Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия и современность



Взаимоотношения между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны.

В Европе культура взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности: религия представления входила в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Философия, как и зародившаяся в то же время новоевропейская наука, не сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией, между ними как бы были разделены сферы влияния, при сохранении, однако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от Бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что Бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому человек может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зависимости от Бога.

Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общ сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития соц-эконом структуры общества со стороны др форм общественного сознания и прежде всего со стороны самой философии не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений.

Значительная часть идеалистических течений философии стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеологические причины связаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20 в. Недаром многие физики 20 в. склонялись к идеализму, а папа римский неоднократно проповедовал, что достижения современной физики прямо показывают существование Бога. Современные теологи подвергают текст Библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на философских исканиях. Неподкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Идеалист философии 20 в. стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Показателен тот факт, что именно в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философского знания духовных абсолютов и норм.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...