Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки



1. Понятие науки. Под наукой понимается:

2) особым образом организованная специализированная деятельность человека;

2) результат этой деятельности – особое знание о мире;

3) социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2).

В силу того что наука играет грандиозную роль в жизни современного общества для развертки научных исследований требуется привлечение очень весомых ресурсов (экономических, умственных и т.д.), а посему стихийное развитие науки, во-первых, не возможно, а во-вторых, для общества оно не приемлемо. Отсюда рефлексия над наукой попытка осмыслить этот феномен в разных ракурсах.

1. Дисциплинарная стратегия. Рассмотрения науки с точки зрения различных дисциплинарных стратегий. К дисциплинарным стратегиям относятся: история науки, социология науки, психология науки, экономика науки, логика научного познания (в рамках аналитической стратегии).

a. История науки (конец 19 в.). Первоначально знание существует в форме летописи (родился, учился, умер). Перед нами первоначально история людей. К концу 19 в. это этап истории идей. В 70 годы 20 в. – это не просто описание людей или идей а попытка выяснить как социокультурная среда влияет на развитие науки, и с этим тесно перекликается такое направление как антропология науки (наука как системное образования в мире различных культур, отсюда и антропология). Антропология науки достаточно успешно развивается, в частности, в России в конце 20 в., что связанно с тем, что Россия дает возможность оценить развитие науки в отклоняющихся условиях, которые совершенно не пригодны для развития науки.

ü наука предполагает демократическую организацию общества, чего в России нет;

ü наука предполагает наличие определенных ценностей, напр., профессионализм; требуется подготовка кадров в достаточно широких масштабах, что в России практически отсутствовала.

Актуальность антропологии науки связанна с тем, что наука развивается не только в странах первого эшелона техногенной цивилизации, без нее не возможен процесс индустриализации во всем мире, она становится достоянием самых разных социокультурных сред.

b. Аналитическая стратегия: интерес к языку науки (рубеж 19-20 вв.), первое десятилетия логика науки. Основания математики открывают целый ряд парадоксов, в теории множеств, идут ускоренные процессы формализации и математизации и в науке оказывается востребован искусственный язык математики. В физике математика не только оформляет массив эмпирического знания, но и формирует поиск этого знания. Математика демонстрирует конструктивный характер научного познания. В силу вступает метод математической гипотезы. Начало положено Б. Фреге – который приходит к выводу о том, что все парадоксы в основаниях математики связанны с использованием некорректных языковых средств и начинается разработка логического аппарата, позволяющего анализировать язык науки. Логика науки рассматривает науку как семантическое образование, как знаковую систему не интересуясь историей, персонажами идеями, социокультурным окружением науки. Наука выступает как грандиозная знаково-символическая система, а семиотика в дальнейшем позволяет эту систему рассмотреть в трех аспектах: синтактика, семантика, прагматика. И тогда язык науки анализируется в трех аспектах. Первый семантика - интерес представляет соотношения знака и предмета обозначения. Второй синтактика – рассматривает связь между символами (грамматика языка). На ее основе возникла современная формальная логика, математическая логика (Б. Фреге: как должны быть связанны между собой термины языка).Логика науки развивается в творчестве Фреге, Рассола, затем деятелями венского кружка (Карна, Шлига, Рехербах).

c. Наука это важнейший социальный институт и поэтому в 30-40 годы начинает оформляться социология науки. Социология науки развивается в творчестве Мертон и Парсонса (основатель структурно функционального направления в социогуманитарном знании) (наука как социальный институт). Мертон занимается социологией науки и его интересует в частности проблема ценности в науке. С именем Мертона связанно становление этики науки.

d. психология научного творчества. Начиная с Канта, с 18 столетия, мир философии обнаруживает, что познание не есть зеркальное отражение действительности. Познание в культуре начинает пониматься как творчество, а не простое зеркальное воспроизведение внешнего мира. Творчество, прежде всего, ассоциируется с отдельным человеком, и поэтому проникает область под названием психология научного творчества. Акцент на уникальных особенностях отдельной личности. Эти особенности хотелось бы исследовать, а затем алгоритмизировать и сделать их достоянием всего научного сообщества.

