Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Асвета і грамадска-асветніцкі рух на Беларусі перыяду XVIII в.- пач.XX ст



Монополия на образование, просвещение принадлежала церкви. В 17-18 в. в. в ВКЛ особую активность проявлял богатый и влиятельный орден иезуитов, располагавший, как уже отмечалось, широкой сетью учебных заведений. Обучение в них велось преимущественно на латинском языке, было проникнуто богословием и направлено на то, чтобы сделать учеников фанатично преданными иезуитами. Помимо школ католических орденов существовали и школы униатской церкви под патронатом ордена базилиан. Их важнейшим отличием явилось обучение на родном языке. Изучались в этих школах преимущественно теология, схоластика, риторика. Шляхта отказывала в образовании основному носителю белорусской культурной традиции - трудовому народу. С середины 18 в. образование в ВКЛ стало приобретать более светский характер. Проводившаяся в это время под руководством С. Канарского реформа школ поколебала монополию иезуитов в просвещении и образовании. В учебных заведениях стали преподаваться современные языки, больше внимания уделялось общественно-политическим и естественно - научным дисциплинам. (П.Г.Чигринов «История Белоруссии»2002 доп. Стр. 169)

Широко изучались труды польских, русских, западноевропейских ученых - просветителей, в том числе С.Сташица,Я.Козельского,И.Стрыйновского,Г.Колонтая,А.Радищева,Ж.-Ж.Руссо,Ф.Вольтера,Р.Декарта,Д.Локка и др.Популярностью пользовались труды историков Ф. Папроцкого, С. Канарского, М. Догеля, А. Нерушевича, философа С. Маймона. Важным явлением культуры стали библиотеки: несвижская - князей Радзивиллов, библиотека Сапег, Хрептовича в Щорсах. В 1776 г. А. Тизенгаузом в Гродно начала издаваться на польском языке «Газета Гродненская» -первая газета на территории сегодняшней Белорусии. Она выходила в течение 7 лет. В ней освещались международные новости, которые перепечатывались из немецкой периодики, публиковались правительственные объявления, придворная хроника, извещения сейма и другие материалы. Увеличилось число типографий: с 2 в первой половине до 11 во второй половине 18 века. В 1773-1775 гг. была сформирована «Адукационная (образовательная)комиссия»-практически первое в Европе министерство народного образования. Она попыталась провести общую реформу школы в Речи Посполитой. Создавались средние школы, окончание которых давало право на поступление в высшее учебное заведение. Низшей ступенью новой системы образования стали приходские училища. В них рекомендовалось изучать предметы, которые давали бы учащимся практические знания и навыки. Усилиями комиссии на белорусской земле в короткий срок было открыто 20 новых школ. Комиссия отменила преподавание религии в рамках школьных программ. Значительную роль в развитии науки и культуры играл Виленский университет, основанный первоначально как коллегия. В последней четверти 18 в. идеи просвещения пропагандировали уроженцы княжества М. Карпович, И. Быковский, И. Стрыйновский и другие преподаватели и ученые. (стр. 170)

Они критиковали крепостное право, обосновывали необходимость освобождения крестьян. В распространение естественно- научных знаний значительный вклад внесла Гродненская медицинская школа, созданная Тизенгаузом. При школе работали природоведческий кабинет, аптека, анатомический театр, ботанический сад. В 1781 году был издан фундаментальный труд «Литовская флора».

Вытеснение в 1696 г. из официального употребления белорусского языка отрицательно, катастрофически, отразилось на развитии духовной культуры Белоруссии. Национальных, глубинных корней была лишена литература, которая в это время переживала переход от средневековых традиций к литературе нового времени, освобожденной от прежних взглядов на человека и действительность. Значительное распространение получали такие жанры как: исторические обзоры, синопсисы, дневники и мемуары. Новым жанром в белорусской литературе явилась политическая сатира. (стр.171)

