Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема прогресса и перспективы современной цивилизации. Понятие цивилизации. Основные черты постиндустриального этапа развития цивилизации



Современное разочарование в прогрессе в первую очередь вызвано обманутыми надеждами: прогресс технологии обернулся экологическими бедами и опасностью физической гибели человечества (оружие массового поражения, катастрофы на АЭС), социальные эксперименты привели к чудовищным жертвам и созданию вырождающихся тоталитарных обществ. Тем самым можно говорить о том, что в научном сообществе существуют различные трактовки перспектив развития современной цивилизации: возможность начала третьей мировой войны; необходимость освоения морских территорий с целью создания плавучих городов – «ковчегов», или государств на дне морей; перспективы создания киборгов, выхода в космос и расселения в нем, перехода на новую ступень эволюции. Правительства в основном научились контролировать существенные подъемы и спады в экономике, ставшие обычным явлением в XIX и начале XX вно такие проблемы как: сохранение окружающей среды, общественной безопасности, защита от терроризма, предсказания последствий внедрения новых технологий, слишком сложны и непредсказуемы. Сложность составления долгосрочных прогнозов дальнейшего развития современной цивилизации приводит к необходимости объединения усилий разных стран для решения неотложных задач, стоящих перед человечеством, и созданию соглашений об использовании технологий, последствия от применения которых могут быть трагическими для всей планеты.

Слово «цивилизация» в переводе с латинского обозначает гражданский, общественный, государственный, городской. В 17-18 веках употреблялось в противовес слову «дикость». Однако в 19 веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние обществ.

Итак, понятие цивилизации может означать:

2. исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах)

3. образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган)

4. последнюю завершающую фазу эволюции какого-либо типа культуры, эпоху смерти этой культуры (Шпенглер)

5. любой отдельный социокультурный мир (Тойнби)

6. общество, характеризующееся специфичной и достаточно развитой культурой (русская литература).

Постиндустриа́льное о́бщество — это следующая стадия развития общества и экономики после индустриального общества, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования,профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

89Понятие “прогресс”, “регресс”, “социальный прогресс”. Виды, типы, критерии социального прогресса. Теории исторического оптимизма и пессимизма.

Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от более низких и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим формам. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. ВИДЫ СОЦ.ПРОГРЕССА: реформа-частичное усовершенств.в какой либо сфере жизни,ряд постепенных преобразований, РЕВОЛЮЦИЯ-полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни,которое затрагивает основы существования соц строя.СОЦ РЕФОРМЫ-связаны с людьми,отражаються на их уровне и образе жизни.могут быть прогрессивными и регрессивными.проводятся под требованием народа. критериями являются:

1) степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы;

2) темпы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров;

3) темпы роста услуг, в особенности в гуманитарной области (главным образом в здраво-охранении, образовании и социальном обслуживании), а также в профессионально-технической области;

4) степень свободы индивидов, занятых во всех сферах общества;

5) уровень демократизации общественной системы;

6) степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов и для проявления творческих потенций человека;

7) увеличение человеческого счастья и добра. ТИПЫ общественного прогресса: антогонистический (капитализм) и неантогонистический (социализм). Неантогонистический тип общественного прогресса - это более высокий и более сложный по своей организации, по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий. Исторические пессимисты, ядром которых являются представители школы "политического реализма", выдвинули следующие постулаты: во-первых, государство не может исчезнуть как результат центростремительного развития; во-вторых, государство показывает свою устойчивость, несмотря на сепаратизм политических сил в Нигерии, Югославии, Канаде, Великобритании и многих других странах; в-третьих, большинство стран из третьего мира будут имитировать развитые страны, что надолго продлит жизнь государств-наций. Нельзя не обратить внимание на то, что национальное государство с такими его традиционными атрибутами как суверенитет, территориальность, невмешательство других в его внутреннюю монополию и др. остается моделью политической организации народов. Развитие человеческого сообщества представлялось им полем постоянной борьбы и незатихающих конфликтов. Пессимисты выдвинули в споре с представителями технологического оптимизма ряд положений:

1. Ухудшение экономических перспектив. Нехватка природных ресурсов приведет к обострению неравенства, дезинтеграции экономических связей, росту насилия и репрессий внутри национальных организмов и на международной арене.

2. Межгосударственные конфликты из-за границ, по религиозному признаку и т.п. будут происходить вопреки факту взаимозависимости, вполне реальной и ощутимой во многих случаях.

3. Этническая, культурная, религиозная солидарность (панславизм, панарабизм, панафриканизм, латиноамериканская солидарность) не смогла предотвратить конфликты в прошлом, не явится сдерживающим началом в возникновении конфликтов в будущем.

4. Гонка вооружений, широкое распространение оружия в мире серьезно угрожает стабильному развитию международных отношений. происходит насыщение мира не только обычным оружием, но существует и реальная опасность попадания ядерного оружия в руки экстремистских политических сил.

5. Расползающийся международный терроризм, поддерживаемый как со стороны государственных органов, так и представляющий собой акции неправительственных движений.

Форрестер, П.Эрлих, Р.Гарриман, Д.Медоуз.

Оптимизм и пессимизм (лат. наилучший и наихудший) - два противоположных отношения к ходу событий: О. - это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над алом, справедливости над несправедливостью; П. же проявляется в воззрениях, согласно к-рым события идут к худшему, в упаднических настроениях, в отсутствии веры в торжество добра и справедливости. В истории философии оптимистическое мировоззрение так или иначе проповедовали мн. мыслители: напр., Аристотель, Эпикур - в древности, Лейбниц - в новое время. Последний считал, что существующий мир является лучшим из всех возможных миров. Абсолютный О. Лейбница в конечном счете приводил к оправданию зла, несчастий, бед в жизни. П. обосновывали нем. философы-иррационалисты Шопенгауэр и Э.Гартмли, итал. поэт Дж. Леопарда. П. характерен для мировоззрения отживающих классов, напр. для совр. буржуазии. Крайности О. и п. пытались преодолеть представители мелиоризма - воззрения, признающего зло неизбежным, но считающего, что мир можно улучшить при помощи человеческих усилий. Этот термин был введен в 19 в. англ, писательницей Дж. Элиот и фр. философом Дж. Селли. Сторонники мелиоризма считают, что улучшить мир можно лишь путем индивидуального совершенствования, путем просветительства. Марксистская теория утверждает исторический оптимизм, основывающийся на научном предвидении будущего коммунистического об-ва, познании законов общественного развития.

Исторический "пссимизм" сводит иторию по нисходящей (Вот были люди в наше время могчее лихое племя богатыри - не вы. Или золотой век, серебряный и т.п. Или модные сейчас Гипербореи и атлантиды). А оптимизм наоборот. Первый характерен для эпох когда имериии раваливаются (что и произошло с СССР), а второй - когда строятся.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 366 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...