Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий[источник не указан 646 дней].
В науке[править | править исходный текст]
В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач
Одно из центральных (и для теории, и для практики) философских понятий — истина. В истории философии сложилось несколько подходов к определению этой категории.
Классическая концепция истины восходит к Аристотелю и представляет истину как соответствие наших знаний реальной действительности; достаточно полное и точное отражение некоего объекта в мышлении человека. Коротко говоря, истиной с этой точки зрения может называться объективная информация. Эта точка зрения на истину легла в основу всей европейской цивилизации, в особенности классической науки, прежде всего естествознания. Классический рационализм стоит на том, что человеческий разум принципиально соответствует сущности внешнего мира.
Прагматическая версия истины подчеркивает противоположный момент в составе человеческого знания — субъективный, т.е. степень его пригодности на практике. С точки зрения основоположников философии прагматизма (В. Джемса, Д. Дьюи), истина равняется эффективной на деле, полезной определённому субъекту информации. Такой подход особенно актуализировался на рубеже XX–XXI веков, когда в философии и науки в моду вошел так называемый постмодернизм. Этот стиль мышления и поведения предполагает принципиальное равенство всех участников познания, учёт их разнообразных интересов, даже если они иллюзорны.
Когерентная теория истины обращает внимание на внутреннюю структуру той или иной порции информации. А именно, согласованность самого знания, претендующего на истинность, его логичность и аргументированность. В этом случае главными признаками истины будут считаться соответствие фактов их объяснениям, аксиом и следствий, гипотезы и эксперимента. Подобный разворот проблемы истины как гармоничного знания стал особенно актуален в естествознании XX века, где объективное существование самой физической материи оказалось поставлено под сомнение (Н. Бором, В. Гейзенбергом и прочими теоретиками квантовой механики).
Конвенциональная модель истины подразумевает количество её пользователей: если с каким-то положением соглашаются массы людей и оно служит им руководством к действию, то можно считать данное положение истинным. Конвенция, т.е. договорённость относительно той или мной истины, может строиться как на искренней вере, так и на молчаливом согласии подчиняться господствующему мнению. К подобной трактовке особенно охотно прибегают богословы разных конфессий, апеллирующие к выбору большинства, а также политики с выгодными их партиям и движениям вариантами идеологии.
Как видно, в перечисленных определениях истины отражены её различные грани. Причем последовательность выделенных признаков соответствует их существенности. Без первого признака — объективности (хотя бы в какой-то степени) знания, претендующего на истинность, о таковой вообще нет смысла говорить. Следующие три качества — полезность, соразмерность, убедительность — уточняют определение рассматриваемого понятия, но без первого — объективности не могут обойтись. А объективности, в свою очередь, ещё надо доказать свою нужность людям. В разных познавательных, общественных ситуациях на первый план при оценке и потреблении знаний выходит та или иная из перечисленных черт истины.
Философская теория истины различает несколько её взаимосвязанных характеристик: объективность и субъективность; абсолютность и относительность; конкретность.
Объективность истины выражается в нескольких ракурсах:
· сам предмет истины существует вне её самой; как правило, до, без и после человека; люди только мысленно реконструируют этот предмет в своём сознании, где именно и «живёт истина» (а не летает с воробьями на улице, как выразился для ясности один преподаватель);
· главное для истины — более или менее, но адекватно отражать свой предмет в образах человеческой психики или (и) знаках деятельности; истина, таким образом, представляет собой идеальную модель, интеллектуальную копию объекта;
· истина отражает не только сам по себе объект, но и возможности, потребности человека по взаимодействию с ним; в этом плане она располагается между человеком и миром; те стороны реальности, которые никак не подвластны людям, остаются за пределами их познания и, значит, его результата — истины.
Следовательно, истиной можно назвать до нужной субъекту степени объективизированное знание, способное участвовать в человеческой деятельности по сохранению и преобразованию действительности, включая самого человека.
Как волшебная синяя птица из сказки Мориса Метерлинка меняла окраску, попадая в клетку, так любая истина в чём-то видоизменяется при своей трансляции — переходе от человека к человеку, от коллектива к коллективу, от поколения к поколению, а общем — от одного субъекта познания к другому. Поэтому с убъективные стороны истины не менее существенны для ее понимания:
· способ формулирования истины, форма ее выражения всегда человечна, индивидуализирована; каждый участник познания (личность, малая группа, масса людей) адаптируют информацию “под себя”, в связи со своими собственными потребностями и целями;
· истина никогда и нигде не существует в «чистом виде», но всегда «в сплаве» со своими антиподами — заблуждениями разного типа и «белыми пятнами» незнания каких-то вопросов; причём заблуждение и незнание не просто помеха на пути к истине, но и катализаторы ее выработки;
· истины не существует для одного человека — спрятанное от людей открытие просто недействительно, как зарытый в землю клад сокровищ; знание должно быть рано или поздно подтверждено если не целым обществом, то неким коллективом людей, заинтересованных в этом знании; истина обречена менять своих обладателей, «конвертироваться» в «интеллектуальном капитале», умственном обиходе целого сообщества людей.
Итак, со своих субъективных, человечных сторон истина представляет собой продукт культурно-исторического развития человечества, информационный ресурс целого общества; такое знание, чьи параметры во многом определены, с одной стороны, биологией и экологией Человека разумного, а с другой — историей и социологией определенного социума.
Абсолютная истина понимается различно:
· некий идеал познания по тому или иному вопросу — исчерпывающий по точности и полноте ответ на него; познание всегда стремится к такому идеалу и в этом смысле ориентира, “приманки”, мечты он существует; но достигнуть такого предела изучения по мало-мальски серьёзной и масштабной проблеме, тем более окончательно, едва ли возможно;
· так называемые «вечные истин» — те положения, которые вряд ли будут пересмотрены с дальнейшим развитием науки и культуры; это прежде всего факты — эмпирические констатации нашего опыта (например: химическая структура воды H 2 O; Курск назван по речке Куру, на которой стоит его исторический центр; и т.п.), а также постулаты общих методов и теорий (вроде принципа Ле Шателье или наступления третьего тысячелетия 1 января 2001 года); без такого рода “вечных истин” познание немыслимо, но и ограничиться ими оно не может;
· те элементы в составе наличного знания, которые остаются постоянными временно — внутри определенной парадигмы науки (вроде классической физики или квантовой механики) и практики, пока они удовлетворяют задачам человеческой деятельности; с наступлением нового этапа в развитии культуры, после революции в стиле мышления, эти истины становятся архаичными пережитками (вроде счетов-абака в эпоху компьютеров) или даже заблуждениями (типа алхимии сегодня).
Грани относительной истины:
· неизбежная неполнота сегодняшнего знания; в процесс познания вовлекаются всё новые и новые стороны любой проблемы;
· приблизительность нашей информации по глубине её проникновения в сущность природных или социальных явлений;
· «информационный шум», потери при производстве и особенно трансляции знания в зависимости от особенностей разных субъектов познания.
Соотношение абсолютной и относительной истины в принципе достаточно просто: абсолютная истина постепенно и по сути вечно складывается из истин относительных, их бесконечной суммы.
Если истина по определённому вопросу может быть сегодня в принципе только одна, то отступления от неё многоразличны. Хотя в этой своей оппозиции к истинному знанию они едины, но путать их не стоит, нужно видеть их разницу.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!