Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие процесса



Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

Раскройте содержание понятия личности. Значение образования в развитии личности

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

1) Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

1) Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

 Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность

Одна из важных категорий современного философского мышления - понятие личности, в котором философия человека приобретает наиболее богатое содержание. Личностная проблематика - одна из важнейших в понимании человека.

Суть этого вопроса заключается в понимании человека как личностного образования, т.е. субъекта отношений с другими людьми, выявляющего свою социальную определенность. Здесь человек рассматривается как индивид, взятый со стороны его социальных качеств. Если говорить общо, то речь идёт об индивидуализированных социальных качествах,

составляющих структуру личности.

В трактовке человека как личности следует иметь в виду несколько принципиальных положений. Во-первых, любая личность - это конкретный индивид, существующий в определенных природных и социальных условиях. Личность есть всегда продукт индивидуальной жизни и не только продукт, но и субъект индивидуальной жизни. За всякой личностью просматривается её неповторимый жизненный путь. Во-вторых, личность

формируется не только посредством собственной жизнедеятельности, но и посредством влияния других людей, с которыми она вступает в социальные отношения. Личность есть не только свой собственный продукт, но и продукт своей социальной среды. В-третьих, личность нельзя рассматривать односторонне - либо только как продукт своей собственной жизнедеятельности, либо только как продукт своей социальной среды. Отношение личности к себе опосредовано отношением к ней её социального окружения. С другой стороны, личность относится к своей социальной среде с точки зрения своей позиции, т.е. как субъект, субъективно. Поэтому никакая личность не есть нечто непосредственное, необусловленное ничем внешним для неё, но и никакая социальная среда не есть нечто безличное. Среда есть условие для данной личности; другая личность воспринимает эти же условия по-другому.

Рассмотрим основные аспекты трактовки личности, исходя из необходимости учёта вышеизложенных принципов.

Что же такое личность как субъект и продукт собственной индивидуальной жизнедеятельности? Психологи и педагоги вполне основательно придерживаются такой точки зрения, что о личностной индивидуализации можно говорить только с того момента, когда у индивида появляется восприятие своего Я, т.е. формируется личностное самосознание. Субъект осознаёт своё личностное своеобразие, отделяет свою личность от

личности других людей. Другими словами, человек только тогда является личностным субъектом, когда он делает свою личность объектом своей собственной жизнедеятельности. Личность как бы выстраивает себя, свою жизнь, свою линию социального поведения. Происходит то, что на философском языке обозначается как "индивидулизация". Для любого человека важно понимать законы личностной индивидуализации: это позволит избежать нежелательных деформаций характера, резких и разрушительных личных драм, жизненных неудач, ложных путей. Человек прежде всего сам отвечает за качество своей личности, за выбор жизненного пути. Но личность существует не замкнуто, не изолированно от других людей. Напротив, личность есть открытая система - система, открытая

воздействию других людей, составляющих её социальную среду. Личность всегда находится в состоянии адаптации к своей социальной среде: приспосабливается к мнениям, привычкам, ожиданиям, требованиям окружающих её людей. Личность испытывает воздействие социальных условий, принимает социальные нормы, господствующие в данной среде. Происходит то, что на философском языке обозначается как "социализация". Социализация личности отличается от индивидуализации тем, что здесь личность сталкивается с внешними условиями своей жизнедеятельности, которые имеют для неё объективный характер. Личность никогда не выбирает внешние условия, как она может выбирать своё внутреннее состояние, она просто всегда пребывает в каких-либо внешних условиях. Социализация личности происходит через усвоение социальных ролей, функций, обретение социального статуса, привыкание к социальным нормам. Это всегда отношение к чему-либо внешнему, объективному. Здесь очень ощутимо воздействие других людей. Например, социальная норма не существует сама по себе - она утверждается и поддерживается самими людьми.

Поскольку человек формирует свое личное отношение как к своей внутренней индивидуальности, так и к своей внешней социальности, личность есть как бы соотношение индивидуального и социального, их диалектическая взаимосвязь. Индивидуализация и социализация личности взаимообусловлены, опосредуют друг друга. Любое индивидуальное действие личности соотнесено с действиями других людей. В то же время любой социальный процесс имеет свое индивидуальное выражение, как бы персонифицирован в отдельных личностях. Индивид существует в поле общих социальных потребностей, улавливает требования своего времени.

В то же время социальные явления возможны только через индивидуальные действия. Например, искусство как социальное явление создают своим трудом художники, скульпторы, режиссёры. Личность ищет в социальном целом свое особое место, но придает этому месту своё индивидуальное выражение. Немецкий философ М.Вебер видел сущность общественной жизни в социальных действиях, совершаемых составляющими данное общество индивидами.

Понятие личности по своей сути конкретно-исторично. Личность всегда принадлежит как к определенной социальной структуре, так и к определенному историческому периоду развития этой социальной структуры. Личности присуща та или иная социальная определенность, в которой выражен характер общественных отношений данного общества. Общество своей структурой задает параметры этой социальной определенности личности, устанавливает программу социального наследования, позволяющего поддерживать внутреннее равновесие самого общества. Социальные нормы, требования реализуются конкретными индивидами в конкретных условиях.

Понятие личности конкретно-исторично ещё и потому, что в нем выражено отношение индивида к определенной исторической эпохе. Личность и есть конкретно-индивидуализированное выражение определенного общественного состояния. В понятии личности фиксируется социальная индивидуальность человека, так как в любой общественной системе отдельный человек занимает свое неповторимое положение. Определенная личность - это конкретно-историческое соотношение данного человека с

другими людьми, составляющими его непосредственное социальное окружение. Общество конституирует своё многообразие через формирование различных типов личности, в то же устанавливая основания своего единства через выработку социальных механизмов межличностного общения. Здесь можно говорить о диалектике обособления и общения в обществе, о соотношении между структурой личности и социальной структурой общества. Личность и есть способ связи человека и общества.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...