Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 40. Образ (по Достоевскому): Положительно прекрасный чел, Воспевает свободу превыше всего, Всегда готов пожертвовать жизнью



Образ (по Достоевскому): Положительно прекрасный чел, Воспевает свободу превыше всего, Всегда готов пожертвовать жизнью, Умен и начитан, Самым страшным грехом считает неблагодарность Образ-2 (по Вяземскому): Страшный человек, Отношение к простому народу (называет «чернью», «подлыми холопами»), Часто бросает Санчо на произвол судьбы, Груб со своим оруженосцем (часто бьет), Калечит людей (напал на похоронную процессию, избил пришедших напоить животных на постоялый двор; поубивал часть овец из стада), Портит судьбу тем, кто его защищает, Не понимает, что он калечит, убивает и т.д. Во втором томе: Безумие начинает его покидать, Раскаивается в своих заблуждениях, Отказывается от Дульсинеи НО: отказавшись от безумия, фактически умирает. Сначала приходит духовная смерть, затем – физическая. По сути умирает от тоски. 1ое издание трагедии "Гамлет" и 1ая часть "Дон-Кихота" явились в один и тот же год, в самом начале 15 столетия. Дон Кихот - это не только рыцарь печального образа, созданный для осмеяния старинных рыцарских романов Дон-Кихот 2ой части, любезный собеседник герцогов и герцогинь, мудрый наставник оруженосца-губернатора, - уже не тот, каким он является нам в 1ой части, особенно в начале, не тот странный и смешной чудак, на кот сыплются удары. Он выражает веру в нечто вечное, в истину. + проникнут преданностью к идеалу, для кот он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью. Жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить к водворению истины, справедливости на земле. В нем нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он верит без оглядки. Оттого он бесстрашен, терпелив, довольствуется самой скудной пищей, самой бедной одеждой: ему не до того. Смиренный сердцем, он духом велик и смел; чуждый тщеславия, он не сомневается в себе, в своем призвании, даже в своих физических силах; воля его - непреклонная воля. Постоянное стремление к одной и той же цели придает некоторое однообразие его мыслям, односторонность его уму; он знает мало, да ему и не нужно много знать: он знает, в чем его дело, зачем он живет на земле, а это - главное знание. Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи. Гамлет наоборот весь живет для самого себя, он эгоист; но верить в себя даже эгоист не может; но это я, в которое он не верит, дорого Гамлету. Это исходная точка, к которой он постоянно возвращается, потому что не находит ничего в целом мире, к чему бы мог прилепиться душою; он скептик - и вечно возится и носится с самим собою; он постоянно занят не своей обязанностью, а своим положением. Сомневаясь во всем, Гамлет, разумеется, не щадит и самого себя; ум его слишком развит, чтобы удовлетвориться тем, что он в себе находит: он сознает свою слабость, но всякое самосознание есть сила; отсюда проистекает его ирония, противоположность энтузиазму Дон-Кихота. Гамлет с наслаждением, преувеличенно бранит себя, постоянно наблюдая за собою, вечно глядя внутрь себя, он знает до тонкости все свои недостатки, презирает их, презирает самого себя - и в то же время, можно сказать, живет, питается этим презрением. Он не верит в себя - и тщеславен; он не знает, чего хочет и зачем живет, - и привязан к жизни. Гамлет от малейшей неудачи падает духом и жалуется; а Дон-Кихот, исколоченный галерными преступниками до невозможности пошевельнуться, нимало не сомневается в успехе своего предприятия. Полоний представитель массы перед Гамлетом, Санчо-Панса – перед Дон-Кихотом.

Вопрос 42

Алигьери Д. Божественная комедия; Грандиозное здание своей поэмы Данте строит с математической точностью архитектора. Мрачные пропасти Ада, унылый сумрак Чистилища и сияющие высоты Рая возникают перед читателем с необычайной поэтической силой. Многие современники Данте всерьез верили, что он спускался в ад, находя его смуглость следствием адской копоти. Пушкин заметил, что уже только план "Божественной комедии" есть произведение гения. Основой для его создания Данте послужили представления католической церкви о посмертном существовании душ. Правда, автор вносит в них свои поправки. "Божественная комедия" ознаменовала собой пробуждение личности, которая, оставаясь в рамках церковной традиции, уже смело одушевляет ее догматы своим уникальным жизненным опытом.

