Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современная западная философия: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм)



Главный вопрос религиозной философии - это вопрос об отношении Бога к созданной им мира и к человеку и отношение человека к Богу.

В основе онтологии лежит учение о Боге и доведении рациональности или иррациональности его бытия. Для гносеологии характерное раздвоение объектов на естественные и сверхъестественные. Задача философии - помочь человеку приблизиться к откровения для укрепления веры авторитетным течением является неотомизм (официальная философская доктрина Ватикана). Представители: Э. Жильсон, Ж.Маритен, Ранер, К.Войтило. Неотомизм базируется на учении Ф.Аквинского, центральным принципом которого является принцип гармонии веры и разума Неотомисты различают два источника познания - естественный разум (науку) и божественное откровение (веру). Ядром является метафизика. Общая метафизика делится на онтологию (учение о бытии вообще) и естественную теологию (философское учение о Боге), прикладная метафизика - это философское учение о мире и человеке. Бог, по основным положениям метафизики неотомизма, является тождеством сущности и существования. Своеобразным синтезом экзистенциальной и религиозной философии является персонализм, основная характерная черта которого - атеистическая тенденция, что признает личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Представители: П Боун, М Калкинс, Лакруа. Предметом философского исследования в персонализм является творческая субъективность человека Две тенденции в персонализм: американская и французская. Особенности американского персонализма:

1) в центре философских интересов лежит религиозно-этическая проблематика,

2) основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Французские персоналисты выделяют три основные черты личности:

1) экстериоризация - это самовоплощения человека во внешнем мире,

2) интериоризация - духовный мир индивида,

3) трансценденция - это постижение высших божественных ценностей - истины, красоты. Значительное место в современной религиозно-философской мысли занимает христианский эволюционизм Т Где Шардена. В его системе значительное место занимают элементы научного мировоззрения и идеи гуманизма, что стало причиной ослабления защитной социальной функции религии. Человек вместе с ее сознанием рассматривается Шарденом как часть более широкого процесса - эволюции космоса. Основанием для понимания эволюции Вселенной можно считать эволюцию человека. Целью феноменологического объяснения действительности является показ рычагов, с помощью которых человек "включена" в объективный процесс эволюции мира. Сознание человека является частью этого процесса, который она отражает и выражает.

При рассмотрении процессов развития в неживой природе Шарден использует понятие энергии. С одной стороны, она характеризуется в соответствии с данными науки как свойство, неотделима от материи, как "лицо" самой материи, а с другой, - противопоставляется как некая таинственная организующая сила. Государства, нации, цивилизации, за Шарденом, - это новые формы жизни, наделенные большими "биологическими возможностями", через них и благодаря им создается единый организм человечества. Таким образом, Шарден создает новую модель христианства - эволюционную, которой придает космического масштаба. До импонируют религиозно-идеалистические элементы концепции Шардена, акцент на ответственности человека за дальнейшую эволюцию мира.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 963 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...