Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формационный и цивилизационный подход к анализу истории



Общеисторическая парадигма. Цивилизация – это особый вид отдельного, конкретного общества (социума) или их сообщества. Признаками цивилизации являются государственность, гражданское состояние (власть закона, государственно-правовое регулирование общественных отношений), поселения городского типа. В истории общественной мысли цивилизация противопоставляется дикости и варварству. Историческая первооснова цивилизации неотделима от производящего (в отличие от собирательства и охоты) хозяйства, распространения земледелия, ремесла, торговли, письменности, отделения умственного труда от физического, зарождения частной собственности и классов, формирования иерархических (вертикальных) и партнерских (горизонтальных) связей и др.

По своим пространственно-временным координатам цивилизация охватывает собой, во-первых, локальные цивилизации, геополитический центр которых представлен или социумом независимо от его формационного типа (российская цивилизация, китайская цивилизация и др.), или региональным сообществом таких социумов (европейская цивилизация, арабская цивилизация и др.) и, во-вторых, мировую цивилизацию, формирование которой еще находится в стадии становления. В специальной литературе локальные цивилизации определяются и в зависимости от формационного типа представляющих их социумов (античная, буржуазная и т.п. цивилизации). Имеются и позиции, отождествляющие цивилизацию только с возникновением и развитием капитализма. Общеисторическая парадигма цивилизации принимает установку конкретно-исторического анализа. Некоторые исследователи вообще не видят различия между всеобщей историей (включая первобытное общество) и историей цивилизации.

66)Техника и её роль в истории цивилизации. Информационное общество.

Техника – совокупность искусственно созданных средств охватывающая все сферы человеческой деятельности. Осмысление техники как таковой (философское) началось с середины 19-ого века. Роль производственной техники рассматривалось Максом. Цель объяснить смысл орудие труда, (лопата, грабли) что люди в них проектировали сами себя.

Постепенно в работах о технике определились два направления: инженерная философия техники, гуманитарная философия техники

рассматривает развитие техн. изнутри – анализирует природу технич. творчества, сущность техники, тенденции ее развития – техника как способ бытия человека в этом мире представляет Ф. Десауэр, который рассматривал техн. Творчество как сопричастное божественному творению и продолжает его.

“Критика технического разума” т. к. Канту т.к. именно в нем и происходит переход от явлений к “вещам в себе”

анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние техники на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены т. к. они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива.

В историч. развитии техники с первых орудий труда были и периоды длительных сохранение одного типа произв. техники и моменты качественных скачков. Техническая революция – когда не просто увеличивается производства труда,она изменяет человека а процессе производства.

67)Проблема сознания в философии и основные подходы к её анализу.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связ. С речью функция мозга, заключенная в обобщенном или целенаправленном отражении действительности, в предварительно мысленном построении действий и предвиденье результатов, в разумном регулировании и самоконтр. поведения человека. В античности проблема сознания обсуждалась как проблема души и её роль в жизни человека. Наибольшее внимание обращалось на направленность сознания на внешний мир. Христианская культура сформировала потребность человека во внутреннем сосредоточении. Для общении я с богом необход. практики молитвы и исповеди. В молитве человек общался с богом путем внутреннего сосредоточения. Исповедь стимулирует умение человека к самоонализу, к нравственному самоотчету. В средние века проблемы сознания обсуждались как проблемы души и духа. Сознание – это способность знать свой внутренний мир.В Новое время единственной несомненной реальностью был признан субъект познающий, который обладал сознанием в виде мышления разума. Сознание рассматривалось как интелектуальная деятельность. Мышление рассматривалось как инструмент науки, отсюда возникает принцип – рационализм, где знаение - это сила. Считается, что мышление способно объяснить то все даже самые темные уголки души.

68)Происхождение сознания его сущность и содержание.

Сознание - итог длительного развития материальной действит-и. Развитие такого св-ва материи как отраж. Отраж. - всеобщее св-во материи, способность матер. явлений, процессов воспроизв. в своих св-вах особенности др. явл. в процессе взаимод-и с ними.Отраж. в своем развити проходит ряд этапов:1) Отраж. в неживой природе2) В живой 3)На соц. уровне. Отраж. в неживой природе - мех., физ., хим. изменения; это простое запечатление. Бывает до психологическое и психологическое.До психологическое-это раздражимость и чувствительность. Психологическое - ощущение восприятие и представления. Ощущение - это отражение одного св-ва предмета с помощью одного органа чувств.В процессе эволюции у животных формируется нервная сис-ма и способность к инстинктивному поведению.В процессе дальнейшей эволюции появляется индивидуальное изменчивое поведение у высших животных, появл. навыки и индивид. опыт, появл. и восприятие. - это отраж. совокупности св-в предмета с помощью всех органов чувств, возникновение целостного образа предмета. По мере увеличения головного мозга и усложнения его строения у животных появл. представление. - это отраж. целостного образа предмета без непосредственного воздействия этого предмета на субъект отражения в данный момент времени. Представление наз. интеллектом животных или конкретно элементарным мышлением животных. Высшие животные проявляют ориентировочную реальной ситуации. Представление это предпосылка возникновения познания, как высшей формы отражения.Третья форма отражения - социальное отличие сознания от психики животных:1) абстрактное мышление 2) целепологание 3) предвидение 4) ценностные отношения 5)самосознание 6) практически-преобразовательная деятельность Сознание - осмысленное знание.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...