Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура программы на языке Паскаль.(ПРОЧИТАТЬ)



Программа на языке Pascal состоит из строк. Набор текста программы осуществляется с помощью встроенного редактора текстов системы программирования Turbo Pascal или любого другого редактора. В первом случае программа может после выхода из редактора (при нажатии клавиши F10) в главное меню компилироваться и выполняться; во втором случае программу следует записать в файл и затем вызвать для компиляции и выполнения в интегрированной среде программирования Turbo Pascal.

Набирая текст программы, программист может произвольно располагать строки на экране. Строка может начинаться с любой колонки, т. е. величина отступа от левой границы экрана для каждой строки устанавливается самим программистом с целью получить наиболее удобный для чтения текст программы. Количество операторов в строке произвольно, но если в строке записывается один оператор, то такая программа легче читается.

Существуют различные схемы написания программ на языке Pascal, все они отличаются количеством отступов слева в каждой строке и различным использованием прописных букв.

Можно рассмотреть следующую схему:

– зарезервированные слова program, procedure, function пишутся строчными буквами;

– имена констант, переменных, процедур, функций начинаются с прописных букв;

– операторы записываются только строчными буквами;

– логически подчиненные структуры записываются на одну строку ниже и на одну или две позиции правее по отношению к более старшим.

Такая схема записи создает условия для лучшего понимания программы и значительно более быстрого обнаружения в ее тексте ошибок. Следует учитывать, что максимальный размер программы на Pascal ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы и библиотечные модули, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если программа требует большего количества памяти, следует использовать библиотечные модули (.TPU-файлы) или оверлейные структуры.

Оверлеи – части исполняемой программы, которые используют одну и ту же область оперативной памяти. В каждый момент времени в памяти может находиться только один оверлей, в зависимости от выполняемой функции. В процессе выполнения программы эти части могут замещать друг друга в памяти.

Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и блока.

Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Блок, который не входит ни в какой другой блок, называется глобальным. Если глобальный блок содержит другие блоки, то они называются локальными. Глобальный блок — это основная программа, он должен присутствовать в любом случае. Локальные блоки — это процедуры и функции, их присутствие необязательно. Объекты программы (типы, переменные, константы и т. д.) тоже называются глобальными и локальными. Областью действия объектов является блок, в котором они описаны, и все вложенные в него блоки.

Блочная структура обеспечивает структуризацию программ на уровне исходных текстов. В идеальном случае программа на языке Pascal состоит из процедур и функций, которые вызываются для выполнения из раздела операторов основной программы.

Исходя из этого можно записать структуру программы следующим образом:

Program...; { Заголовок программы }

Uses...; { Подключение модулей }

Label...; { Раздел объявления меток }

Const...; { Раздел объявления констант }

Type...; { Раздел объявления новых типов }

Var...; { Раздел объявления переменных }

Procedure...; { Описание своих процедур }

Function...; { Описание своих функций }

Begin { начало основной программы }

...;

{ Операторы }

...;

End.

Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой запятой. Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за котором следует точка с запятой. Порядок объявлений и описаний не регламентируется.

ПРИМЕР: Простейшая программа.

program prim_1; { демонстрация структуры программы}

{эта программа не требует никаких объявлений и описаний}

Begin

write ('Привет! Вот мы и начали.') (* эта строка текста появится на экране *)

end.

6)Типы данных: назначение, описание

I. Простые типы: порядковые, вещественные, дата-время.

Порядковый тип в свою очередь делится на:

1. целые типы;

2. логический тип или булевский тип;

3. символьный тип;

4. перечисляемые типы;

5. ограниченные типы или тип-диапазон.

На основе стандартных скалярных типов имеется возможность образовывать пользовательские скалярные типы. Есть два способа порождения новых скалярных типов - ограниченные и перечислимые типы.

Любой скалярный тип характеризуется множеством его различных значений, среди которых установлен линейный порядок. Все скалярные типы, кроме вещественных, называются дискретными.

1. Целые типы

Эта группа типов обозначает множество целых чисел в различных диапазонах. Имеется пять целых типов, различающихся допустимым диапазоном значений и размером занимаемой памяти. Целые типы обозначаются идентификаторами Integer, Byte, ShortInt, Word, LongInt; их характеристики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Тип Диапазон значений Размер памяти
ShortInt -128..127 1 байт
Integer -32768..32767 2 байта
LongInt -2147483648..2147483647 4 байта
Byte 0..255 1 байт
Word 0..65535 2 байта


Значения целых типов могут изображаться в программе двумя способами: в десятичном виде и в шестнадцатеричном коде. В последнем случае в начале такого кода ставится символ ‘$’.

Примеры:

-1

$F1 (десятичное представление 241)

0$B80

2. Булевский (логический) тип

К логическим относятся типы Boolean, ByteBool, Bool, wordBool и LongBool. В стандартном Паскале определен только тип Boolean, остальные логические типы введены в Object Pascal для совместимости с Windows: типы Boolean и ByteBool занимают по одному байту каждый, Bool и WordBool - по 2 байта, LongBool - 4 байта.

Имеется два значения булевского типа, представляющие логические истинностные значения (истина/ложь). Эти значения обозначаются посредством стандартных идентификаторов:

true (истина)

false (ложь).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...