Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские основания биоэтики



Биоэтика - не только новое направление в научном исследовании, но и иная сфера философского познания жизни и ее сохранения на Земле. В связи с весьма весомыми достижениями науки, техники и технологии, перед людьми встали проблемы, которые взывают к их разуму и совести. Но особенно важно понять суть и смысл этих неоднозначных проблем ученым, медикам и всем тем, кто так или иначе профессионально занимается поиском ответов на вопросы сохранения жизни как таковой и сбережения здоровья людей. Ведь в ближайшее время в медицину придут геномика (от слова ген), протеомика (от слова протеин-белок), биоинформатика, которые коренным образом изменят всю систему здравоохранения. Поэтому потребовалось создание биоэтики как части этики, в которой нет однозначных ответов на острые вопросы, связанные с воздействием на живые существа и человека.

Одним из главных вопросов философии этики был и остается вопрос об осознании сути и смысла жизни человека и его творческосозидательной деятельности, а биоэтики - еще и сохранения жизни как таковой и сбережения здоровья всех людей. Они учат человека, особенно молодого, тому, как достойно жить самому и заботиться о жизни людей и всего живого на планете. При этом философия в принципе опирается на весь багаж человеческого знания о бытии мира и практического опыта жизни и деятельности людей. Она всегда выступала и выступает в качестве ценностного знания, нацеленного на формулирование некого жизненного идеала, объяснение, каким должен быть человек, как он должен жить для того, чтобы быть счастливым самому и обеспечивать условия для счастья других людей. Поэтому поиски философами смысла жизни людей, ее сущности как таковой и человеческого счастья неизбежно наталкивались на проблему проблем - выявление первоначала всего, критерия истинности знания обо всем, что человеком познано и достойности его личной жизни и общественного поведения. А чтобы достойно и счастливо пребывать в мире природы и людей, человек создал специальный социально-культурный инструмент взаимообщения под названием мораль.

В античности мораль формировалась как противопоставление физике, науке о природе, как наука о человеке, смысле его жизни и деятельности. Она и поныне ищет ответ на вопрос об истинном предназначении человека на Земле. Следовательно, мораль составляет социально-практическую часть философии, которая непосредственно затрагивает каждого из нас. Вообще, как только люди начинают размышлять о своей жизни и деятельности и о том смысле, который хотят им придать, встает вопрос и о сути, и о смысле морали. Сегодня она представляет собой философские основания взаимоотношений, как с другим человеком, так и всем, что живет в людях и рядом с нами. Принципы и нормы биоэтики логически вытекают из общей теории морали - этики как некой практической части философии. Именно поэтому в современной жизни людей философским основанием биоэтики стала новая интерпретация взаимосвязи естествознания и гуманитарного знания, дающая людям возможность понять и оценить необходимость сохранения жизни на Земле как таковой.

Биоэтика как новая междисциплинарная дисциплина сформировалась в середине ХХ в. на базе гуманной философии и юриспруденции, этики и ряда естественных наук. Но главной составляющей понятия «биоэтика» стала этика, неразрывно связанная с учением о

морали и нравственности. Речь идет о новых морально-нравственных отношениях между медиками и пациентами в связи с революционными достижениями в современном естествознании и медицинских науках, в клинической практике, об этике справедливого распределения ресурсов в здравоохранении и т.д. Центральное же место в биоэтике отводится анализу и синтезу решений ключевых проблем морально-правового проведения биомедицинских исследований и научных экспериментов на животных и человеке. Биоэтика стала продолжением традиционной медицинской этики и деонтологии, которые в современных условиях глобального развития науки и техники должны были интегрироваться с их инновационными достижениями.

Сегодня на идеи и принципы биоэтики опираются многие отрасли познания, стремящиеся соблюдать научную корректность и морально-правовую ответственность. Это, прежде всего, этические принципы научного познания, экологическая этика сбережения живой природы, мораль, обеспечивающая безопасность биотехнологий, нравственный характер гражданского воспитания и образования молодежи. Принципиальное отличие правового регулирования деятельности человека от морально-нравственного заключается в том, что оно реализуется посредством использования государственных законов, правительственных постановлений, судебных решений. Что же касается сути морально-нравственного регулирования, то оно предполагает свободное и добровольное общественное поведение людей, апеллирующих к своему разуму и совести. Иначе говоря, правовые санкции основываются на силе принуждения людей, а морально-нравственные - на силе осознания своей личной ответственности за все поступки и действия, на стремлении к достижению общественной справедливости.

