви за счёт развития её внутренних сил при соответствующей политике правительства. Важное значение в понимании проектирования и хода реформ в бытность П.А. Валуева имеет заявленный им принципиальный подход к осуществлению реформ вообще: "Всякое преобразование должно быть совершенно, по возможности, без внутренних потрясений и без пренебрежения к установившимся в продолжение времени под влиянием действовавшего дотоле законодательства, частным правам и интересам"Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. № 4. - С.38.

Именно Валуев склонил императора к проведению широкомасштабной реформы православной церкви. В основу плана П.А. Валуева были положены две идеи: разрушение замкнутости духовного сословия путем разрешения свободного выхода из него и сокращения численности духовенства, а также реформирование духовных учебных заведений с пересмотром программ обучения. Согласно его плану государство увеличивало расходы на Церковь, предлагалось ввести представителей высшего духовенства в Государственный Совет. Римский С.В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999. - С.201. Здесь Валуев столкнулся с сопротивлением части православной иерархии, особенно митрополита Московского Филарета (Дроздова). В частности, тот категорически возражал против включения нескольких членов Синода в Государственный совет и наделения их участками земли для личного пользования. Только встреча, проходившая 12 и 13 ноября 1861г. в Москве, помогла устранить противоречия. После продолжительных бесед Валуев согласился исключить из числа намеченных им мер реформу духовно - учебных заведений, по настоянию митрополита оставив ее в исключительной компетенции церкви. Отказался и от расширения государственного совета за счет синодалов. Но план Валуева не отвечал основным требованиям времени, так как в нем не были предусмотрены меры для ослабления контроля государства над церковью, о необходимости которых упоминалось выше.

Предлогом для подготовки проекта реформы Валуев расчетливо избрал положение православного духовенства в Западном крае. Указывая на малые успехи упомянутого выше комитета по изменению закона 1842г. и на донесения губернаторов о незавидном положении православного духовенства в других областях империи, он призывал царя распространить заботу о клириках на всю Россию. 24 ноября 1861г. Александр II отдал Валуеву распоряжение представить проект о создании соответствующего комитета под председательством великого князя Константина Николаевича. Вскоре состав комитета был утвержден. После чего Валуев рассчитывал перейти к работе над реформой. Он предполагал сделать это, открыто объявив о намерениях правительства. Однако на данном этапе Валуев встретил и еще более серьезные препятствия: обнаружилось несогласие императрицы, председатель же Комиссии великий князь Константин Николаевич вовсе воспротивился, полагая дело несвоевременным, а широкую огласку неприемлемой. Неизвестно, чем бы разрешилось дело, но началось восстание в Польше, и 10 мая 1862г. великий князь принял назначение наместником в Царстве Польском. Таким образом, самое серьезное препятствие исчезло. Валуев немедленно воспользовался открывшимися возможностями.

15 июня 1862 г. в Царском Селе, а на следующий день в Петербурге в присутствии обер-прокурора А.П. Ахматова Валуев доложил императору проект указа о создании особого Присутствия для улучшения быта православного белого духовенства. 28 июня Александр II утвердил Присутствие. Этот же документ сформулировал программу реформы. Присутствию поручалось найти способы:

к расширению средств материального обеспечения духовенства

к увеличению личных его гражданских прав и преимуществ

к открытию детям церковнослужителей путей для гражданской деятельности

к открытию духовенству способов ближайшего участия в приходских и сельских училищах.

С момента своего образования Присутствие стало ареной скрытого сопротивления части иерархов, увидевшей в очередной затее светской власти попытку еще большего подчинения церкви бюрократии. Недовольство иерархов усугублялось тем, что учреждение Присутствия фактически перечеркнуло их надежды на восстановление канонического порядка управления Церковью, поэтому к самому инициатору реформы в православной иерархии относились с ненавистью. Она обнаружилась сразу же, как только Валуев предпринял некоторые конкретные шаги во исполнении другой части своего плана - либерализации конфессиональной политики Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX в. // Отечественная история. - 1995. -№4.-С.174. Совершенно очевидно, что такая обстановка не способствовала быстрому продвижению реформы.

Предпринимая реформу Церкви во имя охранения основ самодержавия, главным её результатом хотели видеть повышения авторитета православного приходского духовенства в народе. На деле много пошло не так как предполагалось, по многим причинам. Во-первых, большую роль сыграла здесь личность Алексанрдра II и его убежденность в незыблемости основ самодержавия. Вот почему император согласился лишь на незначительные изменения на низшем уровне, но не мог принять меры направленные на ослабление государственного контроля над церковью, следовательно основа отношений церкви и государства, оформившаяся при Николае I, в целом соранилась. Во-вторых, сам инициатор реформы, граф Валуев занимал двойственную позицию в данном вопросе: с одной стороны он понимал необходимость общественных реформ, что они будут способствовать и другим либеральным преобразованиям, но с другой стороны Валуев так и не смог провести их в том объеме в котором задумал, так как этому препятствовали позиции некоторых высокопроставленных чиновников. Поэтому преобразования по инициативе Валуева носили незавершенный характер, и в общем не достигли своих целей.