Гете И.В. Фауст; Правда, бог здесь появится лишь в самом начале и в конце. Не он и не его антагонист Мефистофель, а сам человек - в трагедии это ученый доктор Фауст - в свободном проявлении своих сущностных сил пытается обрести миг самого полного счастья. И несмотря на все козни Мефистофеля, «Чутьем, по собственной охоте Он вырвется из тупика» Что ж, это пророчество божества сбывается. Человек у Гете, - впрочем, не без некоторого трагического скепсиса автора - отстаивает величие своей натуры, свое право на поиск истины и счастья.

Байрон с детства читал и любил Библию. Байрон создал три произведения на библейские темы.

Гюстав Флобер пишет повесть «Иродиада». (Первым ее перевел Тургенев.) Христа там нет. Там есть тетрарх Ирод Антипа, Иоанн Креститель, воины, ученики Крестителя и ученики Иисусовы.

Позже, Оскар Уайльд пишет драму «Саломея». Опять на тему об Иоанне Крестителе, о его смерти, о Саломее, о ее пляске.

ХХ столетие до предела обострило извечное противоборство между правдой небесной, божеской, обращенной ко всем людям и во всех обстоятельствах, и правдой государства, земной власти, имеющей свою, порой бесовскую логику. К теме обращались и русские авторы.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита; Евангельские сцены здесь так ярки, что читатели нередко называют этот роман "Евангелие по Булгакову". Между тем, авторитеты православной церкви (например, А.Мень) критикуют писателя за некоторые вольности в трактовке образа Христа: считается, что Иешуа у Булгакова - не всепобеждающая Истина, каким был Христос, а слабый искатель ее, в романе слишком очеловеченный, приземленный. Беспристрастный читатель заметит, однако, что у Булгакова даже посланцы ада в конце концов служат торжеству справедливости и добра, торжеству правды Иешуа.

Во многих произведениях Пушкина (стихотворение Пророк), Лермонтова (Отмечалось, что фабула "Демона" формально наиболее близка к средневековым «легендам о соблазнении монахинь дьяволом». В самом деле, "сначала намечен сюжет, в котором главную роль играет борьба демона с ангелом, влюбленным в одну смертную") «Станционный смотритель», «Пророк» По мысли автора, пагубный, разъединяющий человека с народом и богом индивидуализм осуждается и преодолевается в таких разных по стилю, но одинаково значимых для нашей культуры произведениях, как "Слово о полку Игореве" и "Мертвые души", "Капитанская дочка" и "Братья Карамазовы", Достоевский «Преступление и Наказание», «Бесы» (Образ Христа внутренне стоит в центре творчества Ф. М. Достоевского. Среди его бумаг, дневников есть запись: "Написать роман об Иисусе Христе". Роман он не написал, но можно сказать, что всю жизнь он его писал.)

Вопрос 43.

