Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Проблема человеческого бытия является объектом философской мысли более двух с половиной тысячелетий. Формирование философской категории «бытие» явилось результатом исторического развития философской мысли. В зависимости от исторической эпохи и философской позиции мыслителя в понятие бытия вкладывалось различное содержание.
Уже в древнегреческой философии это понятие трактовалось неоднозначно.
1. Бытие рассматривалось как первоначало мира, основа всех вещей. Для милетцев – это конкретный вид вещества. Для атомистов – это атомы.
2. Бытие рассматривалось как существование в философии Парменида.
В философии Авиценны (980 – 1037 гг.) бытие – это произведение божественного разума.
Для Фомы Аквинского (1221 - 1274) подлинным бытием обладает Бог. Мир обладает неполным, ограниченным бытием.
Философия Нового времени ставит проблему познания бытия, с позиции познавательных способностей человека. Впрочем, и само бытие в Новое время начинает рассматриваться не как божественный порядок, а как окружающие чувственные предметы и процессы, которые человек может познать собственным разумом.
Но уже в 19 и 20 веках научно-материалистические взгляды на бытие подвергнуться критике. В экзистенциализме, философии жизни начнется критика познавательной способности разума, сознание человека предстанет как беспомощное. Новое мировоззрение приведет к новой формулировке проблемы бытия. Речь будет идти не о бытие в его многообразных формах, а о лингвистических единицах. Само бытие предстанет как некая неопределенность.
В философии советской России бытие будет рассматриваться с позиции его многоуровневости: неорганическая и органическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие индивидуального. Бытие понималось как бытие природы и как реальный процесс жизнедеятельности людей.
Почему не утихают споры о бытие?
Признание факта существования предмета – вопрос далеко не праздный. История свидетельствует об ошибках и заблуждениях в науке в связи с признанием наличия эфира и, например, не признания существования гена.
Нет бытия вообще, бытие самостоятельно, есть бытие чего-то: предметов, свойств, процессов.
В формах бытия выделяют материальное бытие и идеальное бытие, объективное, т. е. независимое от сознания человека, субъективное бытие, которое зависит от сознания человека. Однако расшифровка содержания перечисленных форм зависит от решения основного вопроса философии – отношения мышления к бытию.
Учение, которое принимает за основу существования одно начало, материальное или духовное, называется монизмом.
В материалистическом монизме под бытием понимается материя, её свойства, материальные процессы. Идеальные образования рассматриваются как продукты материи, ее производные.
На основании материалистического подхода, а также с учётом всеобщих связей сущего выделяются следующие формы бытия:
1. Бытие вещей, процессов, состояний природы и бытие вещей, которые произведены человеком;
2. Бытие в мире вещей человека и специфическое человеческое бытие.
3. Бытие духовного;
4. Бытие социального.
В идеалистическом монизме в основе всего существующего рассматривают идею. В субъективно- идеалистической трактовке бытие находится в отношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений.
Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рассматривающий мир с позиций 2-х равноценных и независимых начал. Применительно к медицине такая позиция приводит к логическому параллелизму, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга, а, значит, снимается проблема единства психического и соматического в человеке.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!