Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Зодчество средневековья – романика и готика (собор Сан Марко в Венеции, собор Нотр-Дам де Пари, собор Дуомо в Милане)



Зодчество средневековья – романика и готика (собор Сан Марко в Венеции, собор Нотр-Дам де Пари, собор Дуомо в Милане).

Раннее средневековье VI-XII вв. принято называть романика, или искусством романского периода. От Roma-Рим. Любимая форма стиля – арка (женское начало) круглая, приземистая, низкая. Любит натуральный камень, натур. декор, суровый, минимальный. Любит четкие, геометрические формы, толстые стены, принцип убывания кверху, маленькие окна. Кирпичная кладка - любимый декор в архитектуре. Ложные окна. Главная задача башни - дозорная. (Храм может при необходимости защитить, как крепость). Романику постепенно сменяет готика.

Готика (от итал. gotico — непривычный, варварский) - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Собор Сан-Марко

История создания этого собора связана с легендой, повествующей о том, что в 828-829 годах тело Святого Марка евангелиста (проповедника) было тайно привезено из египетского города Александрии.
Строительство новой Базилика (греч. — царский дом — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов). Сан Марко началось в 1063 году, Имеющая форму греческого креста с четырьмя одинаковыми рукавами и увенчанная пятью огромными куполами.
Внешняя часть собора украшена мрамором, привезенным из Константинополя в 1204 г. В XIII веке купола были покрыты свинцовыми пластинами после расширения здания, кресты обращены во все стороны света. Роскошные мозаики различных эпох украшают пять арочных пролетов, а главный портал обрамлен романской резной отделкой (1240-1265 гг.). Мозаика внутри собора в основном относится к ХII-ХIII вв. Некоторые мозаики позднее были заменены творениями Тициана и Тинторетто.
В соборе покоятся останки Святого Марка, о чем свидетельствует надпись у входа, а сцена прибытия мощей в Венецию запечатлена на мозаике фронтона
Внутри собора находятся огромные позолоченные иконы, на которых изображена вся жизнь Святого Марка евангелиста. Массивные бронзовые двери с головами львов (XI в.), привезенные из Византии, подчеркивают вход в место хранения святых мощей.
XIII в. — пристройка Цветочных дверей (Porta dei Fiori) — шедевра в романском стиле. Инкрустациями в восточном стиле (XIII в.) украшают порталы на балюстраде.
Через центральный портал входят в партекс — пространство внутри собора, оно находится на уровне площади. В XIII в. его потолок изменил форму: стал сводчатым, первоначально же он был плоским. Пол, состоящий из каменных плит, остался в первозданном виде. Своды украшены нарядными мозаиками на сюжеты из Ветхого Завета.
Поднявшись на несколько ступенек, мы попадаем в помещение собора. От объема захватывает дух, необычна и смена арок и куполов.
Огромное количество произведений искусства собраны в зоне главного алтаря, (под ним покоятся мощи Святого Марка).
В алтарной части хранится уникальное сокровище Венеции, знаменитый Пала д'Оро— «Золотой алтарь». Его длина составляет 3,48 м., высота — 1,4 м. Это композиция из 80 эмалей-икон, орнаментированная золотом, драгоценными камнями — огромное ювелирное изделие, оценить которое невозможно. Над его созданием работали в четыре этапа на протяжении 500 лет! Многочисленные трофеи, государственные подарки, кинжалы, троны алтарные образа высокой художественной ценности, хрустальные бокалы хранятся в Сокровищнице.

Собор Парижской Богоматери.

Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.
Строительство собора было начато в 1163 году. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III.
Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. К благородному делу подключились даже парижские проститутки: их сообщество официально запрашивало духовные власти, можно ли им, блудницам, пожертвовать деньги на храм. Им ответили: да, можно, но при условии, что это останется в тайне.
Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную службу. Длина Собора Парижской Богоматери составляет 130 метров, высота башен - 69 метров. Собор одновременно может вместить девять тысяч человек.
Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы. Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда.
Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам де Пари интересны знаменитые статуи химер, установленные на верхней площадке собора у подножия башен. Этих страшных, фантастических существ средневековые авторы наделили внутренней психологией - это производит на зрителей сильное,жутковатое впечатление.
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение мрачности, холодности. Раньше в соборе было еще темнее, и пришлось пробивать новые окна в боковых стенах, так как центральный неф освещался очень плохо.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместестемтаинственность.
Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из житий святых.
К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа.

Собор Дуомо

Собор Дуомо в Милане (по-итальянски, правда, слово «собор» и переводится как «Дуомо») действительно выдающееся сооружение. Его прекрасные готические шпили поднимаются высоко в небо над центром Милана, а золотистая статуя Мадонны (4 метра высотой) которая устремляется в небеса над Дуомо на самом высоком шпиле, видна из многих районов Милана. Многочисленные скульптуры, каждая из которых имеет свою историю, привлекают свои изяществом и невообразимым количеством. История Дуомо воистину уникальна, но сначала хотелось бы дать ряд цифр, которые без прикрас описывают все могущество этого одного из красивейших соборов в мире. Кстати, Дуомо, после собора Святого Петра в Риме и Севильского Кафедрального собора, третий по величине католический храм в мире.

Размер Дуомо:

Длина – 157 метров, Ширина – 92 м, Высота – 109 м, Площадь собора – 12 000 кв. метров

В Дуомо может уместится до 40000 человек

Внешний вид Дуомо:

145 шпилей, 3159 статуй, из которых 2245 наружи

Лестница, ведущая снизу собора на крышу, состоит из 500 ступеней

История Дуомо:

400 год – Святой Амброджио строит часовню и называет ее «Basilica Nova»;

836 год – Рядом с предыдущей была установлена другая маленькая базилика – «Santa Maria Maggiore»;

1075 год – страшный пожар практически уничтожил две церкви: «Santa Tecla» и «Santa Maria Maggiore». Место пожарища было очищено и началось восстановление церквей.

1288 год – «Santa Maria Maggiore» была переименована и названа Дуомо

1386 год– Архиепископ Антонио Да Салуззо одобрил проект по строительству нового здания Дуомо. Для строительства использовался мрамор, который добывался на озере Маджоре;

1418 год – закончен алтарь;

1762 – Был закончен главный шпиль собора;

1774 – На главном шпиле была поставлена золотистая скульптура Мадонны, которая покровительствует Милану и которая впоследствии стала одним из символов города;

1858 – Этот год можно считать годом окончательного завершения строительства и именно в этот год Дуомо стал таким, каким его знают сейчас во всем мире





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 496 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...