Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наука Философии Гегеля



Необходимость философии состоит в том, что она есть снятие всеобщего опыта, т.е. истина (вывод) принципа эпохи в тотальности всех его проявлений: в объективном духе, искусстве, религии и истории философии. В свою очередь, логическая философия завершает саму историю «любви к мудрости», когда философия в заключении постигает собственное понятие. И пришло время, когда свое философское (разумное) завершение должен получить также и принцип субъективного духа. Всемирная история необходимо переходит к эпохе свободы как сущности духа, но эта философская задача нашего времени может быть решена только методом самой философии.
Три последних параграфа завершают круг определений «Энциклопедии философских наук» «полностью положенным понятием» философии - ее абсолютным умозаключением, которое есть система трех умозаключений, или «круг кругов» спекулятивного метода. Логическое явило себя в стихии мышления как деятельная истина - спекулятивный метод, который «обосновывает дальнейшее развитие» своих логических моментов. «Все разумное, -пишет Гегель, - оказывается трояким умозаключением [...]. Так именно обстоит дело с тремя членами философской науки, т.е. с логической идеей, природой и духом [...]. Таковы члены абсолютного умозаключения».
Первая его посылка, или первое явление истины в форме науки, образует в себе собственное умозаключение (§ 575), которое содержит «совершенную объективность» (всеобщность и необходимость) понятия философии и переход его в «субъективную деятельность идеи». Вторая посылка метода, или второе явление истины, которое также образует в себе свое умозаключение (§ 576), есть «процесс субъективной деятельности идеи», посредством которой сущее для себя понятие науки возвращает себя к тождеству с понятием сущим в себе. И в своем заключении эта абсолютная рефлексия снимает себя в истине обоих моментов понятия науки -идее философии (§ 577).
В § 573-575 «Энциклопедии философских наук» Гегель сам выносит вердикт своему философскому учению как только первому, или предметному, явлению истины в форме понятия науки. Это явление «оказывается уже совершённым», когда понятие философии перестает быть предметом только внешней рефлексии или понятием только для нас как иного субъ екта. Принцип истины (в себе бытия) требует своего завершения в принципе самосознания (для себя бытия), для которого недостаточно одной только теоретической формы учения. Истина должна получить определение субъективной свободы, чтобы стать деятельной истиной, собственным результатом самоопосредствования.
Вторая посылка спекулятивного метода есть духовное, или отрицательное, явление истины. Она образует в себе умозаключение духовной рефлексии (§ 576), или «абсолютного самосознания», «для которого понятие дано не только как предмет, но и как его собственное, субъективное действование, как орудие и средство познающей деятельности». Именно о нем Гегель пишет: «Наше время есть время рождения и перехода к новому периоду» - эпохе свободы как сущности духа. Философия выступила как наука свободы. Это «установка самого духа, который есть посредствующее процесса, предполагает природу и смыкает ее с логическим».
Отныне понятие науки само есть субъект для себя, т.е. снятый предмет в его предположенной непосредственности, или «абстрактной объективности». История философии как «история открытия мыслей об абсолютном» завершилась в своем начале - знающем себя понятии - методе генезиса всего философского содержания. В форме этого своего духовного явления начало философии положено как результат, в котором первое явление истины сняло себя. «Стало быть, - заключает Гегель в "Науке логики", - то, что отныне имеется налицо, - это опосредствованное [...], ибо так как первое в нем исчезло, то имеется лишь второе». Вторая посылка метода имеет определение знающей себя самости «деятельного понятия»: деятельное возвращение истины к самой себе как свободе. Это есть «путь, которым свобода порождает себя». «Как снимающее себя противоречие, -пишет Гегель, - эта отрицательность есть восстановление первой непосредственности, простой всеобщности».
Будучи в первом явлении предметом только для иного, истина в своем втором, или духовном явлении, впервые обретает достоверность самой себя в духе Гегеля. Однако такая единичная достоверность истины не соответствует всеобщей логической определенности субъекта абсолютного метода. Согласно понятию метода, его субъектом выступает не одно лишь теоретическое знание, но такая «всеобщая абсолютная деятельность» и «совершенно бесконечная сила», которой, как утверждает Гегель, «никакой объект [...] не может оказать сопротивления». Эта деятельность имеет определение воли, когда философский дух, вступая на «путь, которым свобода порождает себя», испытывает побуждение снять свою природную, лишь унаследованную, не им положенную непосредственность.
Само умозаключение рефлексии, в форме которого выступил второй момент метода, требует, по словам Гегеля, «снятия предположенной непосредственности» среднего термина - «снятия именно момента единично сти», т.е. непосредственной отрицательности второй посылки метода. Единичность философского духа есть еще не преодоленный в самом духе чувственный момент искусства - его прекрасная индивидуальность. Другим «родимым пятном» философского духа, унаследованным им уже от сферы нравственности и религии, является способ внешней социализации индивидуумов, при котором «мирское и религиозное остаются внешними друг другу». В понятии философии форма прекрасной индивидуальности уже снята. Также снята в понятии философии и форма всеобщего самосознания религиозного культа. Однако это отрицание еще не стало результатом собственного деяния наличного для себя духа науки.
Согласно спекулятивному методу, духовное (второе) явление логического как раз и призвано быть той «всеобщей абсолютной деятельностью», или абсолютной отрицательностью, которая должна завершить снятие природной непосредственности духа. Однако эта задача духовной рефлексии решается уже не в форме перехода от одного единичного субъекта (прекрасной индивидуальности) к другому - такому же единичному моменту искусства, как это было в истории философии от Парменида до Гегеля. Потому что само это множество представителей философского духа есть лишь одна и та же единичная субъективность в ее эмпирической всеобщности, которую, согласно движению метода, и предстоит теперь снять практически, а не только в понятии науки.
Начатое в религиозной общине освобождение духовной самости в форме всеобщего самосознания требует своего научного (положительно-разумного) завершения. В понятии метода эта ступень духовного явления уже превзойдена: опосредствующая миссия духа, «чья цель - свобода», имеет в понятии метода определение «всеобщей единичности». «Единичность же понятия, - поясняет Гегель, - есть безусловно действующее и действует при этом уже не подобно причине, которая по видимости производит некое другое; единичность понятия производит самое себя».
Призвание новейшей философии и состоит, согласно ее методу, в дальнейшем развитии этого духовного, или отрицательного, деятельного, явления истины. Всё дело теперь заключается в адекватной реализации понятия спекулятивного метода. Это, повторим еще раз, есть задача снятия прекрасной индивидуальности, т.е. единичности философского духа, которая принадлежит еще ступени искусства. Это означает, что субъектом и теоретического образа мыслей, и нравственных дел философа должна быть не его исключительная единичность, а властвующая над индивидом всеобщая самость спекулятивного метода. Образование должно быть преобразовано из института социализации в интересах семьи, церкви, государства в метод саморазвития абсолютного духа для себя самого. Образование должно стать методическим развитием самосознания абсолютного духа как единственного субъекта всемирной истории.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 470 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...