Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 18. Она называется «Облака» потому, что ее хор составляют облака – те новые божества, кот признает Сократ вместо прежних греческих божеств



Она называется «Облака» потому, что ее хор составляют облака – те новые божества, кот признает Сократ вместо прежних греческих божеств. Сюжет комедии основывается на том, что простолюдин Стрепсиад, всецело связанный с деревней, но живущий в городе и сбитый с толку софистами, пытается с помощью софистических ухищрений доказать своим многочисленным кредиторам, что он не обязан выплачивать им свои долги. Для этого он отправляется в мыслильню, то есть в школу Сократа, но из его обучения ничего не выходит. Тогда он направляет к Сократу своего сына Фидиппида, развратного молодого человека, который легко усваивает умение спорить у софистов, благодаря чему Стрепсиад легко разделывается с двумя кредиторами. Но во время праздничного пира отец и сын ссорятся, в результате чего Фидиппид бьет своего отца, приводя для этого заимствованные аргументы у софистов. В случае надобности он готов побить и собственную мать. Разгневанный отец в запальчивости сжигает дом Сократа. Если Стрепсиад восхищается мудростью Сократа, ставит его в пример, и считает, что тот поможет избавиться старику от долгов, то сын Стрепсиада - напротив, оскорбляет и ругает философа и, тем самым, он пытается доказать своему отцу нелепость и бессмысленность такого учения. «Облака»- это авторск насмешка над тем увлечением софистикой, которое господствовало в Древ Греции в 50-40гг. до н. Эта насмешка проходит через всю комедию Аристофана, но особенно ярко она показана в различных деталях, которые дополняют и окончательно обрисовывают образ данного философа. С точки зрения Аристофана, мыслитель вообще изображается в комедии как ярый софист, т. е. преподавателем ложной мудрости и умения обманывать в спорах. Сократ был противником софистов, тк те выступали как учителя мудрости. Мудрость и красноречие не были для Сократа ни самоцелью, ни основой философской деятельности. Кроме этого, по мнению Сократа, спор - это способ и путь поиска истины, для софистов же - спор -это лишь интеллектуальная игра. Поэтому, говоря об образе Сократа в комедии Аристофана «Облака», следует помнить, что речь идет лишь о личном восприятии комедиографом личности данного философа. Сократ – спокойный, флегматичный НО когда Стрепсиад приходит к нему, тот начинает выходить из ся, когда отец не мог запомнить элементар рассужденийàдвуличный и противоречивый (когда приходит сын и обращается с грубо,тот спокоен и приветлив)+хитрый, наглый, мошенник, кот наговорит «мудреные вещи» и оставить чела в дураках и без денег. à выглядит смешнымàцель Аристофана.

Вопрос 19.

Комедию составляют 2 части: первая, где изображается путешествие Диониса в подземное царство, очень смешная и веселая, и 2ая – более ученая, где преобладают литературные проблемы. Показывая состязание Эсхила и Еврипида, Аристофан решает вопрос, должна ли литра изображать жизнь такой, какая она есть, или ее обязанность показывать идеал, к кот должно стремиться общество. Еврипид гордится, что его сочинения отражают все стороны жизни. Аристофан точно подметил, и Аристотель впоследствии с ним согласился, говоря, что Еврипид показывал людей такими, какие они есть. Противоположного мнения придерживается Эсхил: он уверен, что литра должна воспитывать граждан, показывая образец, по которому они могли учиться. Эсхил обвиняет Еврипида, что тот своими трагедиями учит юношей впустую рассуждать, болтать, бездельничать, что показывает неверных жен. Он говорит, что сам изображал великодушных, твердых, не избегающих полисных обязанностей людей, а Еврипид своим творчеством воспитывает базарных зевах, ловкачей, распутников. Так, комедия, начавшаяся балаганными трюками, заканчивается серьезной дискуссией о назначении и цели драматургии. Аристофан на стороне Эсхила. В конце комедии Дионис возвращает на землю именно его, а не Еврипида. Благодаря значительности содержания драм, Аристофан склонен простить Эсхилу недостатки формы: неологизмы, повторения в прологах и т.п. Еврипида он критикует и в других своих комедиях. Трагедии Эсхила и Еврипида кладутся на весы и взвешиваются, по словам Диониса, как сыр на рынке. Здесь Аристофан материализует понятие «весомое творчество».

