Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экономическая жизнь общества



К. Маркс и Ф. Энгельс, как вы уже знаете, рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует свой способ производства, определенная система экономических отношений — базис общества, а также особый комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания, образующих надстройку общества. Базис определяет надстройку, но последняя не только отражает базис, но и в дальнейшем создает условия для его развития (закрепляя идеологические ценности, общественные нормы).Теория формаций, создает фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе; принижает роль человеческой деятельности и сознания. Не вписываются в рамки формационного подхода и многие современные явления. Представления о достижимости в обозримом будущем коммунистической фазы развития сегодня большинство исследователей не относят к научно обоснованному прогнозу, рассматривают эти ожидания как утопические.

39) духовная жизнь общества. Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.

Духовная жизнь общества и человека – сложный феномен. Не случайно русский философ Франк С. Л. считал, что чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность (Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 81). Духовная жизнь общества и человека появилась сразу вместе с появлением человека на Земле. В своем воображении мы можем представить абстрактный образ первого человека. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных, эстетических чувств.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.
К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

40)

философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т.д.философия политики изучает прежде всего такие категории, как политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенство. А.С.Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология
Философия политики интересна еще и тем, что до настоящего времени она продолжает опираться на великие достижения философов античности, одновременно развивая их. Назовем некоторые из этих немеркнущих положений:
• политика - это общественное явление, составляющее сущность, ведущее начало совместной жизни людей, организованной государством (Аристотель);
• человек - это политическое животное, его общественная и политическая природа нераздельны (Аристотель);
• полноправным участником политической жизни может быть только человек, который свободен от запретов, предрассудков, зависимостей (Платон);
• политика - это специфическая деятельность, искусство, творчество, зрелище (Платон).

В истории философии выделяются следующие основные концепции исторического развития:
1.Концепция Августина Аврелия (IV век н.э.): в труде «Ограде Божьем» Августин пишет, что начало исторического процесса – грехопадение первых людей – Адама и Евы. А история – это целенаправленный процесс спасения человечества, обретения им утраченного единства с Богом, обретения «Царства Божьего».
2.Светская гегелевская концепция истории – основана на понятии Абсолютного духа, скрытно работающего в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений. Постижение Абсолютного Духа – является высшим этапом исторического развития.
3.Материалистическая концепция, описанная в учениях К.Маркса и Ф. Энгельса – история понимается материалистически. Решающими признаются экономические факторы развития – то есть материальное производство производственно-экономическое общественные отношения.
4.Антропологическая концепция – отличается своей антисциентистской, отрицающей механицизм, направленностью. Связывает социальное развитие с «чисто человеческими факторами» - свободы, выбора, ответственности, цели и пр.
5.Концепция «творческой эволюции» - обращается к «жизненному порыву», творческой силе, лежащей в основании развития и представляющей собой его внутреннюю силу, самопроизвольную активность (А. Бергсон – один из разработчиков подобной концепции)
6.Синергетическая модель развития включает в себя следующие основные идеи: а) сложным система нельзя навязывать пути их развития; б) в качестве конструктивного механизма формирования пути развития выступает и хаос в) для сложных систем в точке бифуркации (разветвления) существует несколько альтернативных путей развития, а также возможность выбора наиболее оптимальных из них г) в состоянии неустойчивости среды – действия каждого микрокомпонента могут влиять на макропроцессы д) будущее состояние системы организует ее наличное состояние





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 551 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...