2. Междисциплинарный подход. Попытка использовать информацию, притекающую из самых различных отраслей нацеленных на исследования науки. Синтез логики и истории науки, социологии и истории. Первоначально этот интерес к междисциплинарному исследованию науки демонстрируют сами естествоиспытатели.

a. Наукаметрия. Наука это некая конструкция, функционирующая в обществе и как любую конструкцию ее можно оценить (ее составные части, взаимосвязь между ними, количественные параметры, объем научной информации, степень ее востребованости, эффективность научных исследований, затраты). Очень большую роль играет такая отрасль знания как экономика науки и менеджмент науки. Все то, что позволяет увидеть науку как сложную конструкцию, существующую в современном мире.

b. Нормативное направление. обращено к анализу науки как социального института, взаимодействия науки и общества. Изучает взаимодействие науки и власти, науки в бюрократической системе, проблемы государственного регулирования науки.

c. Аналитическое направление пытается изучить структуру и динамику науки, совмещая логический и психологический аспекты.

3.Философия науки (19 -20 вв.) — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки: что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания.

Основное проблемное поле: структура научного знания; формы и методы научного познания; процессы динамики науки.

Философия по отношению к науке выступает как метазнание. Фил науки появляется в первой половине 19 в. Первая версия в 30 гг. – позитивизм: Огюст Конт, первая попытка классификации наук. 60-70 гг. 19 в.- появляется проблема динамики науки: Спенсер и Миль под влиянием дарвинизма. Далее появляется неопозитивизм – рассматривает соотношение теоретического и эмпирического базиса науки (вопрос, когда физика вышла к освоению микромира). Неопозитивизм также ставит вопрос о структуре научного знания и анализа языка науки.

Вторая половина 20 в. – появляется социокультурный подход или постпозитивизм: акцентирует внимание на факторах эволюции науки.

В настоящее время – интегративные подходы. В них делается попытка объединить потоки информации не только из истории науки, языка науки, но и психологии и т.д. В качестве опорных точек выступают научные открытия.

39. Становления и основные направления развития философии науки.

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Философия науки (19-20 вв.) –раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки, пытается ответить на вопросы: что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания.

Основное проблемное поле: структура научного знания; формы и методы научного познания; процессы динамики науки.

Актуальность. Наука занимает центральное место в современном мире. Философия науки озабоченна исследованием общих закономерностей функционирования и развития науки в мире культуры. Знания общей закономерности позволяют осуществить прогноз и регулировать этот процесс присутствия науки в жизни общества.

Истрическая развертка:

В 19 веке развитие философии науки связано с развитием позитивизма: Конт, Спенвер, Милль.

Наука играет все большую роль в жизни техногенного общества, и в творчестве О. Конта впервые ставится задача: выявить специфику науки, провести разграничение между наукой и миром культуры (демаркация), в частности, межу наукой и миром философии, метафизики. По Конту наука не должна претендовать на рассмотрения метафизических проблем, не ее задача исследования сверхчувственной реальности, отсюда следует вывод: физика бойся метафизики, это нам не нужно. А что нам нужно? Только то, что дано в опыте. Задача – соотнесения науки и мира культуры, обозначение ее отличительных характеристик. Конту принадлежит первая классификация наук, он четко улавливает дифференциацию естествознания. Практически его классификацию в 70 годы воспроизводит Энгельс (механика, физика, химия биология, социология (нет математики)).

Наука постепенно обнаруживает свою историю. Стремительно развивается содержание дисциплин, и появляются новые научные дисциплины. Появляются: электродинамика, термодинамика, оптика. Соответственно, возникает вопрос о происхождении науки и о закономерностях ее развития (Н. Спенсер). Механизм развитие науки копируется с представлений Конта, как о неком социальном организме (хотя в целом в его представлении науки присутствует клише классической механики - механицизм), а уже после открытия дарвинизма механизм развития науки копируется с эволюционной идеи. И наука в представлении Спенсера и Миля развивается за счет конкуренции научных идей. Между ними обнаруживается или постулируется механизм естественного отбора. С нашей сегодняшней точки зрения такой подход наивен, но его ценность в том, что впервые производится поиск объективных, не зависящих от усилий отдельных людей, закономерностей развития науки как таковой. Вопрос о генезисе они тоже решают своеобразно: в их представлении наука появилась на свет вместе с человеком.