Вопрос 20

говоря об образе Сократа в диалоге Платона «Пир», нужно сказать, что именно здесь дается характеристика Сократа его друзьями, что позволяет понять и представить этого мыслителя. с восхищением говорит о Сократе, с любовью отзывается он о речах, поступках Сократа Ему совершенно не важно, красив человек или нет, богат ли и обладает каким-нибудь другим преимуществом. Все эти ценности он ни во что не ставит. выносливостью он превосходил не только меня, но вообще всех. Сократ в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него. на первых порах речи его кажутся смешными, но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны и божественны. только диалог Платона «Пир» можно назвать настоящим портретом Сократа. Только тут мы видим его истинные душевные качества: благородство, стремление найти ответы на вечные вопросы, равнодушие к внешним и физическим проявлением жизни, вера в светлое и прекрасное, умение всегда помочь челу в трудную минуту, презрение ко всякого рода обычаям и нормам.

1. Человек внешне уродлив, но прекрасен внутри

2. Самый мудрый из всех живущих в Афинах

3. Глубоко почитаем и имеет своих учеников («Пир», «Смерть Сократа»)

4. Мать Сократа – повитуха (принимает роды); Сократ считал, что помогает родиться мыслям, идеям – как педагог – не может ничему научить, а может лишь помочь родиться идее, действию.

5. В 349 году суд над Сократом. Сократ не признает существующих богов, придумывает и поклоняется своим (обвинения, выдвинутые против Сократа).

Суд решает, что Сократ виновен. В Афинах судьи могли выбирать – смертная казнь или наказание, кот предложит сам обвиняемый. Сократ заявил, что худшее наказание для него – каждый день обедать с руководителем страны (таких почестей достойны только Олимпийские герои или люди с заслугами перед Отечеством).

Вариант: Сократ хотел совершить самоубийство через суд.

Вопрос 21

пир у Агафона

Федр (древнейшее происхождение Эрота) - «Эрот — это великий бог, которым люди и боги восхищаются по многим причинам, и не в последнюю очередь из-за его происхождения: ведь почетно быть древнейшим богом. А доказательством этого служит отсутствие у него родителей, о которых не упоминает ни один рассказчик и ни один поэт. Гесиод говорит, что сначала возник Хаос, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, С нею Эрот…В том, что эти двое, то есть Земля и Эрот, родились после Хаоса, с Гесиодом согласен и Акусилай. А Парменид говорит о рождающей силе, что Первым из всех богов она сотворила Эрота. «…»умереть друг за друга готовы одни только любящие, причем не только мужчины, но и женщины.»

Павсаний (два Эрота) – «Эротов больше, а поскольку их больше, правильнее будет сначала условиться, какого именно Эрота хвалить. Так вот, я попытаюсь поправить дело, сказав сперва, какого Эрота надо хвалить, а потом уже воздам ему достойную этого бога хвалу. Все мы знаем, что нет Афродиты без Эрота; следовательно, будь на свете одна Афродита, Эрот был бы тоже один; но коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два.» Афролита пошлая – любовь низкая – любят тело, а не душу; Афродита небесная – мужчины умнее и сильнее от природы. +о поклонниках.

Эриксимах (Эрот разлит по всей природе)– «Двойственный этот Эрот заключен в самой природе тела. Ведь здоровое и больное начала тела, по общему признанию, различны и непохожи, а непохожее стремится к непохожему и любит его. Следовательно, у здорового начала один Эрот, у больного — другой. «…»Но значит, кроме врачебного искусства, кот подчинено всецело Эроту, этот бог управляет также гимнастикой и земледелием.

Аристофан (Эрот как стремление чела к изначальной целостности) – «тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевшие в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, — так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед. А было этих полов три, «…»Аполлон, по приказу Зевса, должен был повернуть в сторону разреза лицо и половину шеи, чтобы, глядя на свое увечье, человек становился скромней, а все остальное велено было залечить. И Аполлон поворачивал лица и, стянув отовсюду кожу, как стягивают мешок, к месту, именуемому терь животом, завязывал получавшееся посреди живота отверстие — оно и носит ныне название пупка. Разгладив складки и придав груди четкие очертания, — для этого ему служило орудие вроде того, каким сапожники сглаживают на колодке складки кожи, — возле пупка и на животе Аполлон оставлял немного морщин, на память о прежнем состоянии. И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь. Следоват любовью называется жажда целостности и стремление к ней.

Агафон (совершенства Эрота) – «Эрот, который сначала был сам прекраснейшим и совершеннейшим богом, стал потом источником этих же качеств для прочих.

