Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ранний протестантизм (лютеранство, кальвинизм, англиканство)



Перечисленные Вами деноминации это основные составляющие конфессии протестанства.
Основатель Лютеранства- Мартин Лютер, католический священник жил в Германии в XVI веке..
Видя много отступлений католицизма он в кратце заключил свой протест в 96 тезисах.
Лютер оставил монашество женился на беглой монашке, и основал Лютеранскую церковь в родной ему Германии.
Кратко сущность основанного им Лютеранства - в его учении о оправдание верой, а не путем исповедей, индульгенций и поклонения святыням.
Лютеране считают, что после грехопадения Адама все люди рождаются грешными, то есть в состоянии прирожденной неспособности не нарушать Божью волю. Посему, неизбежно все они навлекают на себя Божье осуждение, перед которым никто из людей не в состоянии оправдаться своими собственными силами или поступками. И поэтому Оправдание может быть только благодатью Бога через одну только веру человека.
Во времена Реформации, принципы этого «евангелического» вероучения были кратко изложены в пяти латинских выражениях с «sola» — что значит «одна», «только», «единственно»:
• Sola Gratia — «Только милость»: Люди могут быть приняты в жизнь вечную с Богом исключительно по Божьей милости, выраженной в спасительной миссии Христа. Люди отнюдь не могут заслужить этот бесконечный дар Божьей благодати никакими своими делами или поступками.
• Sola Fide — «Только вера»: Человек получает благодеяние Христового искупления грехов перед Богом только через веру в то, что он принят в такую Божью милость, то есть через веру в Евангелие Христово. Эта вера является не нашей заслугой, а действием Святого Духа и даром Божьим — причём человек имеет свободную волю и способность отвергнуть этот дар.
• Sola Scriptura — «Только Св. Писание»: Согласно лютеранскому вероучению, Священное Писание, данное нам и сохраненное Церковью, является «единственным судьёй, нормой и правилом, согласно которому, как на пробном камне, надлежит испытывать и оценивать все догмы» («Формула Согласия», 1-7). Поскольку Св. Писание было написано по вдохновению Св. Духа, то его текст, первоначально записанный через избранных Богом святых людей, является точным и безошибочным выражением божественной воли.
Кальвини́зм — направление протестантизма,сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином.Возникло это направление в 1536 в Женеве. Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в 16 веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется.
Центральная доктрина кальвинизма, — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия, евангелического протестантизма и пр.):
Кальвинизм отличается учением о полном предопределении Божием одних к спасению других к гибели., поэтому считают что дела веры не нужны для спасения, по ним всего лишь определяется истинна товя вера или нет. По мнению кальвинистов Спасённый человек имеет другую природу. Как гусеница изменилась и превратилась в бабочку, и уже больше физически не может быть гусеницей, также и истинно спасенный Христом грешник в принципе имеет другую природу — он ненавидит грех (то есть нарушение Закона Моисеева), хочет творить добро, и не хочет возвращаться ко злу.
От этого учения происходят утверждением о не нужности богослужений, исповеди таинств в жизни верующего, поскольку все предопределено. Кальвинизм не признает ни какого авторитета кроме Библии.
Англиканство
Главный доктринальный документ англиканства — Тридцать Девять Статей (The Thirty-Nine Articles of Religion), принятый в на Соборе 1563 на «Статьи» были приняты в качестве закона парламентом в 1571. В догматике сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и римского католицизма о спасающей силе Церкви. Англикане считают верховным главой своей церкви не епископа собор, а правящего монарха страны

54. Поздний протестантизм (баптизм, пятидесятничество, адвентизм, «Свидетели Иеговы» и прочие

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной миссионерской деятельностью.

Баптисты. В начале XVII в. в Амстердаме среди английских эмигрантов - конгрегационалистов возникла и первая баптистская община. Первым английским баптистом считается Джон Смит (1554 - 1612), возглавлявший конгрегацию в Гейнсборо. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости. Они подчеркивали идею равенства и предоставляли право проповеди всем членам общины. Эта группа практиковала крещение обливанием. Общие и частные баптисты. В вероучении баптизма было придано особое значение личной вере и обращению. В отличие от «общих баптистов», испытавших влияние Арминия, признававших участие воли человека в спасении и придерживавшихся доктрины о спасении всех уверовавших во Христа, появились «частные баптисты», строго следующие кальвинистскому учению о предопределении. Отвергают крещение младенцев. Признают Библию. Всеобщее священство. Самостоятельность общины. Творческие богослужения. Уже в 1639 г. в Америку попал баптизм. Он развился там в результате деятельности Роджера Вильямса (Уильямса, 1604 - 1684), который основал колонию в Род-Айленде, превратившуюся в небольшое христианское государство.

