Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источники и институты мусульманского права на примере судебно- правовой системы Арабского халифата



Арабский халифат сложился в VII в. в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Характерной чертой стала религиозная окраска этого процесса. Государство складывалось под влиянием новой мировой религии — ислама. Распространение религии и зарождение Арабского государства связано с именем Мухаммеда (около 570—632 гг.). Мухаммед, разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, в 40-летнем возрасте уверовал в свою великую миссию, провозгласил необходимость установления единого бога (Аллаха) и нового общественного порядка, способствовавшего объединению арабских племен. Главой арабов должен был стать пророк — «посланник Аллаха на земле».

В 622 г. Мухаммед из Мекки перебрался в Медину с группой своих сподвижников — муджахиров (изгнанников, бежавших с пророком из Мекки) и ансаров (помощников). В Медине была образована мусульманская община, перестроившаяся в 20—30-е гг. VII в. в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и верховным судьей. Муджахиры и ансары консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть.

Из этой группы после смерти пророка стали выбирать новых вождей мусульман, четырех первых халифов («заместителей пророка»): абу Бакр, Омар, Осман, Али.

При них произошло политическое объединение Аравии и значительное территориальное расширение: Ближний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Северная Африка и Испания. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

При третьем халифе Османе (644—656 гг.), вялом и бесцветном правителе, образовалась группа недовольных, партия шиитов, выступавших за наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда — алидам. В 656 г. Осман был убит одним из шиитов, а четвертым халифом был провозглашен Али, зять Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме (единственная выжившая и оставившая потомков). Родственники Османа — род Омейядов — бежали от расправы в Сирию, где наместником был Муавия. Муавия начал военные действия против Али. В результате войны Али в 661 г. был убит. Халифом стал Муавия, основавший династию Омейядов. Шииты обосновались на западе Арабского халифата.

Периодизация истории Арабского халифата.

Дамасский период (661—750 гг.), династия Омейядов.

Багдадский период (750—1258 гг.), династия Аббасидов.

Династия Омейядов. На этом этапе происходит процесс укрепления государства и усиления власти Омейядов посредством:

исламизации завоеванного населения;

арабизации — воины-арбы заселяли завоеванную территорию, брали в жены представительниц местного населения; занимали ключевые посты в государстве.

При первых четырех халифах управление велось на греческом и персидском языках, так как это были земли, отвоеванные у Византии и Ирана. Но при династии Омейядов начинается переход на арабский язык.

Социальная структура на двух этапах.

Мусульмане платили закят, своего рода добровольные выплаты имущих, которые составляли сороковую часть доходов от недвижимого имущества (2,5%).

Немусульмане (зиммии) платили поземельный налог — харадж, который составлял от 1/3 до 2/3 урожая и подушную подать — джизью. Величина налогов и их количество периодически менялись, что приводило к восстаниям среди зиммиев.

Государственный строй дамасского периода.

На первом этапе в Арабском халифате существовала относительная централизованная теократическая монархия. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. С династии Омейядов власть передавалась по завещательному принципу.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву визири могут быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказы халифа. В раннем халифате практиковалось назначение визиря с ограниченной властью.

К числу важных чиновников при дворе относились начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник с функциями надзора за другими должностными лицами.

Центральные органы государственного управления назывались диванами, это были специальные правительственные канцелярии. Были диваны военных дел, внутренних дел, почтовой службы (выполнял функции тайной полиции).

Местное управление. К VIII в. территория халифата делилась на провинции во главе с назначаемыми халифами военными наместниками — эмирами и их помощниками — наибами.

Судебная система. Судебные функции были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Отправление правосудия осуществляло духовенство.

Верховным судьей являлся халиф. На практике высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, одновременно являвшихся правоведами. От имени халифа они назначали нижестоящих судей из представителей духовенства — кади и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Функции кади были обширны: рассмотрение судебных дел, наблюдение за исполнением решений, надзор за местами заключения, нотариусы и т.д.

Колебания налоговой политики и принципов землепользования приводили к недовольству и среди мусульман и среди немусульман. В результате этих волнений к власти приходит династия Аббасидов (750—1258 гг.). Придя к власти, Аббасиды стремятся не присоединять новые земли, а удержать прежние, но безуспешно. К IX в. халифат начинает распадаться.