Сократ (цель Эрота — овладение благом) – «Когда родилась Афродита, боги собрались на пир, и в числе их был Порос, сын Метиды. Только они отобедали — а еды у них было вдоволь, — как пришла просить подаяния Пения и стала у дверей. И вот Порос, охмелев от нектара — вина тогда еще не было, — вышел в сад Зевса и, отяжелевший, уснул. И тут Пения, задумав в своей бедности родить ребенка от Пороса, прилегла к нему и зачала Эрота. Вот почему Эрот — спутник и слуга Афродиты: ведь он был зачат на празднике рождения этой богини; кроме того, он по самой своей природе любит красивое: ведь Афродита красавица. Поскольку же он сын Пороса и Пении, дело с ним обстоит так: прежде всего он всегда беден и, вопреки распространенному мнению, совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, не обут и бездомен; он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист. По природе своей он ни бессмертен, ни смертен: в один и тот же день он то живет и расцветает, если дела его хороши, то умирает, но, унаследовав природу отца, оживает опять. Все, что он ни приобретает, идет прахом, отчего Эрот никогда не бывает ни богат, ни беден. Он находится также посредине между мудростью и невежеством, и вот почему. Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды. «…»Сократ, что все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение. И это дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном. Ни то ни другое не может произойти в неподходящем, а неподходящее для всего божественного — это безобразие, тогда как прекрасное — это подходящее. «…»рождение — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. «…» А значит, любовь — это стремление и к бессмертию. (Диотима).

Алкивиад (панегирик Сократу) – попытки поговорить с Сократом. «Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него. Сравнивать его можно не с людьми, а с сатирами — и его самого, и его речи.» Сократ считает, что речь А. – его попытка поссорить Сократа с Агафоном.

Вопрос 22

Новый челпоказан в образе Иисуса Христа. «Ибо закон был дан через Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Подобно вождю, Он чужд колебаний и нерешительности; Он добр и одновременно суров. Меняется представление о человеке коренным образом. Приходит умный, сильный, мудрый человек. Бедность и нищета выдвигаются на первый план. Чистый, радостный открытый (в общем, как ребенок – Иисус очень любил детей) всегда ближе к небесному царству. Человек меняется с приходом Христа. В Его духе царит полная гармония. Он прост и доступен и как бы «свой* среди людей, но одновременно видна и дистанция между Ним и всеми, кто с Ним общается. Его жизнь протекает в постоянном напряженном труде и молитве. проявления Его чувств: Он удивляется, скорбит, радуется. Он исполнен силы. Его воздействие на людей поразительно: по одному Его слову ученики бросают всё и следуют за Ним. Его самосознание вообще не похоже на самосознание других людей. Он не искатель Истины, а Сама Истина. Он учит не от лица Бога, подобно пророкам, а только от Себя. Непостижимой властью Христос отменяет и изменяет ряд заповедей самого Писания («А Я говорю вам...*), что может делать только Бог.

1. С нечистыми и язычниками общаться нельзя

НО: благословляйте проклинающих, любите врагов – чтобы не уподобляться грешникам

2. Иисус обращается к народу с притчами, не с прямыми указаниями. Человек стал разумнее

3. Душа становится важнее пищи, а тело – важнее одежды (Моисей же молился о пропитании и благополучии израильского народа)

4. Не человек для субботы, а суббота для человека

5. Женщины значили меньшее, чем мужчины. НО: первой воскресшего Христа увидела женщина.

6. За прегрешения – смерть. НО: в НЗ – недуги (девушка с кровотечением)

7. Пророки красивы. НО: в НЗ нет упоминания внешних качеств

8. Бог избрал берег один народ – Божия благодать распространяется на все народы

9. Обряды играют главенствующую роль.(Бог указывал, как строить ковчег, осудил царя Соломона и Н. за постройку идолов) НО: в НЗ главное – сердцем соблюдать заповеди.

10. Судят человека по делам. НО: в НЗ судят человека и по речам, по мыслям. (не прелюбодействуй – в ВЗ – не действуй, в НЗ – даже не смотри на женщину с вожделением.

11. Доказательство веры – знамения (40 лет в пустыне). НО: «блажен, кто уверует без знамения» (от Фомы)

12. Око за око. НО: в НЗ – рубашку отдай, щеку подставь, «не противься злому».

Вывод: Заповеди истолковываются намного более жестко, чем в ВЗ. (не убий в ВЗ – убийцу надо отдать под суд; в НЗ – «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...