Вопреки всем препятствиям, белорусское литературное творчество в конце 17-18 вв. продолжало развиваться. Это проявилось в народных сказках, преданиях, обрядовых песнях. Появились новые эпические жанры - исторические песни и предания о событиях, более близких и живых в памяти народа. Основным содержанием героико-исторического эпоса стала борьба с феодальным угнетением, против крепостной неволи и национально-религиозного притеснения. В многочисленных присказках, пословицах, загадках нашли свое отражение жизненный опыт народа, его социальный протест и нравственные идеалы. Возникало множество антипанских сказок реалистичного характера.(стр.172)

Появились такие светские политические произведения белорусских авторов как: «Указ горячий», «Проект», «Как расплакался что пруськай король», «Песнь русская». Развивалась поэзия конкретного политического содержания. В 1794 г. в разгар восстания под руководством Костюшко, появилась «Песнь белорусских солдат», содержавшая призыв к борьбе с царизмом. В 1787 г. появилась первая многоактная белорусская «Комедия» Каэфтана Марашевского. Полонез Михала Клеофаса Огинского «Прощание с Родиной» пользуется популярностью во всем мире и сейчас.(стр.173)

Духовная и светская поэзия, школьная драма, полиграфическое искусство и даже батлейка первой половины 18 в. развивались в русле барокко. Особенностью развития белорусской культуры в 18 в.было сочетание старых и новых тенденций и течений в архитектуре, литературе, естествознании, философии и других направлений общественной мысли. В ней в той или иной степени нашли отражение основные идеи эпохи просвещения. Она развивалась на основе идеалов светского образования, науки, разума. В общественном мнении эталоном для подражания стал просвещенный человек, рационалист, реформатор, следующий новым веяниям в культуре, критически относящийся к религии. (стр.174)

Удивительными были достижения так называемых крепостных театров в Беларуси. В течение 50 лет существовал театр в Несвиже, созданный князем Радзивиллом в 1740 г. Во второй половине века Г. Радзивилл содержал театр в Слуцке, М.Огинский -в Слониме, А. Тизенгауз -в Гродно, Р. Чернышев -в Могилеве и Чечерске, С. Зорич -в Шклове. В Шклове существовали балетные и музыкальные школы.(175 стр.)

В начале 20-х гг. 19 в. активизировалось общественно-политическое движение, приобретая все более резкую антигосударственную направленность. Возникали тайные организации, в основе теоритической и практической деятельности которых лежали идеи польского национально-освободительного движения и российских декабристов. В 1817 г. в Виленском университете по инициативе студентов Адама Мицкевича, Томаша Зана, Яна Чачота и других было создано «Товарищество филоматов». Особое внимание члены товарищества уделяли идее морального усовершенствования человека, видя в этом основу его гражданственности. Будущее Беларуси филоматы видели в ликвидации крепостничества, введении конституционной формы правления, развитии среднего класса, состоявшего из шляхты. Они проповедовали равенство и свободу всех людей. В 1832 г. был закрыт Виленский университет. В 1836 г.возникло наиболее радикальное в Виленской медико-хирургической академии «Демократическое общество» под руководством Ф.Савича..Оно пропагандировало идеи интернационализма, установление строя, способного обеспечить равенство граждан.(189 стр.)

К лету 1862 г. К.Калиновский, В. Врублевский и Ф. Рожанский создали подпольную типографию и начали издавать первую в стране революционно-демократическую газету «Мужицкая правда». Кредо К.Калиновского- «не народ для правительства, а правительство для народа»(193 стр.)

Развитие белорусской национальной культуры осуществлялось в сложных условиях, между двумя центрами влияния - польской и русской культур.(208 стр.) В конце 18-первой половине 19 в. зародилась научная белорусистика, возникшая как часть общей славистики. В 1822 г. вышла в свет первая научная работа по результатам исследования белорусского языка К. Калойдовича «Про белорусский говор».(210 стр.)

В 40-х гг. начали открываться школы для государственных крестьян. Появились женские школы. В 1846 г. действовало 29 пансионов и кол для «бедных девушек».В Витебске была открыта учительская семинария для подготовки учителей. В 1840 г. начала работать Горы- Горецкая земледельческая школа, на базе которой был создан земледельческий институт. Накануне школьной реформы 1860-х гг.насчитывалось 576 учебных заведений всех типов. Но закрытие Виленского университета нанесло большой ущерб развитию просвещения и образования в Белорусии.(213 стр.)