Причины распада.

Произошло фактическое ограничение светской и духовной власти халифа. Большие полномочия у визиря, который превращается в фактического руководителя государства. Духовную власть халиф делит с верховным кади, руководившим судьями и системой образования.

В государственном механизме возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. В конце VII — середине VIII вв. проводятся военные реформы. До реформирования армия состояла из двух частей под командованием особых полководцев. Это было постоянное войско, состоявшее из воинов- мусульман (занимали привилегированное положение) и добровольцев (ополчения). Пополнялась армия в основном за счет ополченцев. При Аббасидах на смену ополчению приходит профессиональная наемная армия, главное место в которой занимала гвардия халифа, составленная из мамлюков. Мамлюки — рабы тюркского, кавказского, славянского происхождения, захваченные, купленные либо взятые в форме налога «кровью» с покоренных народов. Мамлюки воспитывались в Багдаде, были лишены связей и родни, зависели от милостей халифа. Но вскоре мамлюки начинают диктовать свою волю халифам, свергают их и ставят своих.

Усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях и власть эмиров, которая начинает передаваться по наследству. В конце IX в. халифат распадается на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии и Закавказье. Багдадский халиф оставался духовным главой суннитов, к Х в. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В XIII в. В XVI в. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, который был завоеван в XVI в. турецкими султанами.

Средневековое мусульманское право

Средневековое мусульманское право (шариат) возникло и оформилось в рамках Арабского халифата. В современном мире действует в странах, принявших ислам — Египте, Пакистане, Турции и др.

В первые два века (в начале VII в.) шариат сложился и развивался как строго конфессиональное право, органически слитое с исламом. Шариат — в переводе означает «путь следования», «то, что открыто Богом» — это свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и Сунне; универсальная нормативная система, отождествляемая с мусульманским правом.

Согласно исламу, правовые нормы — это частицы божественного порядка и закона, установленного Аллахом. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность пророка Мухаммеда. При нем и четырех его последователях, праведных халифах, были составлены Коран (в переводе «читать») и Сунна (в переводе «тропа, по которой ходил пророк»).

Доктринально-нормативная часть шариата называется «фикх».

В VIII—IX вв. шариат, не порывая со своими исламскими основами, разрабатывает более глубоко юридическую сторону. Постепенно шариат превращается в мировую правовую систему, отличную от западноевропейской.

В VII в. в исламе происходит раскол на суннизм — ортодоксальное направление и шиизм (Иран, Ливан, Йемен). Шииты признают только те предания о Мухаммеде, которые восходили к последнему праведному халифу Али. Они считали, что власть в Арабском халифате могла передаваться только кровным родственникам Мухаммеда и только при их отсутствии — боковым.

Источники мусульманского права.

Коран — священная книга мусульман, содержит морально-нравственные установки.

Сунна — шесть сборников хадисов (рассказов) о поступках и изречениях Мухаммеда, содержит предписания семейного и наследственного права. Окончательная редакция IX в.

Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не отраженным в Коране и Сунне.

Фетва (примыкает к иджме) — письменное заключение высших религиозных авторитетов (муфтии) по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Фирманы — указы и распоряжения халифов.

Кануны — законы, которые не должны были противоречить Корану.

Кияс — решения дел по аналогии (спорный источник).

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Окончательная редакция была произведена при втором праведном халифе Омаре (644—656 гг.)

«Право личного статуса». Шариат не знает деления на институты и отрасли права. Но на самом деле институтам гражданского и уголовного права уделено значительное внимание.

В предписаниях шариата различают пять разновидностей поведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные. Среди них выделяют действия обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (но не влекущие за собой применения наказания), а также запрещенные (подлежащие наказанию). Мусульманин должен соблюдать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запретные книги. Мусульманин обязан принять участие в объявленной «священной» войне (джихад) с неверными.

Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса». Юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус имели только мусульмане. Неверные (зиммии) должны были уплачивать тяжелый государственный подушный налог (джизья) и земельный налог (харадж), равнявшийся от 1/3 до 2/3 урожая. Характерной чертой личного статуса было неравенство мужчины и женщины. В целом ограниченно дееспособными являлись малолетние; слабоумные, находящиеся в состоянии опьянения, женщины.

Субъектом права являлся только Аллах, он же объявлялся носителем правоспособности. Мусульманин должен соблюдать установленные богом обязанности. Гражданская дееспособность являлась важным условием для приобретения имущественных прав. Дееспособными являлись лица совершеннолетние и в здравом рассудке. Факт достижения совершеннолетия устанавливал судья.

Вещное право. Имущество, по шариату, является объектом вещных прав. В мусульманском праве выделялась особая категория вещей, которая не должна находиться в собственности мусульманина — воздух, вода, пустыни и «нечистые вещи», а именно: вино, свинина, книги, противоречащие исламу. Вещи делились на движимые и недвижимые, делимые и неделимые.

Способы возникновения права собственности:

наследование;

договор;

находка вещи;

захват в завоевательном походе.

Основным объектом собственности была земля.

Формы земельных владений (принципы землепользования при Омейядах). Верховным собственником земли являлся Аллах, а на практике — халиф или государство. Существовало несколько категорий земельных владений.

Все земли обрабатывались крестьянами.

Обязательственное право. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обет), срочные и бессрочные.

Заключенные договора являлись незыблемыми, могли быть в письменной и устной форме.

Виды договоров: купли-продажи, займа, дарения, найма, ссуды, хранения, товарищества, союза (для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов).

Брачно-семейное право. Брак — это религиозная обязанность мусульманина, безбрачие являлось аморальным. Для заключения брака требовалось согласие невесты, но ее волю могли выразить и родители. Брачный возраст для женщин составлял 9 лет. Мужчина-мусульманин мог жениться на неверной, женщина выйти замуж за неверного не имела права.

Мусульманин мог быть женатым одновременно на четырех женах. Также у него могли быть наложницы из рабынь (гарем), но муж должен был каждой жене дать имущество, жилище и одежду, соответствовавшие ее положению, поэтому многоженство, а тем более гарем, могли позволить себе только очень богатые мусульмане.

В семье женщина занимала приниженное и зависимое положение. Основной ее обязанностью было ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Муж мог применять к жене телесные наказания, мог отлучить ее от супружеского ложа.

Каждый из четырех браков мусульманин мог расторгнуть. Муж мог развестись без всяких причин, просто произнеся фразу «Ты отлучена», либо трижды слово «талак». Жена могла развестись только через суд и при наличии строго определенных оснований, а именно:

муж имел физические недостатки;

не выполнял супружеских обязанностей;

жестоко обращался с женой;

не выделял средств на ее содержание.

В случае развода жене выделялась часть имущества согласно «обычаю». После развода жена три месяца оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. Родившийся ребенок оставался в доме отца.

Наследственное право. Наследство передавалось по закону и по завещанию. По закону наследниками являлись в первую очередь дети, затем братья и дяди. При наследовании по закону за счет наследственной массы покрывались расходы на погребение и долги наследодателя. Завещание не составлялось в пользу законных наследников, завещанное не должно было превышать 1/3 имущества. Наследственная доля женщины была в два раза меньше доли мужчин.

Уголовное право. Уголовное право — наименее разработанная часть мусульманского права. Здесь отсутствовало общее понятие преступления, слабо разработаны покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Преступления делились на три группы.

Преступления против религии, общественного спокойствия. Эти преступления карались смертной казнью. В дальнейшем в эту группу добавились: прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, кража, употребление спиртных напитков.

Преступления против отдельных лиц — умышленное убийство, смертельные ранения. Наказывались в основном по принципу талиона, кровной мести, также существовала возможность выкупа.

Группа не указывалась в эпоху становления халифата и шариата, в дальнейшем включала в себя неуплату налогов, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбление, взяточничество, азартные игры и т.д.

Виды наказаний:

Судебный процесс. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Различий между уголовным и гражданским процессом не было. Судебные дела рассматривались публично, в мечети. Стороны вели дело сами, не прибегая к помощи адвокатов.