В царствование Александра II большое влияние на самые разные стороны церковной и государственной жизни имел митрополит Филарет (Дроздов). В 1862 г. святитель одобрил к напечатанию в академическом журнале статью Н.П. Гилярова - Платонова "О начальном народном образовании". В статье говорилось, что "православное духовенство есть сословие намеренно униженное, на которое само государства смотрит с презрением" Полонский А. Православная Церковь // Преподавание истории в школе. - 1996. №1. - С. 12. 19 ноября 1867 г. митрополит Филарет скончался. Однако труды святителя не пропали даром. Во второй половине XIX в. наблюдается повышение уровня преподавания в семинариях и академиях, развитие школ богословской и церковно-исторической науки, расцвет церковной журналистики (при Петербургской духовной академии выходят "Церковный вестник", "Христианское чтение", при Харьковской - журнал "Вера и разум" и т.д.).

Новый обер-прокурор граф Д.А. Толстой, последовательный государственник, которого недолюбливали не только в либеральных кругах, но и в среде духовенства, совмещавший этот пост (1865-1880 г.) с постом министра народного образования, в 1867 - 1869 г.г. производит, наконец, реформу всей системы церковного образования, обсуждавшуюся с 1860 г. Во внутреннем управлении духовных школ утверждается выборное начало, уточняются учебные планы, увеличивается количество часов, отведенных на философию, вводится преподавания педагогики. Семинарское образование сближается со светским. Целью ставилось выпускать образованных служителей церкви, способных совмещать пастырскую деятельность с учительством.

Перестройка шла по образцу светской школы, вводился принцип всесословности. В 1869 г. последовала реформа духовных академий, уставы которых, к негодованию иерархии, во многом повторяли университетские уставы 1863 г. Толстой расширил права приходского духовенства в церковном управлении на местах, облегчил процедуру снятия священником с себя сана и последствия этого акта. Он расширил сеть церковно-приходских школ и повысил уровень преподавания в них выпускникам семинарий открыт доступ в университеты улучшено было материальное положение духовенства. Причиной этих реформ были, однако, не либеральные взгляды Толстого, а боязнь распространения атеизма.

Другой задачей реформы было расширение прав духовенства. Закон 26 мая 1868 г. объявил детей духовенства не принадлежавшими к сословию, но сохранил за ними льготы и права, в том числе свободу от рекрутской повинности и право поступать в духовно-учебные заведения. 30 апреля 1871 г. принят другой закон, по которому, в зависимости от положения отцов, дети получали права дворян или почетных граждан. Что создавало новые возможности продвижения на поприще светской жизни.

Однако на этом преобразования в Церкви закончились. Самые насущные вопросы оставались нерешёнными.

Римский делает вывод о том, что большая протяженность во времени, корректировки курса, незавершенность преобразований придают церковной реформе много сходства со светскими реформами Александра II.

Существует и отличие от светских реформ. С самого начала церковная реформа приобрела многоплановый характер, была более закрытой от общества. Недаром современники, не зная о наличии единой программы преобразований, говорили не о реформе, а о реформе в Церкви. Римский пишет, что вопрос о том, достигла ли своей цели церковная реформа, однозначного ответа не имеет. С одной стороны, успех налицо:

ликвидирована сословная замкнутость, реформированы духовные учебные заведения, сокращены причты и приходы, оживилась жизнь приходской общины, разрешились права духовенства, на законодательно основе оно получило возможность широкого участия в начальном образовании народа. Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX в. // Отечественная история. -1995. -№4.-С.174-175.

Действительно, реформы ограничились лишь внесением некоторых элементов самоуправления в низшем звене церковного управления и духовных учебных заведениях. Конечно это сыграло свою положительную роль, но в результате проведенных реформ так и не произошло ослабления государственного контроля над духовным управлением, значит основная задача так и не была решена. Это связано с тем, что развитие абсолютистского государства требовало ограничения самостоятельности Русской Православной Церкви. Сам Александр II был убежден в том, что наиболее оптимальной (если не единственно возможной) формой политического устройства для России в данный период времени является монархия, обладающая абсолютной властью во всех сферах общественной жизни, в том числе и религиозной. Поэтому он не мог допустить восстановления самостоятельности церкви или пойти на ослабление ее зависимости от государства.

Незавершенность преобразований, нежелание и даже неспособность государства пойти на уступки церкви имело негативные последствия: кризис Русской Православной Церкви заключался в ослаблении ее авторитета в обществе, но он так и не был преодолен.Только ослабление зависимости церкви от государства могло вернуть к ней доверие и уважение общества. В рассмотренный период шагов в данном направлении проделано не было.

После смерти Александра II новое правительство признало неудачной церковную реформу на том основании, что она не оправдала ожидаемых надежд.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...