Адвентисты. В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отпочковалось религиозное течение адвентистов (лат. «adventus» - «пришествие»). Его возникновение связано с усилением эсхатологических настроений среди американских фермеров. Этому способствовали неурожаи вследствие стихийных бедствий, охвативших ряд штатов. В такой обстановке впечатляющим оказалось выступление проповедника баптистской общины города Хэмптон, обнищавшего фермера Уильяма Миллера (1782 - 1849), который летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 г. В 1843 г. он выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г., изложенные в обзоре докладов». Хотя пророчество не сбылось, множество сторонников Миллера осталось под его влиянием и основало объединение адвентистов, или христиан, ожидающих второе пришествие Иисуса Христа. Доктрина Второго Пришествия Христа во славе и святости седьмого дня — субботы как освящённого при сотворении мира. Признают Библию и писания Елены Уайт (19 в.) первой стала распространять новое учение. Появились в 19 в. Последователи баптиста У.Миллера. Они также признают крещение только взрослых по вере. Отличается оно эсхатологией, утверждением уже начавшегося второго пришествия Христа и решением вопроса о посмертной судьбе человека. Пацифисты, вегетарианцы, доноры. Взрослое крещение. Адвентисты седьмого дня считают себя «Церковью - остатком», то есть остатком призванного «народа Божия». Одним из признаков этого они полагают дарованную Эллен Уайт способность пророчества.

Методисты. В 18 в. отделилась от англиканства. Основатель - Джон Уэсли. 25 утверждений (укороченная версия 39 статей англиканского символа веры). Критика учения Кальвина о предопределении. Всеобщее священство, но при этом иерархия.

Квакеры. Появились в среде радикальных пуритан в годы Английской революции в 17 в. Джордж Фокс. Либеральные квакеры обращают свои взоры как к христианству, так и за его пределы. Богоизбранность Англии. Учение о внутреннем Свете.

Пятидесятники. Истоки движения пятидесятников восходят еще к первой волне религиозного возрождения времен Джонатана Эдвардса и Джорджа Уайтфилда, то есть к середине XVIII в. Кон. 19 – нач. 20 вв. В оснону своего учения новая деноминация приняла изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» (2: 1 - 18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Крещение Святым Духом = переживания равны апостольским в 50й день после воскресения Христа. Пятидесятники близки по своему вероучению и порядку богослужения к баптистам, но подчеркивают «крещение Святым Духом».Говорение на иных языках. Джон Уэсли, Чарльз Финней, Чарльз Фокс Пархэм.

Свидетели Иеговы. В конце ХIХ в. в США появилась еще одна деноминация - Свидетели Иеговы, которую, как и мормонов, можно причислить к маргинальному христианству, так как она содержит учение, существенно от них отличающееся. Основателем и первым теоретиком этой организации был Чарлз Тейз Рассел (Шарль Руссель, 1852 - 1916), адвентистский проповедник. Провозглашенное им, а затем его преемником Джозефом Рутерфордом (1869 - 1942) учение своим отрицанием Троицы и претензией на исключительность противостоит догматике большинства направлений христианства. Учение «свидетелей» концентрируется вокруг веры в единого Бога Иегову. Его высшим творением и духовным сыном признается Христос, который невидимо сошел на землю. Миссией «свидетелей Иеговы» стала с тех пор подготовка почвы для царства Христа на земле. Свидетели Иеговы с начала своего возникновения отличались необычайной ревностью в реализации своей программы. Они создали сплоченную организацию, построенную на строгом уставе, которая стала опорой для их активной миссионерской деятельности во всем мире.

Коран, история его возникновения, структура и содержание.

Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман. Текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила (библейского архангела Гавриила, служившего в качестве посредника между Богом и людьми). Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков - Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, поэтому только последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину. Эта легенда о Коране близка к истине. По мнению И. Ю. Крачковского в тексте Корана можно ощутить определенное единство главного содержания, основной идеи, восходящей к проповедям Мухаммеда. Среди глав (сур) Корана две основные группы -мекканскую, восходящую к проповедям начинавшего свой пророческий путь Мухаммеда до хиджры, и мединскую, базирующуюся на изречениях уже широко признанного основателя ислама. Разницу в стиле и строе глав Корана специалисты объясняют определенной эволюцией самого Мухаммеда. Пока пророк был жив, надобности в Коране как сумме божественных заповедей не было - на все вопросы давал ответы сам Мухаммед. После его смерти исламу потребовался четко фиксированный писаный закон. Абу-Бекр и Омар поручили бывшему секретарю пророка Зейду ибн-Сабиту собрать все записи и сделать первоначальную их сводку. Зейд быстро справился поручением, представив халифу Омару первый вариант Корана. Потом появились еще 4 версии Корана. Зейд свел все версии к единой редакции. Сводный текст Зейда был официально канонизирован.

Возникновение ислама сопровождалось появлением священной книги -- Корана, который, согласно мусульманской богословской традиции, был ниспослан Аллахом через ангела Джабраиля в форме откровений пророку Мухаммеду, передавшему эти божественные откровения в проповедях, обращенных к соплеменникам.

Коран (по-арабски "аль-Куръан" - «читать») -- священная книга мусульман. Коран - книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его "слово". Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах - сухуф и свитки с ним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий - Свитки, Книга. Коран - "Мать книги" - Умм аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге "стирает, что желает, и утверждает"[3,178].

Коран - собрание проповедей Мухаммеда, обращенных к еще не признавшим новое учение язычникам или неофитам, поучительных рассказов, канонических предписаний, молитв и т. д. Отдельные дополнения и изменения, сделанные в этих проповедях и предписаниях при их позднейшей (после смерти Мухаммеда) письменной фиксации, коснулись, по-видимому, лишь частностей и не затронули основного их содержания.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены беспорядочно, по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие -- к концу. Каждая сура имеет своей целью передать целое откровение и состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Суры мекканские (ранние) и мединские (более поздние) размещены вперемешку. Часто к одной суре отдельные предложения и мысли не связаны не только между собой, но и с названием главы. Одно и то же повторяется в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами геенной в будущей жизни всем грешникам. В отличие от христианского Евангелия в Коране отсутствует редакционно-литературная обработка -- это совершенно необработанные тексты.

Форма Корана с его стилистическими особенностями, рифмованной прозой и т. д. оказала несомненное влияние на все виды повествовательной прозы, особенно на теологическую, историко-географическую и естественнонаучную литературу, послания всех видов (рисала) -- деловые, научные и личные -- и сочинения других жанров. Появление Корана ускорило формирование единого арабского литературного языка и способствовало закреплению его грамматических и стилистических норм на многие века.Наряду с Кораном важной частью религиозной литературы мусульман является Суина (Сокна), состоящая из священных преданий (хадисов) о действиях и поучениях пророка Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX в. мусульманскими богословами. Однако не все мусульмане признают Сунну; признающие ее называются суннитами и составляют значительное большинство в исламе.В исламе вся жизнь человека рассматривается как служение богу. Мусульманин, по Корану, должен твердо верить, что есть только один бог -- Аллах, что земная жизнь дана человеку для приготовления себя к загробной жизни, которая дает испытания, предпосланные свыше; что каждый имеет божественное предопределение, предназначенное Аллахом; что праведники, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, а грешники -- гореть в геенне. Мухаммед был посланником-пророком Аллаха, хотя до него на землю были посланы и другие пророки -- библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их.

Аллах -- высшее существо, обладающее человеческими моральными качествами, поэтому наиважнейшим догматическим и моральным предписанием в Коране является полная и безоговорочная покорность человека воле Аллаха. Он то гневается на людей, то прощает их; кого-то любит, кого-то ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других -- к безнравственности и загробным мучениям. Тем не менее Аллах в Коране многократно именуется милостивым, прощающим и пр.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3724 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...