Процесс происходил в устной форме. При Аббасидах стали составляться письменные протоколы. Виды доказательств: признания сторон, показания свидетелей, клятвы. При вынесении судебного решения у судей была большая свобода. Фактически все зависело от усмотрения судей, которые также должны были учесть социальное положение сторон.

Свидетельские показания женщины приравнивались к половинному показанию. Полным показанием являлось показание двух мусульман-свидетелей. Царицей доказательств было признание обвиняемого.

Современное мусульманское право. В современных условиях к источникам мусульманского права добавился урф (адат), от араб. «обычай, привычка». Этот источник особенно распространен у неарабских исламизированных народов. Урф — это обычное право у мусульманских народов, в противоположность шариату, т.е. религиозному закону, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и Сунны. Урф представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений.

27. Государство и право средневековой Японии (манифест Тайка 646 г., свод законов Тайхо-рицурё 718 г.).

Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского. Для раннесредневековог права Японии характерно повсеместное распространение норм обычного права, которые действовал в общинах или в складывающихся сословных группах.

Первые записи правовых норм в Конституции Сетоку-Тайси 604 г. носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам.

Введение надельной системы в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению законодательных документов, получивших название «кодекс». Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного и административного права, хотя между ними четкие различия провести было очень трудно.

Первым кодексом был кодекс «Тайхо ре». В нем отсутствовало деление права на частное и публичное.

Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права. Широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений.

Указы имели более самостоятельный характер, а постановления издавались в развитие административных и уголовных законов как их практическое осмысление. Указы объединялись в сборники (Сборник постановлений годов Энги 927 г.). Со временем указы стали оттеснять кодексы на второй план.

Японский феодальный свод «Ста законов» (1742 г.) заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без сколько-нибудь определенного разграничения.

Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники (3 человека). Считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне.

Государственной идеологией было конфуцианство:

из него черпали нормы права, нравственности и религии. Подчинение вассала сюзерену, жены - мужу, детей - родителям было доведено до крайней меры.

В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки. В раннесредневековом японском праве не сформировалось четкого деления вещей на движимые и недвижимые, однако предусматривался особый статус найденной вещи.

В средневековом праве Японии не сложилось четкого представления об обязательстве в юридическом смысле слова. Для внутренней и внешней торговли был введен обширный перечень запретительных мер. Жесткому контролю государства подверглась торговля на рынках.

Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег, в том числе и процентного. Не разрешались самовольные сделки, в том числе и договор займа рядовых членов двора.

В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т. е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового «подлого люда»), поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи.

В праве Японии были отражены порядки патриархальной семьи. Действовал своеобразный кастовый принцип. В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были не равны по своему социальному статусу.

Манифест Тайка - Данный исторических документ извлечен из древнего памятника «Нихонги» или «Нихонсёки» («Анналы» Японии), являвшейся первой официальной историей средневековой Японии, составленной в 720 г. Время составления «Нихонги» - эпоха перехода от древности к средневековью. Повествование начинается с глубокой древности - с «века богов», т. е. со времени, когда, согласно традиционным верованиям, действовали еще боги - предки японцев, - и заканчивается, уже вполне точно датируемыми годами правления императрицы (императорами называли японских правителей еще с древности) Дзито (687 - 696 гг.), т. е. для составителей этих «Анналов» - почти их современностью.

Составителями «Нихонги» были принц Тонэри и сановник двора Ясумаро, принадлежавшие к высшим кругам общества и получившие хорошее китайское образование, знавшие китайский язык и литературу, в том числе китайскую историографию, послужившую образцом для написания «Нихонги». Первая официальная история Японии была написана по-китайски, за исключением многочисленных песен, введенных в повествование: эти песни записаны иероглифами, но чисто фонетически, так что японский язык этих песен сохранен.

Ценность этого древнего памятника заключается в том, что составители располагали различными источниками, содержавшими сведения о Японии, в том числе китайскими и корейскими. Столкнувшись в своих источниках с различными версиями и остановившись на какой-то одной из них, составители тут же приводили данные из других источников.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4967 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...