Выдающимися памятниками литературы пер. половины 19 в. являются анонимные шуточные поэмы «Энеида навыворот» и «Тарас на Парнасе».Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли писатели такие как: Я.Борщевский, Я. Чечет, А. Рыпинский, В.Дунин-Марцинкевич, В.Сыракомля. В 1830-х гг.в Беларуси стали создаваться публичные библиотеки.(215 стр.)

Во второй половине 19 в. помимо закрытия Горецкого института, перестали работать Молодеченская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. От работы отстранялись преподаватели – католики. В стенах школы запрещались польский и белорусский языки. На содержание школ государством отпускались мизерные средства. В 1881 г. насчитывалось до 2185 учебных заведений. В 1897 г. грамотными были только 25,7% всех жителей Белоруссии.(232 стр.) Творчество Ф.Богушевича, Я. Лучины, И. Неслуховского, А. Гуриновича заложило демократические традиции развития белорусской литературы. Важными проблемами для них стали право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. В 1902 г. в Петербурге братьями Луцкевичами был создан «кружок белорусского народного просвещения».(238)

Конец XIX века — расцвет творчества Франтишка Богушевича — первого народного и национального белорусского писателя. В начале XX в. в Беларуси происходили заметные изменения. С 1900 по 1914 гг. количество начальных и общеобразовательных школ увеличилось с 6297 до 7682. Увеличилось и количество учащихся в них - с 248 тыс. до 490 тыс. Расширилась сеть средних специальных учебных заведений. Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии были открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 сельскохозяйственных средних школ. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская медицинские школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России. Несмотря на рост числа учебных заведений, в 1911 г. в школах обучалось только 18,4% детей школьного возраста. В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан «Белорусский учительский союз». Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на белорусском языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка). В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров. Либеральная и демократическая интеллигенция создавала разные культурно-просветительные и научные товарищества. Всего на территории Беларуси в 1900-1914гг. действовало 54 товарищества. Наиболее известными были «Минское товарищество любителей искусств», «Товарищество минских врачей». Возникали товарищества, ставившие целью изучение истории, языка, культуры и этнографии Беларуси. В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Е. Романов, М. Федоровский, Н. Никифоровский, М. Довнар -Запольский, В. Ластовский и др. Основатель белорусской философии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов. Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» К. Каганца и др. Значительным событием в культурной жизни Беларуси в начале XX в. была печать. До 1905 г. в пяти западных губерниях издавалось 15 правительственных газет. Революция 1905-1907 гг. оказала влияние на расширение гласности. В 1913 г. издавалось уже 109 газет и журналов. На белорусском языке - 3. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газете «Наша нива» принадлежит выдающаяся роль в развитии белорусской культуры. На ее страницах публиковались труды всех славных писателей -классиков. Начиная с 1910 г., редакция «Нашей нивы» стала издавать «Белорусский календарь», журналы «Соха», «Крапива», «Лучынка». Возникли белорусские издательства «Заглянет солнце в наше оконце», «Наша нива», «Наша хата». Издавались книги на белорусском языке. За десять лет было издано 80 книг тиражом почти 230 тыс. экземпляров. В начале XX в. в Беларуси оживилась театральная жизнь. Зритель мог познакомиться с театральным искусством братских славянских народов. Русские, украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске и других городах. Любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «белорусские вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Созданный в Вильно Белорусский музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы.Получила значительное развитие и белорусская музыкальная культура. Создавались хоровые кружки, оркестры, товарищества любителей музыки. Большую работу по собиранию и пропаганде белорусской песни провел минский хор под управлением В. Теревокого. Известны своим творчеством композиторы Л. Роговский, М. Чуркин, А. Гриневич и др. В начале века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: В. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер, Л. Альперович, К. Каганец, О. Краснопольский и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политический смысл, реалистично отображая действительность.

Таким образом, культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения белорусских деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов. (пособие «История Беларуси» 20-21 в.в.,разработано доктором исторических наук Зелинским и В.Н.Пинчуком)





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 777 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...