Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 25



1.Философия свободы Н. Бердяева.

Философия свободы. Основная проблема философии - не проблема бытия, а проблема свободы. Содержание «свободы» менялось, не оставалось неизменным. Но не менялось противопоставление свободы как основы жизни единичной личности обществу, государству (враг и поработитель личности). Философия Н. Бердяева - своеобразное продолжение идеи всеединства. ("О назначении человека", "Судьба России", "Человек и машина")
1.) Проблема бытия. Бог - предел бытия, далее идти некуда, это конец, с которого начинается все.Бытие определяется теодицией (божественное управление миром с наличием зла)
2.) Тема бытия теснейшим образом связана с темой человека. Человек является абсолютным центром не только данной замкнутой системы, но и центром всего бытия. Стремясь возвысить человека, Бердяев обращает внимание на роль творчества человека:* Творчество связано с пониманием Бога; * Творчество связано с проблемами свободы человека. Это предполагает новизну мышления, выход из замкнутой системы причинных связей. Творчество и свобода в том смысле, что любовь к творчеству есть нелюбовь к "миру". В творчестве есть конец мира и человека, но начало другого мира. Это связано с воображением, выходом за границу действительности. * Творческий акт имеет в виду материальность мира, он не может обойтись без реальности. Творчество осуществляется не в пустоте, но в бездушном пространстве.
Таким образом, творческая деятельность человека как бы дополняет божественную жизнь, обнаруживает божественное в человеке.
3.) Исторический процесс - сфера иррационального, непостижимого, зачатого в недрах первичного хаоса. Это сфера борьбы Бога и человека, добра и зла. Преобладают негативные оценки истории, социальной действительности как сферы проявления "неудач духа". Наиболее позитивно оценивает период Средневековья. Выход из исторического кризиса - в возврате к вечной правде христианства.
4.) Осмысление души России. Россия - противоречивая, неразгаданная тайна.

2.Понятие системы. Принцип системности в медицине. СИСТЕМА: 1) Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. .2) Объективная часть мироздания, включающая схожие элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, их целостность и единство, наличие структуры и иерархичности. Базовые свойства систем: * стремится сохранить свою структуру; *имеет потребность в управлении;* зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем; *каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь. Система может включать большой перечень элементов поэтому ее разделяют на подсистемы (набор элементов, представляющих автономную область внутри систем): *Техническая (работоспособные изделия с инструкциями для пользователя); * Биологическая (флора, фауна планеты + относительно замкнутые подсистемы); *Социальная (человек в совокупности взаимосвязанных элементов –семья)

Эти системы могут быть: искусственными(по желанию человека) и естественными(создаются природой или обществом в целом); открытыми(широкий набор связи с окружающей средой и зависящие от нее) и закрытыми(характер-ся внутр связями); полностью(функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом) и частично предсказуемыми (стохастические – трудно предсказать входные воздействия внешней или внутренней среды и сложно предсказать результат); жесткими(большая устойчивость к внешним воздействиям) и мягкими(высокая чувтвительность). Системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными

Принцип системности в медицине: Системность выступает как диалектическая интеграция частей, каждая из которых придает специфическое своеобразие целому.
Функции системного подхода можно выразить следующим образом:
1) организм и личность- природно-социальная система, состоящая из ряда неких соподчиненных подсистем и их взаимосвязанных элементов;
2) целое (система) определяет природу частей (элементов человека);
3) части не могут быть познаны в отрыве от целого учета его своеобразия;
4) составные элементы системы изучают в неразрывной взаимосвязи друг с другом;
5) системный подход нацеливает на преодоление редукционизма (лат. reductio - возвращение, сведение).

Билет

1. Система и метод Гегеля. Натурфилософские вопросы медицины.