· Сама наука на рубеже веков переживает крупнейшие цивилизационные изменения. Цивилизация в лице науки начинает переходить к освоению микромира и мегамира. И тогда возникает целый ряд проблем, связанных с тем, что привычные способы описания объекта в теоретическом мышлении не срабатывают. Обнаруживает себя интерес к языку науки. Следовательно, следующий этап в развитии философии представлен прежде всего неопозитивизмом. Попытка анализировать новую проблему – язык науки, его особенности, принципы построения инструментария в науки. В этот же период по-прежнему актуальна задача: демаркации науки и ненауки. Что отличает язык науки от языка, который в науке использован быть не может? Эта проблема исследовалась еще у Маха в конце 19 в., и связан был этот интерес с теми реалиями, которые обнаруживала сама физика: необходимо было просеять через сито научные понятия (отделения понятий который не обнаруживают или не имеют научного смысла – понятия мирового эфира, как пример). Мах фиксирует идеи релятивизма (одна и та же реальность может описываться разными теоретическими конструкциями). Достоинство такого рассмотрения науки вне мира культуры: ставится вопрос о структуре научной деятельности. Именно в этот период выделяются по языку эмпирический и теоретический уровень (конец 19 веке). Т.к. наука это статическое образование то в этот период речь идет о методах науки и ее результатах (формах научного исследования).

· Переходим от статики к динамике. Этот этап связан с творчеством К. Поппером (20 в.). Для предшествующего периода наука это то, что ею фиксировано, то, что можно отнести к протокольным предложениям к протоколу наблюдения. Наука имеет дело только с тем, что может быть измерено (принцип верификации в понимании научного знания). Если то или иное теоретическое высказывания может быть сведено к опыту человека, зафиксированному в безличной форме протокольным предложением то это наука. Есть ненаучные высказывания, которые невозможно свести к эмпирическому опыту – это философия, религия. В данном случае выпадает уровень фундаментального теоретического знания. Для Поппера важнейшее отличие науки не в том, что она может быть сведена к эмпирическим процедурам, а в том, что являет собой открытую развивающуюся систему. И в таком случае в силу вступает принцип фальсификации. Наука отличается тем, что ее результаты могут быть опровергнуты, или скорректированы. Поппер переводит философию науки в новое качество, меняется центральная проблема и интерес представляет развитие науки, причем не просто развитие, а его логика. Наука движется от одной ступени к другой. Поппер: основной формой развития науки выступает проблема. Проблема приводит к появлению разнообразных теоретических конструкций в каждый из которых реализуется право на ошибку А посему одному и тому же фрагменту реальности может быть приписаны разные теоретические конструкты, и с помощью соотнесения с эмпирическим опытам это множество стягивается к одной вариации, которая в своей развертке приводит к новым проблемам (это не что иное, как прообраз синергетической модели развития). -> синергетическую модель развития. В этот период времени философия науки позитивно оценивает отрицательный результат в научном творчестве, раньше его не замечали, т.к. наука всегда стремится к позитивному результату, однако негативный результат дает возможность перекрыть тупиковые ветви эволюции. Палее приходит идея научных революций.

· Рассмотрением науки в социокультурном контексте. Эта проблематика оформляется в постпозитивизме (Кунн, Фейерабенд, Лакатос).

Кунн: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; следовательно, рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; следовательно, научная революция, означающая смену парадигм.

Фейерабенд: концепция эпистемологического анархизма: ученые должны создавать новые теории, не опираясь ни на что, гипотезы могут противоречить существующим догмам, и это даже желательно,это позволяет выделить недостатки в существующих теориях. Все теории не сравнимы между собой. Дозволено все.

Статут философии науки.

1. определенный раздел философии, теория научного познания.

2. специализированное знания, выходящие за приделы философского знания, к этому подталкивает необходимость использования знания притекающего из науки.

3. это пограничная область знания, связывающая между собой философский знания и источники научной информации

Сегодня тенденция к рассмотрения в комплексом подходе.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1986 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...