Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли



Термин «философия»,как большинство названий других областей знания, многозначен. Тем более типично именно для него расхождение повседневного, расширительного значения слова и его же научного, строгого смысла. Ведь «философией» в житейском обиходе, журналистике, литературе часто называется не совсем то или совсем не то, что представляет собой философия как учебный предмет, особая наука и область духовной культуры. Причём эти внефилософские значения философии возникают не на пустом месте, но, как правило, причудливо отражают отдельные этапы её собственной истории, достоинства и недостатки разных философских учений.

Обыденная молва, художественная литература, публицистика допускают примерно следующие — явно расширительные или, напротив, зауженные трактовки слова «философия». Перечислим их по мере удаления смысла этого слова от его научного понятия. Итак, одним и тем же словом «философия» нередко называется:

· любая общая теория, либо основной принцип какой-то области знания или деятельности; суммарная, стратегическая направленность некоего произведения или предприятия (сравните: «философия медицины» в смысле общих представлений о здоровье, болезни и стратегиях врачевания; «философия рынка» как сознательная «игра» производителей и потребителей товаров и услуг по законам их стоимости и конкуренции; даже «философия спорта» — подходы к игре, исповедуемые тем или иным тренером, его командой; многое тому подобное);

· глубокомысленное, серьёзное отношение к жизни; обстоятельное обсуждение сложных вопросов теории и практики; углублённый анализ любой проблемы или самоанализ личности; твёрдое убеждение, выношенное суждение (возьмите: «философская поэзия» — Фёдора Ивановича Тютчева или, допустим, Николая Алексеевича Заболоцкого, то есть поэтов, проникающих в глубины человеческой души и тайны мироздания; «философский роман» — Томаса Манна, Германа Гессе или, скажем, Марселя Пруста, т.е. писателей, создающих величественные саги о судьбах целых поколений; и т.д.);

· стойкое противостояние ударам судьбы; безразличие к переменам образа жизни, бедствиям и лишениям; терпимость к окружающим людям, понимание их особенностей, интересов; в общем — сложившаяся жизненная позиция (вспомним выражение: «относиться к жизни философски»; например, наш биатлонист Сергей Чепиков в споре за бронзовую медаль на Олимпиаде в Альбервиле проиграл финну 0,9 секунды, а на Туринской олимпиаде — норвежцу 0,8 секунды; после чего в интервью ему был задан вопрос: «Правда ли, что президент Союза биатлонистов России запретил вам читать перед стартом?; Чепиков ответил: «Запретил давать интервью и читать философов. Но философия это такая штука, которую нельзя запретить…»). В зависимости от обстоятельств, философское отношение к жизни может оцениваться отрицательно — как предосудительное малодушие, эгоизм и безразличие к окружающим («смотреть на мир сквозь розовые очки», «махнуть на всё рукой», согласно рецептам доктора из сказки Е.Л. Шварца «Тень»), либо положительно, даже восторженно — как образец душевной стойкости, мужества.

· скрытое от большинства, потаённое от непосвящённых знание; тайная мудрость немногих избранных (как искомый средневековыми алхимиками «философский камень» (для превращения разных веществ в золото) или обучение «философии» по ходу приключенческого сюжета достаточно тупых литературных или видеогероев вроде Конана-варвара, Волкодава и тому подобных);

· беспочвенное, оторванное от жизни рассуждения, заумные разговоры на отвлечённые темы; ложное мудрствование вместо необходимого дела; опасное для веры и власти вольнодумство (сравним сентенцию Фамусова из «Горя от ума»: «Пофилософствуй — ум вскружится...» или же расхожее осуждение — «разводить философию»; и прочее в этом духе);

· нечто вовсе непонятное для самого́ говорящего, загадочное для слушателя.

У любой науки стоит различать объект и предмет ее познания. Объект всякого исследования суть некая часть реальности, интересующая специалистов определенного профиля. Предмет же изучения в таком случае — это тот аспект, в котором данная объектная область явлений и закономерностей рассматривается этой дисциплиной, её специфический подход к ним. У нескольких наук может быть один и тот же объект (например, человек рассматривается множеством наук, именуемых поэтому гуманитарными; но у каждой из них имеется свой, полностью неповторимый остальными предмет, так что психология отлична от нейробиологии, антропология от педагогики и т.д.).

Попробуем представить с этих двух позиций философию. По своему объекту это самая общая наука. Её интересует и природа, и общество, и, главное, человек с его уникальным духовным миром, рекордной способностью к творчеству. Что касается предмета философии, то он, пожалуй, располагается на стыке этих главных сфер бытия. Именно принципиального характера взаимоотношения человека с окружающим миром, связь макрокосма природа и микрокосма людской души составляет, очевидно, отличительный предмет философствования. Мир сам по себе, чуждый человеческим интересам, как и опредмеченный, одномерный человек вне тайны его творчества, моделируются другими науками и управляются иными практиками, нежели философские.

Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Нисколько не умаляя значимости науки (физики или, допустим биологии), техники (даже компьютерной), надо заметить, что их достижений человеку мало. Ему потребуется разобраться в самом себе, ответить на вопросы, зачем он вообще живёт, оценить эту свою жизнь, её предпосылки, промежуточные итоги и перспективы. Но применительно к одному-единст-венному человеку такого рода вопросы нельзя обсуждать без предварительного решения этих проблем вообще, относительно всех остальных людей. Осмысление собственного душевного состояния — рефлексия (лат. reflexio — отражение; в данном случае своего собственного психического, вообще субъективного мира) представляет собой практическую сторону философствования. Такого рода работа ума и всей остальной души никак не обходится без сомнений, противоречий, заблуждений, но и побед человека над обстоятельствами и, главное, самим собой.

Такова может быть самая сжатая формулировка направленности философии. Будучи одной из древнейших форм культуры, она за 2–3 тысячи лет своего существования не могла оставаться во всём неизменной. Этапы самоопределения философии примерно таковы:

· первоначально философия отождествлялась с научным (теоретическим) знанием в целом, всякой светской мудростью, открытой изучению, — в противоположность религии как мудрости богооткровенной, мифологии с её герметичным для критики авторитетом; образцами такой первофилософии могут служить изречения натурфилософов архаической Греции; а на Востоке — поучения Конфуция и Лао Дзы, «благородные истины» Будды; тому подобные заповеди первых общеизвестных мудрецов человечества;

· неизбежное отделение от философии специальных наук вроде математики и физики, истории и географии, начавшееся ещё в античности, оставляло до поры, до времени на её долю любого рода теорию, т.е. знание общее, объясняющее конечные причины и главные принципы бытия и сознания; примерами такого рода философского синтеза разрозненных фактов и наблюдений могут служить «Метафизика» Аристотеля, «Сумма теологии» Святого Фомы Аквинского, «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона, «Философия зоологии» Жана-Батиста Ламарка, «Философия ботаники» Карла Линнея и похожие по содержанию;

· окончательное становление современных отраслей науки привело к дальнейшему уточнению задач философии — во-первых, как знания не просто теоретического, обобщающего, но всеобщего, универсального по своему охвату; а во-вторых, учитывающего методологию получения самого знания, пути его обоснования и применения на практике; современные философы уже не пытаются конкурировать с теоретиками естествознания и обществоведения, но стремятся дополнить выстраиваемую теми картину мира человеческим, гуманитарным измерением; оценкой предпосылок познания.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...