Леди Макбет: толкает мужа на путь зла: «Ты должен, Всех обмануть желая, стать, как все: Придать любезность взорам, жестам, речи, Цветком невинным выглядеть и быть Змеей под ним…» Дездемона – откровенная, честная, вера в людей превращает ее в легкую добычу для Яго, полный антипод Яго; ей нет нужды скрывать свои поступки и мысли. Корделия – младшая дочь Лира, отказывается говорить речь в защиту своей доли наследства, утверждает, что «люблю я вашу милость, как долг велит: не больше и не меньше.» Однако в конце пр-я отношение Лира к ней меняется. Чтобы спасти отца, младшая дичь должна "настроить вновь расстроенную душу". Вместе с Корделией в трагедию входит тема гармонии. Лишь сострадание, олицетворением которого выступает меньшая, отвергнутая и изгнанная дочь короля Корделия, способно развеять мрак Гонерилья – старшая дочь Лира, убеждает его, что любит отца, «как не любили дети / Доныне никогда своих отцов». Требует от отца, чтобы он распустил большую часть своей свиты. Враждует с сетрой из-за любви к Эдмунду, отравляет ее как соперницу, сама закалывается. Регана – вторит старшей сестре: «Не знаю радостей других, помимо / Моей большой любви к вам, государь!». При приезде Лира приказывает заточить Кента в колодки, за то, что он когда-то избил придворного Гонерильи Освальда. Выгоняет отца из своего замка на произвол судьбы. Офелия - жертва мира преступлений и лжи, интриг и коварства. Она очень любит Гамлета, но в то же время глубоко привязана к своему отцу и во всем ему верит. Офелия говорит, что Гамлет соединяет в себе черты благородного рыцаря, государственного мужа и ученого, но сама вынужденно признает, что для нее это в прошлом. Она не в силах вынести тяжелые удары судьбы, которые обрушиваются на нее, и гибнет, как цветок, смятый бурей. У нее нет стольких сил, чтобы оторваться от отца и брата, от привычного семейного гнезда и открыто быть рядом с Гамлетом. Она покорная и послушная дочь Полония, всецело доверяет ему свою судьбу и свои тайны. Простодушная и кроткая. Мать Гамлета, Гертруда, «наследница воинственной страны», отнюдь не молода (около 50 л, более 30 лет она на троне), т.е. прекрасно знакома со всеми тонкостями управления страной. Её характер, видимо, твёрд и решителен. её отношения с покойным мужем, вопреки мнению Гамлета, утратили былую нежность: больно холодно она восприняла смерть супруга, не эмоционально. Не исключено, что Гертруда, учитывая отстранённость принца от двора, его впечатлительность, обожание отца, не стала посвящать Гамлета в истинные мотивы своего брака. в пьесе нет ни одной реплики, в которой королева говорила бы о своих чувствах к Клавдию àона упрочняет положение любимого сына как наследника престола: ведь если бы она отошла от власти, то у Клавдия могли бы появиться свои наследники.

Вопрос 44.

Великие русские классики испытали на себе сильное влияние Запада, сумев обратить его на пользу стране. Их герои – самостоятельные, рассуждающие личности. Европеизация русской литературы проявилась в том, что у наших писателей появилась «духовная и мыслительная свобода, способность к незаимствованным художественно-философским обобщениям и анализу общества». Данте и Гете оказали огромное слияние на русскую литературу.В русской литературе сложились две противоположные оценки возможностей личности, Пушкин, зная все бездны тьмы, заполняющей человеческую душу, вслед за Данте и Возрождением почитал основанием природы людей добро. И потому для него «гений и злодейство — две вещи несовместные». Гоголь, отравленный неуверенностью в осуществлении мечты и страхом перед уродствами жизни, в большей степени показывал, до какой «ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». Пушкинское направление, представленное Герценом и Островским, Гончаровым и Тургеневым, Фетом и Л.Толстым и Чеховым, было пронизано верой в человека и добро как основание жизни. Гоголевское направление, от Достоевского до Салтыкова-Щедрина, сомневалось в оправданности этой веры и, не теряя гуманистического идеала, гневалось и оплакивало сокрушение надежд. Разумеется, между этими направлениями не было китайской стены. И в произведениях Тургенева и Л.Толстого мы найдем горькие страницы и мысли в духе Достоевского, который сам не избежал умиления мечтательства. И.С. Тургенев всю свою жизнь был «западником». Тургенев утвердил, все те ключевые темы о России и русской жизни, которые всегда были в центре нашей литературы. У него впервые появляется «литературный антигерой», который станет очень популярным в европейской литературе XX века. Тургенев два года проучился в Берлине, поэтому идеи немецких философов его очень увлекали, их следы есть почти в каждом произведении Тургенева. И, наконец, он был первым, кто затронул тему нигилизма. Его герой Базаров представлен не шутом, а мыслителем, фигурой скорее трагической, нежели комической. А страдания молодого Вертера, на мой взгляд, очень перекликаются с «Евгением Онегиным» - тот же талантливый, страстный молодой человек с мятежной душой, полный жизненных сил, но одновременно неудовлетворенный жизнью, мудрая, чистая и преданная своему мужу женщина, отказавшаяся разделить любовь главного героя. С произведениями Данте и Гете перекликаются многие произведения лучших русских писателе и поэтов. Конечно, нельзя не упомянуть роман Булгакова «Мастер и Маргарита», включающийся в великий спор о природе человека.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...