Является представителем эпохи просвещения. Гегель(1770-1831) родился в Штутгарте, получил высшее образование по специальности философия и теология. Из многочисленных произведений главными являются «Феноменология духа» и «Наука логики».Его философские взгляды включали след направления:
1.) Учение о мировой идеи, абсол. духе. Абсолют. дух - нечто идеальное, начало реальности. Реальность - определенная мысль, разум, выступающий в роли творца бытийного мира. Абсолютная идея существовала вечно, даже до природы. Деятельность абсолютной идеи выражается в мышлении (оно постоянно развивается, приобретает новые облики, формы бытия).
2.) Идеалистическая система, в основе которой - саморазвитие идеи, "мирового разума". Три этапа:
а) Логика(тезис), в которой идея развивается сама по себе. Продукт саморазвития-логические категории: бытия,отношения, причинности, качества, количества и законы диалектики. Они образуют структуру абсолютной идеи.
б)Развитие идеи в виде явлений природы(антитезис). Поэтому вслед за логикой - науки о природе (физика, механика, органика).
в)Процесс развития идеи проявляется в форме философии духа (синтез) выражается в более конкретных направлениях: субъективный дух (учение о человеке), объективный дух (учение о праве, экономике и т.д.), абсолютный дух(то есть абсолютная идея находит местов абсолютном духе).Абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме логики.
3.) Формирование идеалистической диалектики. Диалектика - движет душу истинного познания; принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
+ Гегель дал обобщенный анализ важнейших категорий и объяснил противоречивость парных категорий (причина-следствие, случайность-необходимость).
+ Сформировал 3 закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон противоречия, закон отрицания отрицания.
4.) Применил диалектический подход к изучению исторического процесса. История - саморазвитие мирового духа; высший этап объективно-идеалистической философии.
5.) Обобщение достижений биологии и медицины (используя диалектический подход):
+ Соотношение органика и неорганики. Жизнь в себе содержит зародыш смерти. Черты жизни как процесса: самоформирование, самосохранение, размножение.
+ Физиологические основы жизненных процессов. Противоположные явления: созидание, разложение и т.д.
+ Соотношение части и целого в оценки болезни. Локализация болезни, которая может переходить во всеобщую жизнь организма.
+ Использование диалектических методов в объяснении меры в медицине.

2. Глобальные проблемы современности и здоровье человека.
Глобальные проблемы - совокупность таких острейших жизненных противоречий нашего века, от решения которых зависит дальнейшее развитие человечества и которые сами могуть быть разрешены лишь благодаря это развитию. Глобальные проблемы:
1.) Угроза термоядерного пожара, международный терроризм, атомные технологии, разрушения АЭС.
2.) Надвигающаяся близость экологической катастрофы.
+ Антропогенное разрушение биосферы.
+ Усиление темпов производственной, технологической деятельности человека.
+ Интенсивное сельское хозяйство (истощение почвы).
3.) Стремительный рост демографических явлений, урбанизации, расширения коммуникации и информатизации (в итоге - эмоциональные нагрузки, стрессы, формализация межличностного общения, перенапряжение нервной системы).
4.) Состояние нашей "внутренней" природы - нашего организма. Расшатывание генофонда, генная инженерия, интенсивность мутагенеза, гомосексуализм, некрофилизм, зоофилизм (отсюда СПИД и т.д.)

Билет

1. Французский материализм 18 века (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри).
Эпоха Просвещения. Материалисты, наиболее влиятельными из которых были: Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций. Их труды отражены в "Энциклопедии наук, искусств и ремесел".
1.) Учение о материи. Ламетри наметал ряд идей: форма неотделима от материи, связана с движением. Согласно Гольбаху и Дидро, материя существует сама по себе, являясь причиной всего (она сам своя собственная причина). Материальные тела состоят из атомов. Материя (Гольах) - все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Различные виды материи - первооснова мира.
2.) Идеи о познании мира на основе опыта. Возвышая разум, просветлители, одновременно признавали высокую роль в познании органов чувств, методов наблюдения, опыта.
3.) Взгляды на человека тесно связаны с естествознанием и механицизмом. Попытки объяснить с точки зрения механицизма жизнедеятельности человека.
Взгляды Ламетри (врач филосов):
+ Эволюция (развитие от несложных существ к более совершенным).
+ Попытка вещественного истолкования "животных духов", текущим по нервам. Органы действуют посредством нервов и некой материи.
+ Человек - искусно устроенных механизм ("Человек-машина"). Изучение человека с учетом механики тела поможет раскрыть механизмы чувственных восприятий и мышления человека. Человек - "чувствующая машина".
+ Ламетри критиковал идеалистические концепции в медицине (против витализма, духовной силы и т.д.)
4.) Возвышение роли разума, науки, образования сочеталось с резкой критикой религии. Необходимость отказа от идеи Бога (Гольбах, Дидро).
Таким образом, в мировоззрении французских материалистов важное место занимало доказательство независимости науки и религии и возможности формирования общества атеистов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...