Понятию «справедливость» исключительно важное значение придавал еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.), называя ее добродетелью. Он разработал учение о добродетели, тождественной нравственности поведения человека. Что касается медицины, то в ней биоэтика сегодня выполняет исключительную роль и как наука, и как общеобразовательная дисциплина. В рамках биоэтики справедливость отражает такие требования ко всем медикам, согласно которым оказываемая ими профессиональная медицинская помощь пациентам должна быть соразмерна достижениям медицинской науки и степени нравственной ответственности. И не случайно, что ее сегодня изучают студенты во всех высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях.

К сожалению, среди медиков есть мнение, что преподавание биоэтики должны осуществлять преподаватели клинических кафедр и практические врачи, так как этические проблемы в медицине органично вплетены в ткань клинической практики. Это понятно, но только при этом нельзя забывать, что биоэтическое сознание - продукт социально-философского осмысления острейших проблем сохранения земной жизни вообще и сбережения здоровья людей.

Не случайно сегодня много говорят, а еще больше пишут о биоэтике как новой философско-этической парадигме организации и компетентного управления различными сферами деятельности ученых, медиков, специалистов. Это междисциплинарная наука, изучающая морально-правовые инновации в общественном сознания и поведении людей друг с другом и по отношению ко всему, что живет в мире. В связи с этим само собой возник вопрос: а в чем новизна биоэтики и чем же она отличается от традиционной этики, как учения о морали? Прежде всего, это тоже этика с ее идеями, идеалами и принципами. Это одна из главных составляющих широкой сферы этического учения как практической философии сохранения жизни вообще и сбережения здоровья людей. Для того чтобы понять и по достоинству оценить новизну современной этической парадигмы в науке и здравоохранении, необходимо философски переосмыслить традиционное понимание этики и ее нового социально-культурного статуса в современном обществе как собственно практической философии или нового учения о морали и нравственности.

Ведь этика не случайно со временем превратилась в самостоятельный раздел философского переосмысления сути научного познания естественной природы и создания поистине гуманного человеческого бытия граждан, формирования у всех них осознания личной моральной ответственности за все, когда-либо сотворенное и ныне создаваемое человеком. Этика в ее традиционном понимании есть самобытное учение об идеях, принципах, нормах и правилах функционирования морали и нравственности в различных сферах и областях общественной жизни людей. Поэтому предметом этики было и остается философское осмысление морально-нравственной мысли и практики поведения человека. Понятие этика происходит от древнегреческого слова etos, которое означало некое совместное жилище и одновременно всеобщие правила, порожденные совместным проживанием и деятельностью. Сама этимология термина этика показывает, что ее предметом как науки является общественное

практическое поведение людей, а также нормы, обеспечивающие сплочение людей в обществе, преодоление врожденного животного индивидуализма и агрессии. Но по мере развития общества к этому первоначальному смыслу добавляется много нового.

Люди издавна стремятся осмыслить этику, чтобы понять такие проявления гуманности в образе их жизни, как муки совести, сострадание, стремление к утверждению чести и человеческого достоинства, готовность жертвовать собой во имя сохранения рода и т.д. Еще Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что поистине человеком может быть только тот, кто в мыслях и чувствах своих, и в поведении своем следует повелению совести и идее принесения людям блага и направляется ею. В современном русском языке под этикой понимают философскую науку о поведении, о морали и нравственности. Этика изучает их место и роль в системе различных форм и видов общественного сознания. Она осмысливает природу и моральное состояние отношений людей в конкретном обществе. Этика изучает и развитие нравственности как особой внутренней установки самой личности на общественные и индивидуальные формы бытия. Она философски оценивает и конструирует гуманную идеологию морально-нравственного поведения людей и, прежде всего, молодежи. Тем самым этика как философская дисциплина формулирует гуманные парадигмы и принципы и предлагает морально-нравственные идеалы для прикладной этики.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1603 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...